Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Рощупкина Ю.В. - ведущий заседание - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела контроля закупок;
- Сороколетов М.С. - член Комиссии, специалист эксперт отдела контроля закупок,
- Апанащик У.А. - член Комиссии, специалист эксперт отдела контроля закупок,
в присутствии представителя управы Советского района администрации городского город Воронеж Шалимовой А.Н. (доверенность от 09.01.2024 года N 193),
в присутствии представителя ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" Селищева С.С. (доверенность от 16.01.2024 года б/н),
в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (редакции от 02.07.2021) (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 13 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N 1078), рассмотрев обращение управы Советского района администрации городского город Воронеж (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" (далее - Исполнитель) в связи с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта на: Оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (номер извещения 0131300000623001786), изучив материалы дела, осуществив проверку содержащихся в вышеуказанном обращении фактов, а также оценив представленные доказательства,
У С Т А Н О В И Л А:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступило обращение управы Советского района администрации городского город Воронеж о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" в связи с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта на: Оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (номер извещения 0131300000623001786).
Из обстоятельств дела установлено следующее.
13.09.2023 года в единой информационной системе размещено извещение о проведении электронного аукциона (номер извещения 0131300000623001786).
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 1 500 000,00 рублей.
Предметом рассматриваемой закупки являются услуги по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
По результатам проведения закупки 02.10.2023 года между Заказчиком и Исполнителем был заключен контракт N 3366502154223000028.
В соответствии с пунктами 1.1 Контракта "Исполнитель обязуется в соответствии с условиями Контракта оказать услугу по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев согласно Функциональным, качественным характеристикам услуг (Приложение N 2 к Контракту) и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется оплатить эту услугу.
4.1. Услуга, являющаяся предметом Контракта, оказывается с момента заключения контракта по 10.11.2023 согласно заявкам Заказчика на отлов животных без владельца, не позднее 4-х календарных дней со дня поступления Заявки.
5.1. Качество, порядок и условия оказываемых услуг должны соответствовать требованиям в соответствии с Приложением N 2 к Контракту (Функциональным, качественным характеристикам услуг)".
Как следует из материалов дела 28.12.2023 года Заказчиком принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" своих обязательств по контракту.
В качестве обоснования принятого решения Заказчиком указано следующее: "В соответствии с п. 4.2. данного контракта Исполнитель в течение 4-х рабочих дней письменно уведомляет Заказчика о факте завершения услуг и предоставляет Заказчику (в зависимости от выполненных услуг) следующие документы:
- журнал движения животных в приюте;
- акт отлова животных без владельцев и передачи их в приют;
- акт осмотра животного;
- карточки учета животных;
- акт вакцинации животного против бешенства;
- акт эвтаназии животного;
- акт утилизации (уничтожения) трупа животного;
- акт смерти животного;
- акт на проведение дезинфекции (обеззараживания);
- копию видеозаписей процесса отлова животных без владельцев и процесса возврата животных на прежние места их обитания.
- предоставление отчета об отсутствии безнадзорных животных, в случае, если по адресам указанных в заявках на отлов, животные не обнаружены.
Вышеуказанные документы по состоянию на 27.12.2023 предоставлены не были.
Ответа на заявки N 352-357 от подрядной организации получено не было.
Согласно данным, предоставленным Исполнителем, по заявкам управы района было отловлено 54 особей.
По ранее направленным заявкам в адрес ООО "РИСТЭМСТРОИ-Л" поступают повторные обращения от граждан с жалобами на безнадзорных животных, соответственно заявки являются не отработанными.
На основании п. 2.4 приказа управления ветеринарии Воронежской области от 13.01.2020 N 5 "Об утверждении Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Воронежской области" заявка на отлов считается исполненной в случае отсутствия животных без владельцев по указанному адресу (месту обитания), если исполнителем мероприятий было осуществлено не менее трех выездов по указанному адресу в разные календарные даты. Отчетов о выездах по указанным адресам в разные календарные даты предоставлено не было.
Выпуск животных, отловленных на территории Советского района, до сих пор не осуществлялся.
Представленные видеозаписи отлова и выпуска неинформативны и не соответствуют предъявляемому Исполнителем к оплате количеству собак.".
В ходе заседания Исполнитель пояснил, что работы по контракту выполнялись, о чем свидетельствует имеющиеся документы по контракту.
Также представитель Исполнителя пояснил следующее: "Исполнитель предоставил Заказчику следующие документы:
журнал движения животных в приюте;
акт отлова животных без владельцев и передачи их в приют;
акт осмотра животного;
карточки учета животных;
акт вакцинации животного против бешенства.
