Резолютивная часть решения оглашена 25.01.2024
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) рассмотрела жалобу ООО "Медицинские изделия" (г. Казань) на положения извещения об электронном аукционе на закупку расходных материалов (наборы акушерские/гинекологические) для нужд ГБУЗВО "ГБ N2 г. Владимира" (N закупки 0128200000123007839), в открытом заседании,
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-33/2024 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
19.01.2024 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Медицинские изделия" (далее ООО "Медицинские изделия", заявитель, Общество) на положения извещения об электронном аукционе на закупку расходных материалов (наборы акушерские/гинекологические) для нужд ГБУЗВО "ГБ N2 г. Владимира" (N закупки 0128200000123007839).
В жалобе заявитель указал, что описание объекта закупки составлено с нарушениями требований Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно в техническом задании указаны наборы, в состав которых входят зеркала с такими техническими характеристиками: "Количество зубцов на фиксаторе не более 8 и не менее 6 шт., которые между собой имеют расстояние с шагом не уже 2,9 - 6,5 мм. Рукоятка нижней створки - не менее 13 см от оси вращения створок до конца рукоятки", а также "бахилы в капсуле" в состав набора
гинекологического добавляет единственный производитель - ЗАО "Медицинское предприятие Симург", Республика Беларусь.
Также в техническом задании указаны зеркала "с индикатором оценки pH среды влагалища стерильное, нижняя створка зеркала оснащена двумя индикаторами круглой формы. Активный индикатор нанесен на гидрофильную основу, расположен ближе к краю створки и предназначен для оценки уровня рН влагалищной среды (окраска индикатора синяя, сине-зеленая). Контрольный индикатор расположен ближе к рукоятке, не изменяет свою окраску (сине-зеленая) и предназначен для оценки изменения окраски активного индикатора, который при рН влагалищной среды 4,5 и ниже изменяет свою окраску", указанные параметры товара также может изготавить только один производитель: ЗАО "Медицинское предприятие Симург", Республика Беларусь.
Таким образом, Заказчиком представлены технические характеристики товара для участия ограниченного круга участников, что приведет к ограничению конкуренции.
На основании изложенного заявитель просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку, признать в действиях заказчика нарушение требований статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Представитель заказчика возразил относительно существа жалобы, выразив мнение о ее необоснованности, пояснив, что показатель "Количество зубцов на фиксаторе не более 8 и не менее 6 шт., которые между собой имеют расстояние с шагом не уже 2,9 - 6,5 мм." в техническом задании Заказчика отсутствует.
Приказом ГБУЗ ВО "ГБ N2 г. Владимира" N17ахв от 15.01.2024 г. в техническое задание электронного аукциона (извещение N0128200000123007839) были внесены изменения, в том числе Заказчиком были исключены требования о наличии в составе наборов бахил в капсулах.
Касаемо требований к показателю "Рукоятка нижней створки - не менее 13 см от оси вращения створок до конца рукоятки" сообщаем, что требование к длине рукоятки нижней створки зеркала гинекологического в составе набора гинекологического обусловлено тем, что использование зеркала с длинной рукояткой позволяет провести необходимую процедуру более безболезненно, быстрее и комфортнее как для врача, так и для пациента, поскольку длинная рукоятка позволяет изменить угол наклона зеркала, когда оно уже находится во влагалище, а также позволяет легко манипулировать инструментом.
Установление требований о наличии индикаторов РН обусловлено потребностью, а именно уровень РН влагалища это показатель, характеризующий уровень кислотнощелочного состояния влагалищной среды женщины, который выражается в условных единицах рн. Кислотно-щелочное равновесие во влагалище зависит от жизнедеятельности нормальных или патогенных микроорганизмов, живущих во влагалище. Такая особенность способствовала использованию этого показателя для диагностики различных заболеваний влагалища, прежде всего дисбактериоза во влагалище. Нормальный уровень РН составляет 4,5. Исследование, которое выявило связь между уровнем кислотности влагалища и патологиями шейки матки - менее кислые влагалищные среды более вероятно связаны с более серьезными патологиями шейки матки. Измеряют уровень РН влагалища несколькими способами:
-бумажные индикаторные полоски помещают во влагалище;
-на поверхности гинекологического зеркала имеется индикатор (индикаторы) уровня рН, что позволяет произвести измерения прямо во время осмотра, не проводя дополнительных манипуляций, доставляющих дискомфорт пациенткам.
