Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Рощупкина Ю.В. - ведущий заседание - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела контроля закупок;
- Сороколетов М.С. - член Комиссии, специалист эксперт отдела контроля закупок,
- Апанащик У.А. - член Комиссии, специалист эксперт отдела контроля закупок,
в присутствии представителя управы Левобережного района администрации городского город Воронеж Самойловой С.С. (доверенность от 09.01.2024 года N б/н),
в присутствии представителя ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" Селищева С.С. (доверенность от 16.01.2024 года б/н),
в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (редакции от 02.07.2021) (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 13 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N 1078), рассмотрев обращение управы Левобережного района администрации городского город Воронеж (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" (далее - Исполнитель) в связи с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта на: Оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (номер извещения 0131300000623001775), изучив материалы дела, осуществив проверку содержащихся в вышеуказанном обращении фактов, а также оценив представленные доказательства,
У С Т А Н О В И Л А:
В управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступило обращение управы Левобережного района администрации городского город Воронеж о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" в связи с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта на: Оказание услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (номер извещения 0131300000623001775).
Из обстоятельств дела установлено следующее.
12.09.2023 года в единой информационной системе размещено извещение о проведении электронного аукциона (номер извещения 0131300000623001775).
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 1 412 220,30 рублей.
Предметом рассматриваемой закупки являются услуги по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
По результатам проведения закупки 25.09.2023 года между Заказчиком и Исполнителем был заключен контракт N 3366302213123000034.
В соответствии с пунктами 1.1 Контракта "Исполнитель обязуется в соответствии с условиями Контракта оказать услугу по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев согласно Техническому заданию (Приложение N 2 к Контракту) и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется оплатить эту услугу.
4.1. Услуга, являющаяся предметом Контракта, оказывается в срок: с даты заключения контракта по 15.11.2023 согласно заявкам Заказчика на отлов животных без владельца, не позднее семи календарных дней со дня поступления Заявки. Отчетным периодом является календарный месяц.
5.1. Качество, порядок и условия оказываемых услуг должны соответствовать требованиям в соответствии с Приложением N 2 к Контракту (Техническое задание)".
Как следует из материалов дела 29.12.2023 года Заказчиком принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке в связи с ненадлежащим исполнением ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" своих обязательств по контракту.
В качестве обоснования принятого решения Заказчиком указано следующее: "В соответствии с п. 6.7. Контракта при исполнении настоящего Контракта Исполнитель в срок не более 10 рабочих дней с момента завершения отчетного периода оказания услуг, в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, формирует с использованием единой
информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать информацию, предусмотренную пунктом 1 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе.
К документу о приемке прилагаются документы, которые считаются его неотъемлемой частью:
- акт об оказании услуг, подписанный Исполнителем;
- счёт на оплату оказанных услуг;
- журнал движения животных в приюте;
- акт отлова животных без владельцев и передачи их в приют;
- карточки учета животных;
- акт вакцинации животного против бешенства;
- акт эвтаназии животного;
- акт утилизации (уничтожения) трупа животного;
- акт смерти животного;
- акт на проведение дезинфекции (обеззараживания);
- копию видеозаписей процесса отлова животных без владельцев и процесса возврата животных на прежние места их обитания.
27.11.2023 вышеуказанные документы размещены ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" посредством единой информационной системы направлены управе района.
07.12.2023 управой района в единой информационной системе размещен мотивированный отказ от подписания документов о приемке от 07.12.2023 N 22980816 с указанием причин отказа.
18.12.2023 ООО информационной системы (оказанных услуг) N 34 "РИСТЭМСТРОЙ-Л" посредством единой направлен управе района акт выполненных работ от 18.12.2023 без приложения исполнительной документации (исполнительная документация предоставлена в управу района нарочно).
22.12.2023 управой района в единой информационной системе размещен мотивированный отказ от подписания документов о приемке от 22.12.2023 N 23106550 с указанием причин отказа.
26.12.2023 в нарушение п. 6.7. Контракта в управу района нарочно предоставлены ООО "РИСТЭМСТРОИ-Л" документы о приемке.
28.12.2023 управой района в единой информационной системе размещен мотивированный отказ от подписания документов о приемке от 28.12.2023 N 23152946 с указанием причин отказа.".
В ходе заседания Исполнитель пояснил, что работы по контракту выполнялись, о чем свидетельствует имеющиеся документы по контракту.
