Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С. В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Тельпов И. А. - заместитель председателя Комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок;
- Сороколетов М. С. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок,
- Шпарло В. С. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок,
- Апанащик У. А. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок,
при участии генерального директора ООО "МПК "Сагуны":
- Бакаева Н. В. (на основании решения единственного учредителя от 25.06.2022 г. и приказа о продлении полномочий от 27.06.2022 г.),
при участии представителей министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области:
- Рыжковой Ю. В. (на основании доверенности от 20.10.2023 г.);
- Репниковой О. Н. (на основании доверенности от 09.01.2024 г.),
при участии представителя БУ ВО "Острогожский центр реабилитации и социализации":
- Швецовой Ю. И. (на основании доверенности от 25.01.2024 г.),
при участии представителя ООО "ГЛОБУС":
- Волчкевича Ю. И. (на основании доверенности от 25.01.2024 г.),
рассмотрев жалобу ООО "МПК "Сагуны" на действия Комиссии по осуществлению закупок министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку продуктов питания (мясо говядина) (извещение N0131200001023015691),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "МПК "САГУНЫ" (далее - Заявитель) на действия Комиссии по осуществлению закупок министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку продуктов питания (мясо говядина) (извещение N0131200001023015691) (далее - Конкурс).
По мнению Заявителя, действия комиссии по осуществлению нарушают Закон о контрактной системе, что выразилось в неправомерном применении порядка оценки, в части принятия к оценки приложенных документов, в составе заявки, ООО "ГЛОБУС" по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа и Победителя закупки считают доводы жалобы необоснованными.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
22.12.2023 года в Единой информационной системе размещено Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме от 22.12.2023 N0131200001023015691 (далее - Извещение).
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет - 19 460 513,26 рублей.
Предметом рассматриваемой закупки является поставка продуктов питания (Мясо говядина).
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется путём проведения открытого конкурса в электронной форме.
При этом, Комиссия Воронежского УФАС России обращает внимание, что в соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в п. 3 и п. 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, предмет жалоб о присвоении результатов оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не относится к компетенции Комиссии УФАС по Воронежской области, и обжаловать такие результаты оценки заявок возможно исключительно в судебном порядке.
Вместе с тем Комиссией Воронежского УФАС России проводится проверка действий комиссии по осуществлению закупок при рассмотрении заявок участников на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, а также применения комиссией по осуществлению закупок, разработанного Заказчиком, порядка оценки заявок.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, должно содержать, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги.
Как следует, из Извещения Заказчиком установлены следующие критерии оценки и их величины значимости:
N |
Критерий |
Значимость |
1 |
Цена контракта |
40.00% |
2 |
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
50.00% |
2 |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
10.00% |
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в том числе, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе, в форме электронного документа.
Заказчиком во исполнение пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе представлен электронный документ - "Приложение N 5 - Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" (далее - Порядок оценки заявок).
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, установлены положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604).
"Оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок (пункт 2 Постановления N2604).
В соответствии с пунктом 3 Постановления N2604 для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки: а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; б) расходы; в) характеристики объекта закупки; г) квалификация участников закупки.
"Критерии оценки" - предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критерии оценки заявок, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ, качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки, квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Пунктом 24 Постановления N2604 предусмотрено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
"Показатель оценки" - вид расхода, вид характеристики объекта закупки и вид характеристики квалификации участников закупки, детализирующие оценку заявок по соответствующему критерию оценки.
Пунктом 25 Постановления N2604 установлено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 Постановления N2604, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с подпунктом а) пункта 28 Постановления N2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Постановления N2604 применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
Порядком оценки заявок установлено, что в рамках Показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" Критерия N2 заказчиком использовался детализирующий показатель - "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров".
При этом, как следует из Извещения, Заказчиком установлен следующий порядок оценки заявок участников закупок по детализирующему показателю:
Детализирующий показатель "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" |
Предмет договора (договоров), оцениваемого по детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): поставка продуктов питания Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта: - исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек), - акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров). Последний акт, составленный при исполнении договора, при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. |
Согласно подпункту б) пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с п. 2 ч. 10 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
Пунктом 2 части 13 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке должен содержать, в том числе, информацию о принятом решении о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют настоящему Федеральному закону, извещению об осуществлении закупки.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать присвоенные заявкам на участие в закупке, первые и вторые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критериям оценки, установленным в извещении об осуществлении закупки (п. 3 ч. 17 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Как следует из п. 10 протокола подведения итогов от 19.01.2024 г. NИЭОК1 Комиссия по осуществлению закупок рассмотрела и оценила вторые части заявок на участие в закупке, а также рассмотрела информацию и документы участника, предусмотренные пунктами 2, 3 части 6 статьи 43 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в порядке, установленном частью 11 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, на соответствие требованиям, установленным извещением об осуществлении закупки, и приняла следующие решения:
Идентификационный номер заявки, присвоенный оператором |
Решение о признании второй части заявки соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении второй части заявки на участие в закупке |
Обоснование решения об отклонении второй части заявки на участие в закупке |
Итоговая оценка второй части заявки по критерию, установленному п. 4 ч. 1. ст. 32 Закона N 44-ФЗ |
115674684 |
Соответствует требованиям |
|
37,66 |
115716315 |
Соответствует требованиям |
|
0,00 |
115716292 |
Соответствует требованиям |
|
32,87 |
Вместе с тем, при проверке Комиссией Воронежского УФАС России законности принятия данного решения, установлено следующее.
