Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя СПб ГБУЗ "Городская больница N 40 Курортного района" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ООО "Теорикон" (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 1707-ЭП/24 от 23.01.2024) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию защитного сооружения гражданской обороны в 2024году Заказчик (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 18.12.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200047723001078. Начальная (максимальная) цена контракта - 99 248, 00 рублей.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по его мнению, положения Закона о контрактной системе. В частности, Заявитель полагает, что Заказчиком нарушен порядок дачи разъяснений положений извещения о проведении закупки.
Информация, изложенная в жалобе, а также сведения, размещенные в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Комиссия УФАС отмечает, что Закон о контрактной системе не устанавливает специальных требований к содержанию, объему разъяснений положений документации, в том числе к их полноте, равно как и не обязывает Заказчика вносить изменения в извещении о проведении закупки по требованию участников закупки.
Анализ размещенных в ЕИС разъяснений извещения позволяет прийти к выводу о том, что указанные разъяснения не меняют сути извещения и не изменяют объект закупки.
В частности, 19.01.2024 в ЕИС заказчиком были опубликованы Разъяснения положений извещения об осуществлении закупки от 19.01.2024 NРИ1, содержащие текста запроса, а также непосредственно разъяснения Заказчика следующего содержания:
Просим Вас дать разъяснения по следующим вопросам:
1. В Описании объекта закупки указано, что ТО должно быть проведено в объеме регламента N3, в объеме регламента N2, но сами регламенты не прописаны в документации.
Указан только: состав работ ТО N3 - это и есть регламент N3?
Где регламент N2?
2. В п.3.3.2.3 указано:
"Техническое обслуживание элементов электротехнического оборудования, системы водоснабжения и канализации проводится в объемах и с периодичностью установленными инструкциями на данный вид оборудования"
- каким именно инструкциями? Просим указать конкретно, какие именно работы должен производить Исполнитель.
- на какое именно оборудование?
3. Описание тех действий, которые должен произвести Исполнитель, указаны в Описании объекта закупки очень расплывчато, без конкретики, некоторые работы противоречат друг другу.
Просим уточнить данное задание, указав конкретно, какие работы должен произвести Исполнитель для какого оборудования, в каком объеме, так как без четкого задания нет понимания того, что нужно Исполнить, а следовательно, верно рассчитать стоимость своего предложения.
По существу запроса сообщаем:
Ответ на вопрос 1: Объемы работ определяются Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны".
Перечень нормативных документов, определяющих требования к услугам по техническому обслуживанию:
- Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 15 декабря 2002 г. N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны";
- СП 88.13330.2014 "Защитные сооружения гражданской обороны". Актуализированная редакция СНиП II-11-77*";
- СП 48.13330.2011 "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" (с изменением);
- ГОСТ 12.1.004-91 ССБТ "Пожарная безопасность. Общие требования" (с изменением);
- СП 118.13330.2012* "Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009" (с изменениями);
- СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений";
- СП 256.1325800.2016 "Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа";
- СП 73.13330.2016 (СНиП 3.05.01-85) "Внутренние санитарно-технические системы";
- СНиП 3.01.09-84 "Приемка в эксплуатацию законченных строительством защитных сооружений и их содержание в мирное время";
- ГОСТ 15.601-98 "Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП). Техническое обслуживание и ремонт техники. Основные положения".
Объемы проводимых работ должны соответствовать руководящим документам, в которых прописаны все требования к техническому обслуживанию и регламенты.
Ответ на вопрос 2: Пунктом 3.3.2.3 технического задания (Приложение N1 к Описанию объекта закупки) установлен перечень услуг (работ) входящих в техническое обслуживание:
"3.3.2.3. Электроизмерительные приборы.
Техническое обслуживание электроприборов выполняется одновременно с обслуживанием оборудования, на котором они установлены.
При техническом обслуживании проверяется:
- отсутствие в стекле, корпусе и между стеклом и корпусом щелей и трещин;
- отсутствие пыли на шкале и видимых сквозь стекло частях механизма;
- нулевое положение стрелки прибора;
- отсутствие посторонних шумов;
- исправность электропроводки;
- сохранность пломб;
- надежность крепления;
- чистота стекла и лицевой части прибора.
Приборы измерения и контроля.
В объем технического обслуживания приборов входят:
- наружный осмотр и очистка приборов;
- проверка их крепления по месту установки, проверка наличия пломб и маркировки;
- смазка механизмов движения;
- доливка специальных жидкостей;
- замена прокладок в местах подтекания жидкости;
- проверка исправности заборных устройств, источников питания у газоанализаторов.
Техническое обслуживание элементов электротехнического оборудования, системы водоснабжения и канализации проводится в объемах и с периодичностью установленными инструкциями на данный вид оборудования".
Инструкции на оборудования устанавливаются заводом-изготовителем данного оборудования и руководящими документами, представленными в п.1 технического задания.
Оборудование соответствует сведениям, указанным в пункте 3.1 технического задания:
"3.1. Общие сведения об сооружении:
3.1.1 Защитное сооружение N 0712, встроенное, 3 класса с 2 режимами вентиляции, вместимость 150 чел.;
3.1.2. Площадь сооружения -218,7 м2;
3.1.3. Объем сооружения - 525 м3;
3.1.4. Год ввода в эксплуатацию 1974 г".
Ответ на вопрос 3: Перечень оборудования определяется типом защитного сооружения, его классом, режимами вентиляции, его площадью и вместимостью, согласно руководящим документам обозначенным в п.1 технического задания (Приложение N1 к Описанию объекта закупки).
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих факт нарушения Заказчиком норм Закона о контрактной системе при даче разъяснений положений извещения.
Кроме того, в силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1-п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе,под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки содержится в составе извещения о проведении аукциона.
При этом, Заявителем в составе жалобы не указано, каким образом содержание описания объекта закупки не соответствует нормам Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия УФАС отмечает, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.01.2024 NИЭА1, на участие в рассматриваемой закупке было подано две заявки на участие в аукционе, которые были признаны соответствующими требованиям извещения, что указывает на то, что содержание извещения о проведении аукциона позволяет участникам закупки сформировать свое предложение относительно исполнения условий контракта.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Теорикон" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 января 2024 г. N 44-378/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2024