Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Пызиной Н.Г.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю И.Ю. Литвиненко,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В.,
в присутствии представителей:
от заказчика - Абраменко В.И.,
от заинтересованной стороны - в отсутствие представителей,
У С Т А Н О В И Л А :
В Ставропольское УФАС России из Управления городского хозяйства администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "Стройпроект" по факту расторжения контракта N 6А-22 от 08.04.2022 г. На выполнение работ по проектированию объектов капитального строительства (электро, газо, водоснабжения, водоотведения); строительство инженерных сетей на земельных участках для семей, имеющих трех и более детей на территории Ставропольского края города- курорта Железноводска пос. Иноземцево, район "Янтаря".
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "Стройпроект" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения представителя заказчика, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
22.04.2022 года междуООО "Стройпроект" (далее - Подрядчик) и Управления городского хозяйства администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края (далее - Заказчик) заключен муниципальный контрактN 6А-22 от 08.04.2022 г. На выполнение работ по проектированию объектов капитального строительства (электро, газо, водоснабжения, водоотведения); строительство инженерных сетей на земельных участках для семей, имеющих трех и более детей на территории Ставропольского края города- курорта Железноводска пос. Иноземцево, район "Янтаря".
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения (статья 709 ГК РФ).
В соответствии с нормами пункта 2 статьи 702 и статьи 708 ГК РФ начальный и конечный срок выполнения работ является существенным условием договора подряда.
В соответствии с п. 1.1. контракта в соответствии с условиями Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по проектированию объектов капитального строительства (электро, газо, водоснабжения, водоотведения); строительство инженерных сетей на земельных участках для семей, имеющих трех и более детей на территории Ставропольского края города -курорта Железноводска пос. Иноземцево, район "Янтаря" по заданию Заказчика (Приложение N 1 к Контракту) и сдать его результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно п. 1.2. Контракта Работы по Контракту выполняются в соответствии с Техническим заданием (приложение 1 к Контракту) и являются неотъемлемой частью Контракта.
В п. 2.1. Контракта установлено: "Срок выполнения работ по Контракту с момента заключения контракта по 01.09.2022 года".
Изменение сроков выполнения работ, предусмотренных Контрактом, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами.
Пунктом 2 статьи 763 ГК РФ предусмотрено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
Пунктом 1 статьи 766 ГК РФ предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Под государственным (муниципальным) контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, который заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и федеральными законами.
Законом N 44-ФЗ регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона).
Исходя из материалов дела, а так же условий Контракта Подрядчик обязался выполнить по заданию заказчика работы по проектированию объектов капитального строительства (электро, газо, водоснабжения, водоотведения); строительство инженерных сетей на земельных участках для семей, имеющих трех и более детей на территории Ставропольского края города -курорта Железноводска пос. Иноземцево, район "Янтаря" в сроки, предусмотренные контрактом, и сдать результат заказчику, а заказчик - принять результат Работ и оплатить его.
08.04.2022 г. ООО "Стройпроект" в адрес Заказчика направлено письмо с просьбой предоставить в кратчайшие сроки исходно- разрешительные документы для данного объекта закупки.
При этом, 22.08. 2022 г. Заказчиком в адрес ООО "Стройпроект" направлено письмо, согласно которому в связи с просрочкой исполнения условий контракт, будет производится начисление пени.
25.08.2022 г. ООО "Стройпроект" в ответ на письмо заказчика от 22.08.2022 г. в адрес Заказчика направлено письмо, в котором указано, что "Так как нет до сих пор данных дополнительных изысканий, просим продлить сроки муниципального контракта N 6А-22 от 08.04.2022 г. Или расторгнуть данный контракт в обоюдном порядке".
Помимо прочего, Заказчик требовал от Подрядчика выполнить работы, которые не были предусмотрены Контрактом, а именно: работы по проектированию объектов капитального строительства газоснабжения.
На основании п. 1 ст. 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
В нарушение статьи 718 ГК РФ Заказчик не оказывал никакого содействия при выполнении работ.
Так, только 26.09.2023 г. Между ООО "Стрйпроект" и Управления городского хозяйства администрации города-курорта Железноводска Ставропольского края было заключено дополнительное соглашение N1 к контракту N 6А-22 от 08.04.2022 г., согласно которому, стороны пришли к соглашению исключить из предмета контракта- выполнение работ по проектированию объектов капитального строительства по газоснабжению.
Рассматривая вышеуказанную переписку и позицию сторон, необходимо отметить, что фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства не подтверждают виновного и недобросовестного поведения со стороны участника закупки, иных доказательств, сторонами не представлено.
В соответствии с п. 12.7 Контракта, Настоящий Контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Статьей 12.1 Закона N44-ФЗ установлено что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю).
Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В связи с тем, что ООО "СтройПроект" не исполнило условия Контракта надлежащим образом, Заказчик 29.12.2023 г. принял решение о расторжении Контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона N44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
На основании изложенного 10.01.2024 г. решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым.
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Из сведений, представленных в материалы дела, следует, что между заказчиком и исполнителем велась переписка по исполнению контракта, в том числе по предоставлению всех исходных данных, которые необходимы для оказания услуг на выполнение работ по проектированию объектов капитального строительства (электро, газо, водоснабжения, водоотведения); строительство инженерных сетей на земельных участках для семей, имеющих трех и более детей на территории Ставропольского края города- курорта Железноводска пос. Иноземцево, район "Янтаря", а именно, с целью решения возникших проблем с внесением изменений в Контракт для получения положительной экспертизы по контракту.
В ходе проведения внеплановой проверки, Комиссией Ставропольского УФАС России установлено следующее:
Частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Заказчик- Управление городского хозяйства администрации города- курорта Железноводска 29.12.2023 г. принял решение о расторжении Контракта. 10.01.2024 г. решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым.
В связи с чем, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта,должно быть направлено в адрес Ставропольского УФАС России- не позднее 12.01.2024 г.
Обращение Управления городского хозяйства администрации города- курорта Железноводска о включении в РНП сведений об ООО "Стройпроект" направлено в адрес Ставропольского УФАС России 16.01.2024, т.е. позже установленного законом срока.
Таким образом, заказчиком нарушено требование ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2, 8 ст. 104, ст. 95 Закона N 44-ФЗ и Правилами N 1078 Комиссия
Р Е Ш И Л А :
1. Сведения в отношении ООО "Стройпроект" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии Н.Г. Пызина
И.Ю. Литвиненко
Члены комиссии
П.В. Попова
Исп.Литвиненко И.Ю.
тел.-
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 23 января 2024 г. N 026/10/104-76/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.01.2024