В соответствии с приказом Омского УФАС России от 19.01.2024 N 8/24, подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе) и Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, на основании сообщения юридического лица о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
по результатам проведения внеплановой проверки (без заседания комиссии) соблюдения бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Тарская центральная районная больница" (далее - БУЗОО "Тарская ЦРБ", заказчик) требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки товара "Тележка для посуды" у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе (извещение N 0352300015824000001) (далее - закупка у единственного поставщика, закупка)
У С Т А Н О В И Л А:
1. 12.01.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении закупки у единственного поставщика с начальной (максимальной) ценой контракта 65680 руб.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.01.2024 свидетельствует о том, закупка признана несостоявшейся в связи с тем, что заказчиком принято решение о соответствии требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, только одной заявки на участие в закупке. Победителем закупки признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении, и предложение которого содержало наименьшую цену за единицу товара (ООО "Агава" (далее - победитель)).
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, на момент проведения проверки между заказчиком и победителем заключен контракт N М2024.001587 от 18.01.2024.
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В Омское УФАС России поступила (вх. N 523-ИП/24 от 18.01.2024) жалоба ООО "Авилес" (далее - ООО "Авилес", общество, заявитель) на действия БУЗОО "Тарская ЦРБ" при осуществлении рассматриваемой закупки.
В связи с указанием ООО "Авилес" на признаки нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Омским УФАС России было принято решение о назначении внеплановой проверки закупки. Из содержания жалобы следует, что заказчиком неправомерно отклонена заявка общества в связи с неуказанием информации о товарном знаке на предлагаемый к поставке товар. По мнению заявителя, у такого товара товарный знак отсутствует.
22.01.2024 Омским УФАС России в целях всесторонней и объективной проверки, формирования выводов о наличии или отсутствия в действиях заказчика нарушений Федерального закона о контрактной системе, правомерности принятия решения об отклонении заявки общества был направлен (исх. N ТШ/316/24) запрос о предоставлении:
- БУЗОО "Тарская ЦРБ":
1) письменных объяснений по каждому доводу обращения с приложением документальных доказательств;
2) доказательств наличия товарного знака у товара, предложенного заявителем к поставке (с указанием номера государственной регистрации товарного знака);
- ООО "РТС-тендер" заявок всех участников закупки (предварительных предложений), содержащих информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "е" и "к" пункта 1 части 12 статьи 93, пунктом 2 части 6 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе.
На запрос Омского УФАС России БУЗОО "Тарская ЦРБ" представлены (вх. NN 719-ЭП/24, 720-ЭП/24 от 24.01.2024) объяснения по вышеизложенным фактам, согласно которым нарушения в действиях заказчика при отклонении заявки общества отсутствуют. Товар, предложенный к поставке ООО "Авилес", как полагает заказчик, маркируется товарным знаком с номером государственной регистрации 360072.
Омским УФАС России также в адрес правообладателя спорного товарного знака (ООО "РефриХол") был направлен запрос (исх. N ТШ/392/24 от 24.01.2024) о представлении сведений о том, маркируется ли товар "Тележка сервировочная ТС-2" вышеуказанным товарным знаком (иным товарным знаком) путем его размещения на самом товаре, упаковке, используется другим способом.
От производителя товара и правообладателя товарного знака в адрес Омского УФАС России запрашиваемая информация на момент проведения проверки поступила (вх. N 771-ЭП/24 от 25.01.2024).
На основании подпунктов "а", "б", "в", "г" пункта 1 части 12 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе в целях участия в проводимых на электронной площадке закупках, предусмотренных настоящей частью, участники закупки вправе сформировать на электронной площадке, подписать усиленной электронной подписью и разместить на такой электронной площадке предварительное предложение о поставке товаров (далее - предварительное предложение), содержащее в отношении каждого товара, предлагаемого таким участником закупки к поставкам:
а) наименование товара и его характеристики с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
б) товарный знак (при наличии);
в) наименование страны происхождения товара;
г) документ (или его копия), подтверждающий страну происхождения товара (в случае, если такой документ в отношении соответствующего товара предусмотрен нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона). В случае отсутствия такого документа (или его копии) такой товар приравнивается к товару, происходящему из иностранного государства или группы иностранных государств.
