Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Пызиной Н. Г.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Литвиненко И. Ю.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
В присутствии представителей:
от заказчика - Чугаева С. П.,
от ООО "Глобалс Аудит"- в отсутствие представителя,
УСТАНОВИЛА
В Ставропольское УФАС России поступило обращение ООО "Глобалс Аудит", содержащее указание на нарушения, допущенные Заказчиком - АО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ СТАВРОПОЛЬ" при осуществлении закупки N 0421000000623000001 "Оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Акционерного общества "Международный аэропорт Ставрополь" за 2023 год".
Частью 4 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудиторской деятельности) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, публично-правовой компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по результатам проведения не реже чем один раз в пять лет электронного конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при этом установление требования к обеспечению заявок на участие в конкурсе и (или) к обеспечению исполнения контракта не является обязательным.
В соответствии с пунктом 7 части 4 статьи 1 Закона о закупках данный закон не регулирует отношения, связанные с осуществлением заказчиком отбора аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности заказчика в соответствии со статьей 5 Закона об аудиторской деятельности.
Соответствующая закупка, согласно части 4 статьи 5 Закона об аудиторской деятельности обязана осуществляться Заказчиками посредством электронного конкурса в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон 44-ФЗ). При этом, при осуществлении данной закупки не подлежат применению положения Закона о контрактной системе в части планирования, нормирования закупок, исполнения заключенных контрактов.
Таким образом, обжалуемая закупка не содержит идентификационный код, в связи с чем, обращение ООО "Глобалс Аудит" приняо к рассмотрению в порядке ст. 99 Закона N 44-ФЗ.
По мнению Заявителя, его законные права и интересы, а также права неограниченного круга лиц нарушены установленным Заказчиком порядком рассмотрения и оценки заявок.
На дату рассмотрения обращения по итогам проведения закупки N 0421000000623000001 "Оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Акционерного общества "Международный аэропорт Ставрополь" за 2023 год" с ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АУДИТОРСКАЯ ФИРМА "ПРОФИ" заключен контракт.
Комиссия, рассмотрев доводы обращения, заслушав возражения Заказчика, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
Извещение о проведении закупки размещено на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - Официальный сайт, ЕИС) 18.12.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 250 000,00 руб.
На участие в закупке подано 7 заявок. Все заявки признаны соответствующими требованиям.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона 44-ФЗ порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации .
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлен порядок оценки заявок участников закупки (далее - ПП N 2604).
Пунктом 3 ПП N 2604 установлено, что для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно п. 24 ПП N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
1. Заказчиком по критерию оценки заявок "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по показателю: Наличие у участников закупки финансовых ресурсов" установлен детализирующий показатель: Размер лимита ответственности страховщика по одному страховому случаю по полису страхования профессиональной ответственности Участника закупки.
Так же заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок:
Значение количества баллов по критерию оценки определяется по формуле:
где:
Хi - значение характеристики, содержащееся в предложении участника открытого конкурса в электронной форме, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ оценке по показателю;
- предельное минимальное значение характеристики, установленное заказчиком - 10 млн. руб.;
- предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком - 30 млн. руб.
Заявитель указывает, что данные детализирующий показатель не относится к финансовым ресурсам, что нарушает требования ПП N 2604.
При этом, пункт 4.1 части 1 статьи 13 Закона об аудиторской деятельности устанавливает, что аудиторские организации, индивидуальные аудиторы при оказании аудиторских услуг вправе страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате осуществления аудиторской деятельности.
Из пояснений Заказчика следует, что наличие страхования гражданской ответственности аудиторской организации является одним из показателей, позволяющих получить представление о надежности данного субъекта предпринимательской деятельности, а также о гарантированности соблюдения условий договора и достоверности аудиторского заключения.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что страхование в данном случае является "финансовым ресурсом", так как в случае причинения убытков заказчику страховая компания осуществит их возмещение вместо исполнителя в размере, не превышающем установленный лимит по договору страхования.
На основании изложенного указанный довод не нашел подтверждения.
Кроме того, Заявитель указывает, что Заказчиком не правомерно установлены:
- предельное минимальное значение характеристики, установленное заказчиком - 10 млн. руб.;
- предельное максимальное значение характеристики, установленное заказчиком - 30 млн. руб.
