на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок, Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ) провела внеплановую проверку соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд администрацией города Струнино Александровского района Владимирской области при проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме в собственность муниципального образования город Струнино Александровский район Владимирской области (номер извещения 0128300006623000083).
Основание для проведения внеплановой проверки: поручение ФАС России от 13.06.2019 N МЕ/49839-ПР/19.
В результате проведения внеплановой проверки, предусмотренной частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Инспекция Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком - администрацией города Струнино Александровского района Владимирской области инициирована закупка путем проведения электронного аукциона на приобретение жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме в собственность муниципального образования город Струнино Александровский район Владимирской области (номер извещения 0128300006623000083).
24.11.2023 в единой информационной системе в сфере закупок было опубликовано
извещение о проведении электронного аукциона N 0128300006623000083 на приобретение жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме в собственность муниципального образования город Струнино Александровский район Владимирской области.
В Приложении N 2 к Извещению осуществлено описание объекта закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта: 3 467 150,80 рублей.
Оператор электронной торговой площадки: АО "ЕЭТП".
Дата и время окончания срока подачи заявок 04.12.2023 13:00.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 05.12.2023.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0128300006623000083 от 05.12.2023 по окончанию срока подачи заявок до 04.12.2023 13:00:00 была подана единственная заявка на участие в электронном аукционе.
Комиссия по осуществлению закупок рассмотрела единственную заявку на участие в закупке, информацию и документы на соответствие извещению об осуществлении закупки и приняла решение о соответствии указанной заявки.
По результатам рассмотрения единственной заявки участника электронного аукциона, указанная закупка признана несостоявшейся на основании п.1 ч.1 ст. 52 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании п.6 ч.2 ст.52 Закона о контрактной системе в сфере закупок между администрацией города Струнино Александровского района Владимирской области и Худовой О.Е. заключен контракт на приобретение жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме в собственность муниципального образования город Струнино Александровский район Владимирской области.
По итогам проведения проверки, Инспекция установила следующее.
В силу пунктов 1, 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации Кодекса (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В соответствии со статьей 18 Жилищного кодекса Российской Федерации право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Кодексом, данным кодексом и другими федеральными законами.
На основании статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Государственная регистрация прав на указанные объекты недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости или совершенной после дня вступления в силу Закона N 122-ФЗ сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Кодексом и названным Федеральным законом.
Таким образом, государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество в отдельных случаях не является обязательной. В качестве объекта закупки может выступать товар, находящийся в гражданском обороте, в отношении которого действующим законодательством предусмотрено лишь наличие права собственности.
Кроме того, исходя из статей 15, 69 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество может быть осуществлена одновременно с государственной регистрацией перехода таких прав либо одновременно с государственной регистрацией сделки с объектом недвижимости.
Таким образом, требование о представлении документов о государственной регистрации такого права действующим законодательством не предусмотрено.
Кроме того, согласно позиции изложенной в пункте 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем" согласно которой, параграф 7 главы 30 ГК РФ не содержит положений, запрещающих заключение договоров купли-продажи в отношении недвижимого имущества, право собственности продавца на которое на дату заключения договора не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, но по условиям этого договора возникнет у продавца в будущем (договор купли-продажи будущей недвижимой вещи), судам следует исходить из того, что отсутствие у продавца в момент заключения договора продажи недвижимости права собственности на имущество - предмет договора - само по себе не является основанием для признания такого договора недействительным.
При этом в силу положений статей 2, 3, 3.2, 4 Закона о закупках, статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также разъяснений, содержащихся в письме Федеральной антимонопольной службы N ИА/44536/16 от 01.07.2016 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" у участника закупки отсутствует обязанность иметь в наличии товар в момент подачи заявки.
Однако заказчиком по рассматриваемому электронному аукциону было установлено требование к участникам закупок о предоставление следующих документов:
- правоустанавливающие документы на квартиру (копия свидетельства о государственной регистрации
права или приравненный к нему документ и документов -оснований для регистрации права);
- копия выписки из ЕГРН на объект недвижимости (квартиры)
- копии технического плана (или технического паспорта) объекта недвижимости (квартиры) в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости")
- решение органов опеки и попечительства на продажу квартиры (доли), в случае наличия в семье несовершеннолетних детей, имеющих право собственности на жилое помещение или зарегистрированных (проживающих) в квартире на момент подачи заявки;
- Выписка из домой книги о зарегистрированных гражданах в помещении.
- Справки об отсутствии задолженности за жилищно-коммунальные услуги по помещению (актуальную на дату подачи заявки ).
- Нотариальное согласие супруги (супруга) на совершение сделки в случае имеющихся таковых, согласно статьи 35 Семейного кодекса Российской Федерации.
- Нотариальная доверенность на проведение всех действий связанных с продажей квартиры.
Таким образом, установление заказчиком в извещении о закупке требований о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих право собственности на жилое помещение, а также документов, необходимых для регистрации права собственности на недвижимость, противоречит положениям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 3,4, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Инспекция Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Заказчика- администрацию города Струнино Александровского района Владимирской области, при проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме в собственность муниципального образования город Струнино Александровского района Владимирской области, признать нарушим требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
2. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать, поскольку Заказчиком 18.12.2023 заключен государственный контракт.
3.Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 26 января 2024 г. N 6/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2024