В Решении информация, приведенная в качестве основания частично недостоверна, а именно:
- "вышеуказанные документы по состоянию на 27.12.2023 предоставлены не были" - информация недостоверна, отчет предоставлялся 5 раз: 01.12.2023 г.; 05.12.2023 г.; 18.12.2023 г.; 28.12.2023 и 29.12.2023 г. После каждого раза сдачи отчётности вносились исправления и давались пояснения сотруднику, принимавшему отчет;
- "согласно данным, предоставленным Исполнителем, по заявкам управы района было отловлено 54 особей. По ранее направленным заявкам в адрес ООО "РИСТЭМСТРОИ-Л" поступают повторные обращения от граждан с жалобами на безнадзорных животных, соответственно заявки являются не отработанными" - утверждение основано на домыслах и субъективном мнении сотрудника, принимавшего отчет. Исполнителем, по заявкам управы района было отловлено 54 особей. После отлова животных территория не пустует, ее занимают другие безнадзорные животные;
- выпуск животных, отловленных на территории Советского района, до сих пор не осуществлялся. В связи с погодным форс-мажором Ухудшение погоды, как в Липецкой, так и в Воронежской областях, из-за сильных снегопадов , последующей оттепели и новых снегопадов, образование на дорогах собаки не были транспортированы обратно и не выпущены в места прежнего обитания, а были переданы новому владельцу о чем составлены акты оформленные по форме в соответствии с приложением N9 к Порядку;
- "при отлове собак в лесопарке "Вдохновение" не указан адрес" - субъективный вывод сотрудника, принимавшего отчёт, какой адрес по представлению заказчика должен быть указан, учитывая размеры парка и то, что собаки не стоят на месте, а бегают по территории парка;
- "представленные видеозаписи отлова и выпуска неинформативны и не соответствуют предъявляемому Исполнителем к оплате количеству собак" - сумма контракта не предусматривает приобретение новых смартфонов с высоким разрешением для отловщиков, видео сделано на телефоны отловщиков, к сожалению, качество видео соответствует качеству камеры смартфона.".
В связи с изложенным представитель ООО "РИСТЭМСТРОИ-Л" полагает, что нарушений исполнения контракта допущено не было.
Отказывая Заказчику в удовлетворении требования о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" Комиссия Воронежского УФАС России исходила из следующего.
В соответствии с пунктами 6.3-6.5 Контракта "При осуществлении приемки оказанных услуг Заказчик обязан проверить соответствие их объема и качества требованиям, установленным Контрактом. Для проверки предоставленных Исполнителем результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта заказчик обязан провести экспертизу. Приемка оказанной услуги осуществляется в срок не более 10 рабочих дней следующих за днем поступления документа о приемке от Исполнителя".
Согласно данным ЕИС 18.12.2023 года Исполнителем был размещен акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) N 35 от 18.12.2023 г..
28.12.2023 года Заказчик разместил мотивированный отказ в приемке, в котором указал, что Исполнителем не соблюдены требования пункта 4.2. Контракта, согласно которому "В целях осуществления приемки оказанных услуг Исполнитель в течение 4-х рабочих дней письменно уведомляет Заказчика о факте завершения услуг и предоставляет Заказчику следующие документы:
- журнал движения животных в приюте;
- акт отлова животных без владельцев и передачи их в приют;
- акт осмотра животного;
- карточки учета животных;
- акт вакцинации животного против бешенства;
- акт эвтаназии животного;
- акт утилизации (уничтожения) трупа животного;
- акт смерти животного;
- акт на проведение дезинфекции (обеззараживания);
- копию видеозаписей процесса отлова животных без владельцев и процесса возврата животных на прежние места их обитания.
- предоставление отчета об отсутствии безнадзорных животных, в случае, если по адресам указанных в заявках на отлов, животные не обнаружены".
Комиссия отмечает, что контракт заключенный сторонами содержит два порядка осуществления приемки, первый предусмотрен пунктом 4.2 Контракта и предусматривает письменно уведомление Заказчика о факте завершения услуг и непосредственное предоставление Заказчику документов; второй предусматривает электронную приемку через ЕИС.
Как следует из материалов дела ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" в письменном виде предоставляло Заказчику документы установленные пунктом 4.2 Контракта 01.12.2023 г.; 05.12.2023 г.; 18.12.2023 г.; 28.12.2023 и 29.12.2023 г., в электронном виде акт приемки направлен через ЕИС 18.12.2023 года.
