На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), приказа ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГУ-Новосибирское РО фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, OOO "РТС-тендер" открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения ими инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов в 2023 году (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0251100003822000242) (далее - Извещение, Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В связи с обнаружением контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе принято решение о проведении внеплановой проверки.
В ходе проведения внеплановой проверки 19.01.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 22.01.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 11.10.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 33 001 802, 38 руб.;
4) источник финансирования - бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 28.10.2022;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки участников закупки;
7) дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 01.11.2022;
8) по результатам рассмотрения заявок принято решение о соответствии 2 заявок участников закупки требованиям Извещения и Закона о контрактной системе (далее в редакции от 14.07.2022);
9) победителем Конкурса признано АО "Московское протезно-ортопедическое предприятие" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта в размере 33 001 802, 38 руб.;
10) между Заказчиком и Победителем заключен государственный контракт от 16.11.2022 N 1028 (реестровый номер в ЕИС - 1540602374522000270) (далее - Контракт).
1. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
На основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 (далее в редакции от 16.05.2022) "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
В силу пункта 4 Постановления N 617 ограничения, установленные Постановлением N 617 распространяются на товары, включенные в перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза),в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 617 (далее - Перечень), в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено,что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира,с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе,при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Пунктом 3.3.3 проекта контракта Извещения (далее - Проект контракта) предусмотрено, что исполнитель обязан передать изделие получателю (представителю получателя при предъявлении оформленной надлежащим образом доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя получателя) при предъявлении им паспорта на основании акта приема-передачи изделия.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что при выполнении работ ограничение, предусмотренное Постановлением N 617, не применяется.
Согласно Извещению объектом закупки является выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей для обеспечения ими инвалидов и отдельных категорий граждан из числа ветеранов в 2023 году с кодом ОКПД2 - 32.50.22.121 "Протезы внешние" (далее - Товар).
При этом Товар, поставляемый в рамках выполнения работ, содержится в пункте 157 Перечня с аналогичным кодом ОКПД2.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Извещении установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг в соответствии с Постановлением N 617.
Вместе с тем вышеуказанные ограничения не применяются, поскольку закупка предусматривает выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей.
Таким образом, Заказчиком в Извещении неправомерно не применены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг в соответствии с Постановлением N 617.
Кроме того, Комиссией установлено, что Заказчиком в требованиях к составу и содержанию заявки на участие в Конкурсе не установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе наименования страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе и характеристик предлагаемого участником закупки товара, соответствующих показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30, частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021
N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее в ред. от 31.12.2021) утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
На основании пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно подпункту "а" пункта 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения, применяются детализирующие показатели.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В силу пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок Извещения (далее - Порядок оценки) установлен детализирующий показатель "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (далее - Детализирующий показатель) показателя "Наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанных с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
В соответствии с Порядком оценки по Детализирующему показателю Критерия оценивается общая цена исполненных участником закупки договоров на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей. К оценке принимаются исключительно исполненные договоры, без штрафных санкций.
Вместе с тем, по мнению Комиссии, принятие к оценке контрактов без штрафных санкций не может свидетельствовать об отсутствии у участника закупки опыта по успешной поставке товара сопоставимого характера и не соответствует абзацу четвертому подпункта "в" пункта 28 Положения.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего Порядок оценки, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП.
При этом согласно положениям статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанные нарушения истек.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, пункта 11 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. В связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности материалы от 22.01.2024 по делу N П-31/24 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 января 2024 г. N П-31/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2024