Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ИП Кухто А.В. (далее - Заявитель) на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган), ГБУЗ ПК "ПККБ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для анализаторов Sysmex серии сs, имеющихся у заказчика (ЦКДЛ) 13 (изв. N 0156200009923001644),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 14:00 23.01.2024 г.
В ходе заседания Комиссией объявлен перерыв до 25.01.2024 г. целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009923001644, Заказчиком, Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на поставку расходного материала для анализаторов Sysmex серии сs, имеющихся у заказчика (ЦКДЛ) 13.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.12.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 6 681 550,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 18.01.2024 г.
Заявитель сообщает, что Заказчик нарушает конкуренцию путем установления в приложении к извещению характеристик товара, которым соответствует исключительно продукция единственного производителя.
В частности, Заявитель поясняет, что единственным производителем товара, предусмотренного позицией N 3 приложения к извещению под наименованием Техническое задание, является Sysmex Corporation.
Заказчик, Уполномоченный орган в предоставленных пояснениях обращают внимание на то, что ГБУЗ ПК "ПККБ" необходимы к поставке чашки для образцов конические, кюветы реакционные для коагулометра, кюветы для коагулометра с мешалками для имеющегося у Заказчика анализатора SYSMEX серии СS.
Также Заказчик, Уполномоченный орган сообщает, что в соответствии с предоставленным письмом официального дистрибьютора "Сисмекс Корпорейшен" - ООО "Сисмекс РУС", в случае использования расходных материалов сторонних производителей ООО "Сисмекс РУС" не может гарантировать соответствие качества получаемых результатов анализов заявленным характеристикам, так как подобные испытания непосредственно "Сисмекс Корпорейшен" (Япония), не проводились.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе следующую информацию:
- информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия, не оспаривая право Заказчика устанавливать показатели в соответствии со своими потребностями, отмечает, что параметры, установленные в документации о закупке, не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно извещению, к поставке требуются следующие товары:
1. Чашки для образцов, конические (код позиции ОКПД2 32.50.13.190).
2. Кюветы реакционные для коагулометра (код позиции ОКПД2 32.50.13.190).
3. Кюветы для коагулометра, с мешалками (код позиции ОКПД2 32.50.13.190).
Комиссия принимает во внимание позицию Заказчика и Уполномоченного органа, согласно которой Заказчику необходим расходный товар для имеющегося у ГБУЗ ПК "ПККБ" анализатора SYSMEX серии СS.
Комиссия отмечает, что исходя из норм Закона закупках, Заказчики не ограничены в правомочиях формулировать объект закупки исходя из собственной потребности, которую они определяют самостоятельно, с учетом норм Закона о закупках.
Также в адрес Комиссии было предоставлено информационное письмо от 22.05.2023 г. ООО "Сисмекс РУС", являющимся официальным дистрибьютором "Сисмекс Корпорейшен" (далее - Дистрибьютор).
В материалах указанного письма Дистрибьютор сообщает, что в случае использования расходных материалов сторонних производителей, ООО "Сисмекс РУС" не может гарантировать соответствие качества получаемых результатов анализов заявленным характеристикам, так как подобные испытания непосредственно "Сисмекс Корпорейшен" (Япония) не проводились.
Кроме того, Дистрибьютор обращает внимание на то, что использование реагентов и расходных материалов, не подтвержденных производителем, в силу ряда причин зачастую приводит к поломкам оборудования и его нестабильной работе, и в указанном случае гарантийный ремонт вышедшего из строя медицинского оборудования ООО "Сисмекс РУС" не осуществляется.
Необходимо отметить, что доказательств того, что спорные положения извещения и приложений к нему не позволили участнику подать заявку Комиссии не представлено.
Также стоит обратить внимание на то, что Заявитель, являясь субъектом предпринимательской деятельности - поставщиком, не ограничен в выборе контрагентов.
Комиссия отмечает, что объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьюторы, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности Заказчика.
Потребность Заказчика не может рассматриваться как вторичная по отношению к интересам и возможностям участников размещения заказа.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя), является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, качества, а также предотвращению злоупотреблений в сфере закупок. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009).
Необходимо отметить также, что запросов на разъяснение положений извещения о проведении закупки Заявителем не подавалось, следовательно, положения извещения были ему понятны, при этом, подача заявки на участие в закупке означает согласие Заявителя со всеми требования извещения.
На основании указанного, данный довод жалобы признан Комиссией признан необоснованным, доказательств обратного Заявителем не представлено.
На основании указанного, в действиях Заказчика нарушений требований Закона о закупках выявлено не было.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Кухто А.В. на действия Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края, ГБУЗ ПК "ПККБ" при проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для анализаторов Sysmex серии сs, имеющихся у заказчика (ЦКДЛ) 13 (изв. N 0156200009923001644) необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 января 2024 г. N 841/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2024