Зеркало вагинальное, "одноразового использования" с характеристиками, указанными в техническом задании, даёт преимущество в удобстве использования, повышает качество работы гинеколога. Не надо использовать отдельно тест-полоски для определения РН среды, что минимизирует время для осмотра и так же ведет к экономии средств учреждения, ввиду отсутствия в необходимости дополнительного приобретения тест-полосок для определения рН.
Таким образом, Заказчик при описании объекта закупки исходил из потребностей пациентов, в целях защиты их жизни и здоровья, для оказания эффективной медицинской помощи.
Представитель уполномоченного органа указал, что согласно п.2.1.8 порядка взаимодействия уполномоченный орган Владимирской области, рассматривает извещения об осуществлении закупки заказчиков Владимирской области в части установления требований к участникам закупок, существенных условий контракта на соответствии Федеральному закону N44-ФЗ.
Таким образом, нарушений законодательства со стороны уполномоченного органа при осуществлении данной закупки не допущено.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
28.12.2023 на официальном сайте в единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение N 0128200000123007839 о проведении электронного аукциона на закупку расходных материалов (наборы акушерские/гинекологические)для нужд ГБУЗ ВО "ГБ N2 г. Владимира".
Начальная (максимальная) цена контракта: 974 448,00 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Из приведенных норм Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе включить в документацию электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения.
Таким образом, заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. А вышеуказанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности Заказчика относительно требований к поставляемому товару, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
На заседании Комиссии Владимирского УФАС России было установлено, что обжалуемый Обществом показатель "Количество зубцов на фиксаторе не более 8 и не менее 6 шт., которые между собой имеют расстояние с шагом не уже 2,9 - 6,5 мм." в техническом задании заказчика отсутствует.
Требование о наличии "в составе наборов бахил в капсулах" исключены заказчиком в соответствии с приказом ГБУЗ ВО "ГБ N2 г. Владимира" N17 ахв от 15.01.2024.
Как указывает заказчик, требование к показателю "Рукоятка нижней створки - не менее 13 см от оси вращения створок до конца рукоятки" обусловлено тем, что использование зеркала с длинной рукояткой позволяет провести необходимую процедуру более безболезненно, быстрее и комфортнее как для врача, так и для пациента, поскольку длинная рукоятка позволяет изменить угол наклона зеркала, когда оно уже находится во влагалище, а также позволяет легко манипулировать инструментом.
Установление требований о наличии индикаторов РН обусловлено потребностью, а именно уровень РН влагалища это показатель, характеризующий уровень кислотнощелочного состояния влагалищной среды женщины, который выражается в условных единицах рн. Кислотно-щелочное равновесие во влагалище зависит от жизнедеятельности нормальных или патогенных микроорганизмов, живущих во влагалище. Такая особенность способствовала использованию этого показателя для диагностики различных заболеваний влагалища, прежде всего дисбактериоза во влагалище. Нормальный уровень РН составляет 4,5. Исследование, которое выявило связь между уровнем кислотности влагалища и патологиями шейки матки - менее кислые влагалищные среды более вероятно связаны с более серьезными патологиями шейки матки. Зеркало вагинальное, "одноразового использования" с характеристиками, указанными в техническом задании, даёт преимущество в удобстве использования, повышает качество работы гинеколога. Не надо использовать отдельно тест-полоски для определения РН среды, что минимизирует время для осмотра.
В рассматриваемом случае целью проведения торгов является обеспечение заказчика изделиями медицинского назначения, соответственно в аукционной документации установлены четкие и конкретные требования к поставляемому заказчику товару с учетом собственных потребностей заказчика, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
Предъявляемые заказчиком требования норм действующего законодательства не нарушают, доказательства обратного в материалах дела не представлено.
Доказательства того, что сформулированные заказчиком требования не являются объективными, привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд, снизили потенциальную эффективность проводимых торгов вследствие необоснованного устранения потенциальных участников в материалах дела отсутствуют, как и отсутствуют доказательства того, что установленные в Описании объекта закупки заказчиком требования привели к ограничению конкуренции. В материалах дела также отсутствуют доказательства того, что техническое задание необоснованно составлено под одного производителя.
Таким образом, в рассматриваемом случае, положения аукционной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медицинские изделия" на положения извещения об электронном аукционе на закупку расходных материалов (наборы акушерские/гинекологические) для нужд ГБУЗВО "ГБ N2 г. Владимира" (N закупки 0128200000123007839), по доводам изложенной в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 25 января 2024 г. N 033/06/33-33/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2024