Комиссия отмечает, что выбранная Заказчиком формула соответствует абзацу 20 Постановления Правительства 2604, при этом устанавливать предельное максимальное и (или) предельное минимальное значение по показателям оценки, которые будут приняты к рассмотрению, является правом Заказчика.
Установление минимального показателя в размере 10 млн. руб. обусловлено хозяйственной деятельностью аэропорта. Учитывая, что деятельность аэропорта является доходной, некачественное оказание услуг аудиторской организацией, может привести к убыткам.
Также в адрес Комиссии не представлены доказательства того, что установление указанного порядка оценки привело к нарушению прав участников закупки.
Таким образом, Комиссия не находит оснований для признания данного довода обоснованным.
В части довода Заявителя об отсутствии проверки со стороны Заказчика исчерпал ли участник "общую сумму" страхования или страхование ответственности еще действует Комиссия признает необоснованным, по причине того, что данное обстоятельство не приводит к ограничению числа участников, не является препятствием к участию в закупке.
2. Согласно пп. "а" п. 28 ПП N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
Заказчиком по критерию оценки заявок "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по показателю: "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта (договора)" установлен детализирующий показатель: Общее количество исполненных договоров
Согласно пп. "в" п. 28 ПП N 2604 документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Согласно пп. "д" п. 20 ПП N 2604 в случае, если лучшим является наименьшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение () характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение () характеристики объекта закупки, - по формуле:
Заказчиком установлена формула для оценки показателя в соответствии с пп. "д" п. 20 ПП N 2604.
Так же Заказчиком установлено, что оценке подлежат исполненные договоры в области деятельности Заказчика*;
*Под деятельностью Заказчика признается вид экономической деятельности (на уровне подкласса), указанный в Едином государственном реестре юридически лиц согласно "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" с даты его ведения для целей применения при государственной регистрации юридических лиц - "Деятельность аэропортовая" (ОКВЭД 52.23.11).
Согласно доводу Заявителя Заказчик в части оценки опыта работы участников, связанного с предметом договора устанавливает минимальное и максимальное значение параметра, что по мнению Заявителя ограничивает число участников, предоставляет преимущество определенным предприятиям. Также Заказчик использует при расчете характеристики исключительно в области деятельности Заказчика, которые не подтверждаются исчерпывающим перечнем документов.
Согласно позиции Заказчика условие закупочной документации о предоставлении для оценки по критерию квалификации участников закупки договоров с организациями, осуществляющими проведение аудита с организациями, осуществляющими аэропортовую деятельность является исполнимым и обусловлено спецификой работы АО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ СТАВРОПОЛЬ".
Кроме того, установление одновременно предельного минимального и предельного максимального значений показателя прямо предусмотрено ПП N 2604 ( пп. "д" п. 20 ПП N 2604).
Таким образом, Комиссией установлено, что проведение аудита участником закупки, имеющим опыт проведения аудита по указанному в закупочной документации виду деятельности, позволяет наиболее полно обеспечить качественное оказание услуг и снижает риски.
Закон о контрактной системе позволяет Заказчику самостоятельно определять содержание критериев оценки исходя из своих потребностей, но в рамках законодательства о контрактной системе.
Доводы заявителя об ограничении количества участников закупки установленным заказчиком порядком оценки не отвечают существу проведения процедуры конкурса, поскольку положения порядка оценки влияют на присвоение баллов в отношении поданных заявок, но не определяют условия допуска участников к конкурсу. При таких данных, иное видение Заявителем методики оценки не может свидетельствовать о нарушении заказчиком Закона о контрактной системе.
Установленный заказчиком в извещении об осуществлении закупки стоимостной, а также нестоимостной критерии оценки не препятствует участию подателя жалобы в конкурсе и не означает невозможность стать победителем, не предрешает исхода закупки.
Таким образом, в действиях заказчика нарушения требований Закона N 44-ФЗ при установлении порядка оценки заявок не установлено.
Комиссия, руководствуясь ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - АО "МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ СТАВРОПОЛЬ" при осуществлении закупки N 0421000000623000001 "Оказание услуг по проведению обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности Акционерного общества "Международный аэропорт Ставрополь" за 2023 год" при установлении порядка оценки заявок соответствующими требованиям Закона N 44-ФЗ и ПП N 2604.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии Н. Г. Пызина
Члены комиссии
И. Ю. Литвиненко
Е.В. Вишневская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 26 января 2024 г. N 026/06/9-45/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2024