Также контрактом предусмотрено, что в случае получения в соответствии с подпунктом 6 настоящего пункта Контракта мотивированного отказа от подписания документа о приемке Исполнитель вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящим подпунктом Контракта.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что 28.12.2023 года одновременно с мотивированным отказом от подписания документа о приемке Заказчиком было размещено решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
При этом комиссия отмечает, что решение размещено 28.12.2023 года в 18.05 часов, тогда как мотивированный отказ 28.12.2023 года в 18.36 часов.
Согласно части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Комиссия Воронежского УФАС России отмечает следующее.
Согласно положениям статьи 95 (части 13, 14) Закона о контрактной системе "Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи".
Как указано выше решение о расторжении контракта было принято Заказчиком 28.12.2023 года. В силу решение вступило 10.01.2024 года.
Исходя из системного подхода к толкованию норм права и содержания пунктов 13 - 14 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что целью установления отсрочки вступления в силу одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (в отличие от общегражданских норм и правил), является предоставление исполнителю контракта (поставщику) возможности (права) устранить нарушения, послужившие основанием для отказа заказчика от исполнения контракта в установленный законом срок (десять дней, по истечении которых отказ заказчика от договора вступает в силу).
В рассматриваемом случае 10 - дневный срок вступления решения о расторжении контракта приходился на выходные (праздничные дни с 31.12.2022 года по 08.01.2023 года включительно), что ограничило ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" в возможности принять меры к устранению возникших оснований для расторжения контракта, что в рамках дальнейших взаимоотношений по исполнению контракта, представляет собой не что иное, как злоупотребление правом и не может обуславливать применение мер публично-правовой ответственности со стороны антимонопольного органа.
Такие действия заказчика являются недопустимыми еще и потому, что в контексте части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе участник закупки имеет безусловное право на устранение выявленных заказчиком в его действиях нарушений с последующей отменой последним такого решения и, как следствие, исключением возможности применения к нему мер публично-правовой ответственности.
Кроме того, ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" 29.12.2023 года повторно направило Заказчику документы на приемку.
Также 04.01.2024 года Исполнителем был направлен ответ на мотивированный отказ от приемки.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт отказа заказчика от исполнения контракта сам по себе не является безусловным основанием для включения сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона о контрактной системе, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В силу положений статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта.
При этом сама по себе квалификация обстоятельств неисполнения контракта как чрезвычайных, непредотвратимых и (или) форс-мажорных, не исключает необходимость установления всей совокупности иных указанных выше фактов, а потому является недостаточной для разрешения антимонопольным органом вопроса о включении такого подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
Из вышеизложенного следует, что при проведении проверки информации и документов, полученных от заказчика, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, и решении вопроса об обоснованности включении лица в реестр недобросовестных поставщиков, проводиться проверка добросовестности или недобросовестности поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении им контракта, а не формальная констатацией ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или соблюдением заказчиком установленной законом процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
При рассмотрении обращения, предоставленных документов от Заказчика и от Исполнителя комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об отсутствии недобросовестного поведения со стороны исполнителя (умысла), направленного на неисполнение контракта
Из материалов дела однозначно следует, что Исполнитель был заинтересован в исполнении контракта, контактировал с заказчиком, устранял предъявляемые замечения.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N 1078).
Как установлено пунктом 15 Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно п. 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 г., нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта, предпринявшим меры для его заключения, не может являться основанием для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, как отметил Верховный Суд РФ, установление одного факта нарушения участником своих обязательств не является достаточным основанием для включения его в реестр недобросовестных поставщиков, в каждой конкретной ситуации необходимо оценивать все обстоятельства дела в совокупности.
По результатам рассмотрения безусловных доказательств не исполнения ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" своих обязательств по контракту предоставлено не было. Спор между сторонами сводиться к оформлению приемочной документации и к ее комплектности.
Доказательств, что ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" были допущены существенные нарушения контракта заказчиком не предоставлено.
Комиссия Воронежского УФАС России оценивая действия Заказчика и Исполнителя считает, что включение сведений об ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей, как ведения такого реестра, так и Закона о контрактной системе, а также явно несоразмерным характеру осуществленных им действий.
Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" и статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать во включении сведений об ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Ведущий заседание - заместитель председателя Комиссии |
|
Ю.В. Рощупкина |
Члены Комиссии: |
|
|
|
|
У.А. Апанащик |
|
|
С.М. Сороколетов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 17 января 2024 г. N 036/06/104-111/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.01.2024