ООО "ГЛОБУС" для оценки по детализирующему показателю - "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" предоставлены следующие документы: договор N20/7.2022 от 20.07.2022 года, заключенный между ООО "ГЛОБУС" (ИНН: 3627029854) и ООО "ГЛОБУС-ИНВЕСТ" (ИНН: 3627033113), а также дополнительное соглашение N1 от 11.03.2023 года на сумму - 1 385 633 983,30 рублей.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В силу пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В силу пункта 2 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков: юридическое лицо и осуществляющие функции единоличного исполнительного органа этого юридического лица физическое лицо или юридическое лицо.
Пунктом 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" указано, что установленные антимонопольным законодательством запреты на действия (бездействие) на товарном рынке хозяйствующего субъекта распространяются на действия (бездействие) группы лиц, если федеральным законом не установлено иное.
На основании части 2 статьи 9 Закона о защите конкуренции требования к поведению (действиям, бездействию) на товарном рынке хозяйствующего субъекта, по общему правилу, распространяются на действия (бездействие) группы лиц.
По смыслу данной нормы для целей применения антимонопольных запретов группа лиц рассматривается как один участник рынка.
Так, согласно информации Единого государственного реестра юридических лиц генеральным директором и единственным учредителем ООО "ГЛОБУС" и ООО "ГЛОБУС-ИНВЕСТ" является - Саприн Андрей Алексеевич (ИНН 362700381898), кроме того, данные организации зарегистрированы по одному юридическому адресу 396660, Воронежская Область, м.р-н Россошанский, г.п. Город Россошь, г Россошь, ул Свердлова, д. 74.
То есть, ООО "ГЛОБУС" и ООО "ГЛОБУС-ИНВЕСТ" являются одной группой лиц в понимании статьи 9 Закона о защите конкуренции и рассматриваются как один участник рынка.
В силу части 4 статьи 24 Закона о контрактной системе Победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). То есть в рассматриваемом случае законодатель установил, что решающим в определении победителя конкурса будет наличие у него достаточной квалификации, а не только наименьшая цена.
В частности, при проведении Конкурсов, в целях определения победителя, то есть участника закупки, предложившего лучшие условия исполнения контракта, Заказчиками применяются Критерии оценки, предусмотренные Законом о контрактной системе.
В частности, Критерий "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" применяется для выявления участника закупки, который обладает наибольшим положительным опытом исполнения контрактов/договоров.
В соответствии с Порядком оценки, разработанным Заказчиками, к оценке принимаются документы, подтверждающие наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
При этом следует отметить, что Постановлением N2604 предусмотрена возможность подтверждать наличие соответствующего опыта гражданско правовыми договорами.
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям указанного Федерального закона (часть 2 статьи 8 Закона о контрактной системе).
Согласно пп. 3, 4 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношении должны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Исходя и материалов настоящего дела, Комиссия УФАС по Воронежской области считает, что рассматриваемый договор не отражает наличие у участника закупки опыта исполнения договора поставки, а также, с учётом предоставления данного договора для оценки, заключен участниками одной группы лиц, исключительно с целью создания видимости наличия у ООО "ГЛОБУС" опыта исполнения договора и получения преимущества перед иными участниками рынка, при участии в государственных торгах.
Однако, Комиссия по осуществлению закупок в нарушение положений Порядка оценки, разработанного Заказчиками, а также подпункта б) пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе приняла к оценке договор N20/7.2022 от 20.07.2022 года, заключенный между ООО "ГЛОБУС" (ИНН: 3627029854) и ООО "ГЛОБУС-ИНВЕСТ" (ИНН: 3627033113), а также дополнительное соглашение N1 от 11.03.2023 года на сумму - 1 385 633 983,30 рублей.
По мнению Комиссии УФАС по Воронежской области подобный подход при оценке заявок (оценка договоров между компаниями, входящими в одну группу лиц и являющимися одним участником рынка), фактически нивелирует неценовую конкуренцию при проведении государственных торгов, а также порождает негативную практику, провоцируя иных хозяйствующих субъектов на аналогичные действия по созданию видимости наличия опыта исполнения договоров, без фактической реализации поставок.
Более того, данный подход не позволяет объективно сопоставить предложения участников Конкурса и определить лучшие условия исполнения контракта, не отвечает принципам обеспечения конкуренции и не обеспечивает экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований, а также нарушает публичные интересы.
Исходя из изложенного, информации, представленной Заявителем, Комиссия Воронежского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "МПК Сагуны" на действия комиссии по осуществлению закупок министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на поставку продуктов питания (мясо говядина) (извещение N0131200001023015691) обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области нарушение подпункта б) пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать комиссии по осуществлению закупок министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений б) пункта 1 части 11 статьи 48.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении ответственных должностных лиц комиссии по осуществлению закупок министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
С.В. Михин |
Заместитель председателя комиссии |
И.А. Тельпов |
Члены комиссии |
В.С. Шпарло |
|
У.А. Апанащик |
|
М.С. Сороколетов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 1 февраля 2024 г. N 036/06/48-147/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2024