На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), приказа ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГУ - Саратовское региональное отделение ФСС России (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком,OOO "РТС-тендер" открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей с целью обеспечения инвалидов (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0260100000622000221) (далее - Извещение, Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В связи с обнаружением контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе принято решение о проведении внеплановой проверки.
В ходе проведения внеплановой проверки 22.01.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 23.01.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 11.10.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 32 960 493,85 руб.;
4) источник финансирования - бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 01.11.2022;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 02.11.2022;
8) по результатам рассмотрения вторых частей заявок принято решение о соответствии 1 заявки участника закупки требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) дата подведения итогов определения поставщика - 02.11.2022;
10) в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку по результатам рассмотрения заявок на участие в Конкурсе только одна заявка участника соответствует требованиям, установленным в Извещении;
11) Заказчиком с Филиалом "Саратовский" (АО "Московское ПРОП") заключен государственный контракт от 14.11.2022 N 490 (реестровый номер в ЕИС - 1645400931922000251) по цене 32 960 493,85 руб.
В силу пункта 1 части 4 статьи 18 Федерального закона от 14.07.2022 N 236-ФЗ "О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации" со дня создания Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации осуществляет функции и полномочия, возложенные на Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечивая непрерывность их исполнения.
1. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг,и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
На основании части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 (далее в редакции от 17.02.2022) "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617).
В силу пункта 4 Постановления N 617 ограничения, установленные Постановлением N 617, распространяются на товары, включенные в перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза),в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N 617 (далее - Перечень), в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях,о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14
Закона о контрактной системе.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено,что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира,с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе,при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки, информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг.
Согласно Извещению объектом закупки является выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей с целью обеспечения инвалидов с ОКПД2 - 32.50.22.121 "Протезы внешние" (далее - Товар), включенным в Перечень.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что ограничение в соответствии с Постановлением N 617 не установлено ввиду того,что при выполнении работ не предусмотрено ограничение допуска товаров в соответствии с Постановлением N 617.
Вместе с тем Комиссией установлено, что в соответствии с пунктом 5.1.5 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью Извещения, исполнитель обязан при передаче результатов работ получателю оформить акт приема - передачи изделия, который подписывается исполнителем и получателем с обязательным отражением в акте приема-передачи изделия реквизитов документа, удостоверяющего личность получателя либо его законного представителя, а также документа, подтверждающего полномочия представителя.
Кроме того, объем выполненных работ в техническом задании Проекта контракта исчисляется в штуках.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что результатом закупаемых работ является изготовление товаров, включенных в Перечень, в связи с чем в силу пункта 4 Постановления N 617 Заказчиком в Извещении неправомерно не установлены ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в соответствии с Постановлением N 617.
Кроме того, Комиссией установлено, что Заказчиком в требованиях к составу и содержанию заявки на участие в закупке, являющихся неотъемлемой частью Извещения (далее - Требования к содержанию, составу заявки), не указано требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе наименования страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки составов административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Пунктом 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) предусмотрено, что лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 852) лицензируемый вид деятельности составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению (далее - Перечень).
В Перечне предусмотрены работы (услуги), выполняемые по травматологии и ортопедии.
В соответствии с Извещением объектом закупки является выполнение работ по изготовлению протезов нижних конечностей с целью обеспечения инвалидов.
Пунктом 5.1.1 Проекта контракта установлено, что исполнитель обязан выполнить своими силами работы, включающие в себя: снятие мерок, индивидуальных слепков с получателя, изготовление изделий, примерку (при необходимости повторные примерки), обучение пользованию изделием, выдачу готового изделия получателю, с оформлением необходимой документации.
В пункте 3 Извещения установлены требования о соответствии пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, предусмотренные к участникам закупки.
В подпункте "б" пункте 1 Требований к содержанию, составу заявки указано, что вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона (документ, подтверждающий наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности по травматологии и ортопедии (далее - Лицензия) (в соответствии с Законом N 99-ФЗ и Постановлением N 852).
Представитель Заказчика в письменных пояснениях, представленных на заседание Комиссии, пояснил, что согласно ГОСТ Р 51819-2022 "Протезирование и протезирование верхних и нижних конечностей. Термины и определение" протезирование конечностей - процесс, заключающийся в проведении комплекса медицинских, технических и организационных мероприятий, направленных на частичное восстановление опорно - двигательных функций и/или устранение косметических дефектов верхних и нижних конечностей с помощью протезов конечностей. Кроме того, в ходе выполнения работ необходимо снятие мерок, примерка протеза, обучение пользованию изделием, которые невозможны без участия врача - протезиста.
Вместе с тем Комиссия, изучив Извещение, приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии Лицензии, поскольку работы, требующие наличие Лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП.
При этом согласно положениям статьи 4.5 КоАП постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за вышеуказанные нарушения истек.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31,части 3 статьи 14, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. В связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности материалы от 23.01.2024 по делу N П-34/24 соответствующему должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 января 2024 г. N П-34/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2024