Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "Производственная компания "Китмаркет" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "ПЦРБ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку товаров медицинского назначения для отделения анестезиологии и реанимации (лот 4) (изв. N 0356500003823000240),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение жалобы было назначено на 12:00 24.01.2024 г.
В ходе заседания Комиссией объявлен перерыв до 29.01.2024 г. целью изучения документов, анализа материалов жалобы и принятия решения.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500003823000240, Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку товаров медицинского назначения для отделения анестезиологии и реанимации (лот 4).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 28.12.2023 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 750 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 12.01.2024 г.
Заявитель сообщает, что Заказчик нарушает конкуренцию путем установления в приложении к извещению характеристик товара, которым соответствует исключительно продукция единственного производителя.
В частности, Заявитель поясняет, что единственным производителем товара, предусмотренного позицией N 9,11 приложения к извещению под наименованием Техническое задание, является компания B.Braun.
При этом, указанные товары объединены в одну закупку с иными товарами, изготавливаемыми множеством других производителей.
ГБУЗ ПК "ПЦРБ" в предоставленных пояснениях обращает внимание на то, что по мнению Заказчика конкуренция при проведении данного электронного аукциона нарушена не была ввиду того, что участники данной закупки предложили в своих заявках товар разных производителей.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования;
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе следующую информацию:
- информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
В соответствии с п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Комиссия обращает внимание на то, что согласно положениям позиции N 14 извещения (позиция N 9 приложения к извещению под наименованием Техническое задание), к поставке требуется набор для энтерального питания, для взрослых/педиатрический, стерильный с кодом позиции КТРУ 32.50.50.190-00001151. У указанного товара Заказчиком установлена следующая требуемая характеристика: "совместимость с насосом для энтерального питания "Энтеропорт плюс"".
Комиссия обращает внимание на то, что производителем данного насоса является "Б.Браун Мельзунген АГ".
Заказчик в адрес Комиссии предоставил инструкцию по эксплуатации указанного насоса, в которой указано следующее:
- Использовать только совместимые комбинации оборудования, вспомогательных принадлежностей, рабочих деталей и наборов для введения энтерального питания.
- Рекомендуется использовать только наборы для введения энтерального питания "Энтеропорт плюс Сет".
- Использование не рекомендованных и, соответственно, несовместимых одноразовых комплектующих может негативно сказаться на технических характеристиках насоса.
Комиссией с целью выяснения объективных обстоятельств по данному делу был задан вопрос представителю ООО "Б. Браун Медикал" со следующим содержанием:
- допустимо ли использование наборов для энтерального питания (позиция N 9, 11 Технического задания) иных производителей с насосом Энтеропорт плюс?
В ходе устной консультации представитель ООО "Б. Браун Медикал" сообщает, что без использования наборов Энтеропорт плюс Сет эксплуатация насоса Энтеропорт плюс невозможна. Наборы Энтеропорт плюс Сет производятся только компанией B. Braun в Италии, что подтверждается регистрационным удостоверением N ФЗС 2012/12979 от 28.09.2012 г., держателем которого является "Б.Браун Авитум Итали С.п.А." Италия.
Также стоит обратить внимание на то, что согласно положениям позиции N 12 извещения (позиция N 11 приложения к извещению под наименованием Техническое задание), к поставке требуется набор для энтерального питания, для взрослых/педиатрический, стерильный с кодом позиции КТРУ 32.50.50.190-00001151. У указанного товара Заказчиком установлена следующая требуемая характеристика: "совместимый с перистальтическим сегментом насоса "Инфузомат Спэйс/Инфузомат ФМС"".
Комиссия обращает внимание на то, что производителем данного насоса является "Б.Браун Мельзунген АГ".
На страницах 87-89 предоставленной Заказчиком инструкции указан конкретный перечень оборудования, совместимого с данным насосом.
Таким образом, товары позиций 9 и 11 Технического задания требуют совместимости с имеющимися у Заказчика устройствами производства "Б.Браун Мельзунген АГ". Доказательств обратного в адрес Комиссии предоставлено не было.
Вместе с тем, иные позиции Технического задания не требуют совместимости с каким-либо конкретным оборудованием.
Комиссия отмечает, что объединение в одну закупку медицинских изделий к нескольким медицинским товарам, с которыми совместимы только расходные материалы конкретных производителей, также может привести к ограничению участников закупки.
Таким образом, если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам в извещении о проведении закупки, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей уникальные товары единственного производителя для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем медицинских изделий.
На основании указанного, Комиссия делает вывод о наличии в действиях Заказчика нарушения требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В ходе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Как было указано выше, предметом данной закупки является поставка товаров медицинского назначения для отделения анестезиологии и реанимации.
В соответствии с ч. 4 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-03 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 323-ФЭ) на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 1 ст. 38 ФЗ N 323-ФЗ, медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий" (далее - ПП РФ N 1416, Правила) утверждены Правила государственной регистрации медицинских изделий.
В соответствии с пунктом 2 Правил государственной регистрации подлежат любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем (изготовителем) для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека.
В силу пунктов 3, 6 Правил государственная регистрация медицинских изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения. Документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение, выдаваемое бессрочно.
Таким образом, регистрационное удостоверение является документом, подтверждающим возможность обращения медицинского изделия на территории Российской Федерации и соответственно заказчик имеет полное право устанавливать требование в извещении о предоставлении участником в составе заявки копии РУ и/или информацию о нём.
Согласно извещению о проведении закупки требования к содержанию и составу заявки указаны в отдельном приложении.
Комиссия обращает внимание на то, что проанализировав приложение к извещению под наименованием "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, и инструкция по ее заполнению", установлено, что требование о предоставлении в составе заявки копии действующих регистрационных удостоверений отсутствует.
На основании указанного, Комиссия делает вывод о наличии в действии Заказчика п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о Закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Производственная компания "Китмаркет" на действия ГБУЗ ПК "ПЦРБ" при проведении электронного аукциона на поставку товаров медицинского назначения для отделения анестезиологии и реанимации (лот 4) (изв. N 0356500003823000240) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение, предусмотренное п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение, предусмотренное п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках о закупках, выявленное в ходе внеплановой проверки.
4. В целях устранения нарушений Аукционной комиссии, Заказчику, Оператору электронной площадки выдать предписание.
5. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 января 2024 г. N 1002/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2024