Резолютивная часть оглашена
26.01.2024 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), жалобу ООО "Самторес-М" на действия конкурсной комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Проектирование, реставрация с приспособлением под поликлинику объекта культурного наследия регионального значения "Больница общества "Красного Креста", г. Самара, ул. Буянова, 11/ул. Льва Толстого, 136" (извещение N 0142200001323029867, начальная (максимальная) цена контракта - 39 985 499,88 руб.),
в присутствии представителей: от Заказчика (доверенность), от Уполномоченного органа (доверенность), от Заявителя (доверенность),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на действия комиссии при проведении открытого конкурса в электронной форме.
Согласно доводам жалобы, конкурсной комиссией неправомерно признана несоответствующей и отклонена заявка ООО "Самторес-М".
На основании вышеизложенного, Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили в удовлетворении жалоб отказать, указывая на отсутствие нарушений, Заказчик и Уполномоченный орган предоставили письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, извещение об аукционе, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с подпунктом а пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона
В соответствии с пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях: несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 18.01.2024 NИЭОК1 заявка участника (N2) отклонена на основании п. 3 ч. 12 ст. 48 44-ФЗ - несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 44-ФЗ "отсутствует выписка из реестра лицензий лицензирующего органа, либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выданной Министерством культуры Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2022 N 67 "О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации": п. 1. Разработка проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации".
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частью 1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки.
Перечень видов деятельности, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, установлен Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").
В извещении о закупке было установлено следующее требование к участникам: "Участник должен обладать лицензией на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выданной Министерством культуры Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.01.2022 N 67 ''О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации'': п. 1. Разработка проектной документации по консервации, реставрации и воссозданию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации; в составе заявки участник закупки предоставляет сведения о лицензии в виде выписки из реестра лицензий лицензирующего органа, либо копию акта лицензирующего органа о принятом решении".
В силу пункта 2 статьи 3 Закона N 99-ФЗ (в ред. ФЗ N 478-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий (до 01.01.2021 года наличие лицензии подтверждалось документом в электронном виде или на бумажном носителе).
Согласно части 8 статьи 21 Закона N 99-ФЗ сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата.
Таким образом, в соответствии с документацией закупки, в качестве подтверждения наличия лицензии юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем может быть предоставлен один из документов, указанных в части 8 статьи 21 Закона N 99-ФЗ.
По смыслу норм статьи 21 Закона N 99-ФЗ сведения о конкретной лицензии подтверждаются в форме электронного документа в виде выписки из реестра лицензий либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении также в дополнение к записи в соответствующем реестре лицензий, а не в дополнение в копии лицензии на бумажном носителе, как указывает Заявитель.
Таким образом, при принятии решения комиссия руководствовалась извещением закупки. На основании вышеизложенного, жалоба признается необоснованной.
Вместе с тем, в ходе проведения в порядке части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено, что приложенная ООО "Самторес-М" в составе заявки лицензия содержит сведения, обеспечивающие возможность подтверждения наличия у участника закупки специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности.
Согласно письму ФАС России NМШ/211/24 от 09.01.2024:
"В целях исполнения требований подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе участник закупки предоставляет в составе заявки на участие в закупке документ, содержащий сведения, обеспечивающие возможность подтверждения наличия у участника закупки специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности (лицензии), в том числе ее статуса (действующая, не приостановлена, не приостановлена частично, не прекращена).
При этом подтверждением соответствия участника закупки требованиям, установленным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, будет являться наличие соответствующей записи в реестре лицензий, проверку которой заказчик обязан осуществить в силу части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе".
Частью 7 статьи 21 Закона N 99-ФЗ установлено, что информация по вопросам лицензирования (в том числе сведения, содержащиеся в реестрах лицензий) является открытой, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.
Таким образом, с учетом позиции ФАС России (письмо NМШ/211/24 от 09.01.2024) и в целях расширения конкурентных условий при проведении закупки следовало допустить участников, предложивших в составе заявки документ, подтверждающий наличие у участников специального разрешения.
На основании вышеизложенного, в действия конкурсной комиссии устанавливается нарушение пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Изучив лицензию ООО "САМТОРЕС-М", предоставленную в составе заявки, Самарским УФАС России установлено, что информация о лицензии содержится на сайте Минкультуры России в реестре лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, что подтверждает возможность идентификации информации и достоверность предоставленного документа.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Самторес-М" необоснованной.
2. В ходе проведения внеплановой проверки в действиях конкурсной комиссии установить нарушение пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки обязательное к исполнению Предписание об устранении нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 30 января 2024 г. N 24-9928-24/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2024