Также представитель Исполнителя пояснил следующее: "В качестве оснований в уведомлении о принятии решения о расторжении контракта в одностороннем порядке Заказчик указал на три факта своего отказа в приемке отчетных документов Исполнителя об оказанных услугах.
Между тем, сведений о неисполнении условий контракта Исполнителем решение об одностороннем отказе не содержит, как и об уклонении от исполнения контракта.
При этом, максимальная цена контракта составляет 1 412 220,30 р. Исполнитель на основании заявок Заказчика осуществил отлов 128 особей животных (сумма оказанных услуг составила 1 409 130,85р (не освоено 3 089,45 р. при минимальной цене услуг по отлову, вакцинации, стерилизации и выпуску одной собаки -10 310,15 р.)
Исполнителем выпущено в прежнюю среду обитания 36 животных, оставлено на постоянное пожизненное содержание - 92 собаки.
Таким образом, услуги Заказчику оказаны на более чем 99% цены контракта, что позволяет считать его исполненным.
Документы об исполнении контракта подавались Заказчику в установленном порядке, включая ветеринарные паспорта/акты осмотров отловленных животных, выданные СББЖ г. Воронежа".
В связи с изложенным представитель ООО "РИСТЭМСТРОИ-Л" полагает, что нарушений исполнения контракта допущено не было.
Отказывая Заказчику в удовлетворении требования о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" Комиссия Воронежского УФАС России исходила из следующего.
В соответствии с пунктом 6.7 Контракта "6.7. При исполнении настоящего Контракта:
1) Исполнитель в срок не более 10 рабочих дней с момента завершения отчетного периода оказания услуг, в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Исполнителя, и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать информацию, предусмотренную пунктом 1 части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе.
2) к документу о приемке, предусмотренному подпунктом 1 настоящего пункта Контракта, прилагаются документы, которые считаются его неотъемлемой частью:
- акт об оказании услуг, подписанный Исполнителем;
- счёт на оплату оказанных услуг;
- журнал движения животных в приюте;
- акт отлова животных без владельцев и передачи их в приют;
- карточки учета животных;
- акт вакцинации животного против бешенства;
- акт эвтаназии животного;
- акт утилизации (уничтожения) трупа животного;
- акт смерти животного;
- акт на проведение дезинфекции (обеззараживания);
- копию видеозаписей процесса отлова животных без владельцев и процесса возврата животных на прежние места их обитания.
в случае получения в соответствии с подпунктом 6 настоящего пункта Контракта мотивированного отказа от подписания документа о приемке Исполнитель вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе, и направить Заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящим подпунктом Контракта".
Согласно данным ЕИС Исполнителем был размещен Документ о приемке N 16 от 27.11.2023 года..
07.12.2023 года Заказчик разместил мотивированный отказ в приемке, в котором было указано 48 пунктов несоответствия предоставленных документов, в частности: "1. В предоставленных документах отсутствуют акты дезинфекции автомобильного средства при транспортировке животных без владельцев на прежние места обитания.
2. Из предоставленных видеозаписей следует, что транспортировка животных без владельцев осуществлялась по несколько особей в одной клетке.
3. Отсутствуют ветеринарные сопроводительные документы о перевозке животных за пределы Воронежской области (на территорию Липецкой области).
4. Акт вакцинации не соответствует Приказу управления ветеринарии Воронежской области от 13.01.2020 N 6 "Об утверждении порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Воронежской области".
5. В актах отлова животных без владельцев и передачи их в приют N 1 от 03.10.2023, N 4 от 11.10.2023, N 5 от 16.10.2023 и соответствующих им карточкам учета животных отсутствует точный адрес- места отлова и выпуска животных без владельцев.
6. Отсутствует акт отлова животных без владельцев N 3.
7. Фотографии собак в карточках учета животных N 6 от 05.10.2023, N 7 от 05.10.2023 и N 27 от 16.10.2023 ненадлежащего качества, опознать животных невозможно".
15.12.2023 года Исполнителем нарочным были предоставлены исправленные документы о приемке.
18.12.2023 года в ЕИС Исполнителем был размещен Документ о приемке N 16 с исправлениями.
22.12.2023 года Заказчик разместил мотивированный отказ в приемке, дав оценку документам предоставленным нарочно, что не предусмотрено положениями контракта.
25.12.2023 года Исполнителем Заказчику был направлен акт разногласий на мотивированный отказ от приемки выполненных работ.
26.12.2023 года Исполнителем нарочным были предоставлены исправленные документы о приемке.
28.12.2023 года Заказчик разместил в ЕИС мотивированный отказ в приемке (Комиссия отмечает, что в открытой части ЕИС данный документ не размещен).
29.12.2023 года Заказчиком было размещено решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Согласно части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Комиссия Воронежского УФАС России отмечает следующее.
Согласно положениям статьи 95 (части 13, 14) Закона о контрактной системе "Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи".
Как указано выше решение о расторжении контракта было принято Заказчиком 29.12.2023 года. В силу решение вступило 10.01.2024 года.
Исходя из системного подхода к толкованию норм права и содержания пунктов 13 - 14 статьи 95 Закона о контрактной системе следует, что целью установления отсрочки вступления в силу одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (в отличие от общегражданских норм и правил), является предоставление исполнителю контракта (поставщику) возможности (права) устранить нарушения, послужившие основанием для отказа заказчика от исполнения контракта в установленный законом срок (десять дней, по истечении которых отказ заказчика от договора вступает в силу).
В рассматриваемом случае 10 - дневный срок вступления решения о расторжении контракта приходился на выходные (праздничные дни с 31.12.2022 года по 08.01.2023 года включительно), что ограничило ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" в возможности принять меры к устранению возникших оснований для расторжения контракта, что в рамках дальнейших взаимоотношений по исполнению контракта, представляет собой не что иное, как злоупотребление правом и не может обуславливать применение мер публично-правовой ответственности со стороны антимонопольного органа.
Такие действия заказчика являются недопустимыми еще и потому, что в контексте части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе участник закупки имеет безусловное право на устранение выявленных заказчиком в его действиях нарушений с последующей отменой последним такого решения и, как следствие, исключением возможности применения к нему мер публично-правовой ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт отказа заказчика от исполнения контракта сам по себе не является безусловным основанием для включения сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта является специальным правовым институтом Закона о контрактной системе, которым заказчик при соблюдении нормативной процедуры выражает свое одностороннее волеизъявление на прекращение гражданско-правовых отношений с контрагентом.
Согласно правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
В силу положений статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе, приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта.
При этом сама по себе квалификация обстоятельств неисполнения контракта как чрезвычайных, непредотвратимых и (или) форс-мажорных, не исключает необходимость установления всей совокупности иных указанных выше фактов, а потому является недостаточной для разрешения антимонопольным органом вопроса о включении такого подрядчика в реестр недобросовестных поставщиков.
Из вышеизложенного следует, что при проведении проверки информации и документов, полученных от заказчика, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, и решении вопроса об обоснованности включении лица в реестр недобросовестных поставщиков, проводиться проверка добросовестности или недобросовестности поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении им контракта, а не формальная констатацией ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или соблюдением заказчиком установленной законом процедуры расторжения контракта в одностороннем порядке.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
При рассмотрении обращения, предоставленных документов от Заказчика и от Исполнителя комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу об отсутствии недобросовестного поведения со стороны исполнителя (умысла), направленного на неисполнение контракта
Из материалов дела однозначно следует, что Исполнитель был заинтересован в исполнении контракта, контактировал с заказчиком, устранял предъявляемые замечания.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N 1078).
Как установлено пунктом 15 Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно п. 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017 г., нарушение участником закупки своих обязательств при отсутствии у него намерения уклониться от заключения контракта, предпринявшим меры для его заключения, не может являться основанием для включения сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков, как отметил Верховный Суд РФ, установление одного факта нарушения участником своих обязательств не является достаточным основанием для включения его в реестр недобросовестных поставщиков, в каждой конкретной ситуации необходимо оценивать все обстоятельства дела в совокупности.
По результатам рассмотрения безусловных доказательств не исполнения ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" своих обязательств по контракту предоставлено не было. Спор между сторонами сводиться к оформлению приемочной документации и к ее комплектности.
Доказательств, что ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" были допущены существенные нарушения контракта заказчиком не предоставлено.
Комиссия Воронежского УФАС России оценивая действия Заказчика и Исполнителя считает, что включение сведений об ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей, как ведения такого реестра, так и Закона о контрактной системе, а также явно несоразмерным характеру осуществленных им действий.
Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" и статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать во включении сведений об ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель комиссии |
|
Ю.В. Рощупкина |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
У.А. Апанащик |
|
|
С.М. Сороколетов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 19 января 2024 г. N 036/06/104-117/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.01.2024