Пункт 2 части 12 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе предусматривает, что размещение предварительного предложения в соответствии с пунктом 1 настоящей части означает согласие участника закупки на направление оператором электронной площадки заказчикам предложений о поставке товаров, соответствующих требованиям, установленным в извещениях об осуществлении закупок в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 настоящей части. При этом ответственность за достоверность информации и документов, содержащихся в предварительном предложении, за соответствие указанных информации и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, несет участник закупки. Предусмотренное настоящим пунктом предварительное предложение о поставке товара признается заявкой на участие в закупке, поданной участником закупки, начиная с осуществления оператором электронной площадки действия, предусмотренного подпунктом "а" пункта 5 настоящей части. Участник закупки в порядке, установленном пунктом 1 настоящей части для формирования и размещения предварительного предложения, вправе внести в предварительное предложение изменения. При этом такие изменения применяются к отношениям, связанным с участием в закупках, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе после размещения на электронной площадке таких изменений.
В силу пункта 3 части 12 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее:
а) адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
б) информацию, указанную в пунктах 1 - 3, 9, 10, 13, 15, 17, 18 и 24 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
в) наименование товара и его характеристики с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, начальную цену единицы товара с учетом стоимости доставки, налогов, сборов и иных обязательных платежей, количество закупаемого товара, единицу измерения товара по общероссийскому классификатору, используемому для количественной оценки технико-экономических и социальных показателей, срок и место поставки товара по общероссийскому (общероссийским) классификатору (классификаторам), используемому (используемым) для сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления, систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав. Предусмотренный настоящим подпунктом срок поставки товара исчисляется календарными днями и указывается в извещении об осуществлении закупки в календарных днях;
г) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 23 и 25 статьи 95 настоящего Федерального закона;
д) требования, предъявляемые к участникам закупки и предусмотренные частями 1 и 2 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии);
е) требование, устанавливаемое в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии).
Извещение об осуществлении закупки во исполнение вышеуказанной нормы содержало наименование закупаемого товара и его характеристики с использованием каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд ("Тележка для посуды", код позиции 31.09.10.000-00000021).
В соответствии с пунктом 5 части 12 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе в течение одного часа с момента размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки оператор электронной площадки с учетом положений пункта 8 настоящей части с использованием электронной площадки:
а) определяет из числа всех предварительных предложений, размещенных в соответствии с пунктом 1 настоящей части, не более пяти заявок на участие в закупке (предварительных предложений), соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с подпунктами "в" и "е" пункта 3 настоящей части, и содержащих наименьшие цены за единицу товара, являющегося объектом закупки. При этом при определении таких заявок не учитываются заявки участников закупки, у которых отсутствует не заблокированное в соответствии с подпунктом "г" настоящего пункта количество товара в размере количества закупаемого товара, предусмотренного в извещении об осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 настоящей части;
б) присваивает каждой заявке на участие в закупке, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, идентификационный номер, порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара, предусмотренной подпунктом "е" пункта 1 настоящей части. Первый порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, содержащей наименьшую цену за единицу товара. В случае, если несколько заявок на участие в закупке содержат одинаковую цену за единицу товара, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, поданной участником закупки, разместившим в соответствии с пунктом 1 настоящей части предварительное предложение в отношении такого товара ранее других участников закупки. В случае, если в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта определена одна заявка на участие в закупке, такой заявке присваивается первый порядковый номер;
в) направляет заказчику заявки на участие в закупке (с указанием присвоенных в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта порядковых номеров), предусмотренные подпунктом "а" настоящего пункта и содержащие информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "е" и "к" пункта 1 настоящей части, пунктом 2 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона;
г) в случае указания участником закупки в предварительном предложении в соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 настоящей части максимального количества товара блокирует количество товара, указанное в соответствии с таким подпунктом в предварительном предложении каждого участника закупки, заявка которого направлена в соответствии с подпунктом "в" настоящего пункта, в размере предусмотренного в извещении об осуществлении закупки в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 настоящей части количества закупаемого товара.
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе, установлен в пункте 6 указанной нормы:
не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 5 настоящей части, заказчик:
а) принимает в отношении каждой заявки решение о соответствии заявки на участие в закупке требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, или решение об отклонении заявки на участие в закупке в случае непредставления информации и документов, предусмотренных подпунктом "в" пункта 5 настоящей части, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, либо в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 6, 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании решений, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, присваивает каждой заявке на участие в закупке, которая не отклонена, порядковый номер в порядке возрастания цены за единицу товара, предусмотренной подпунктом "е" пункта 1 настоящей части, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Первый порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, содержащей наименьшую цену за единицу товара, или являющейся единственной заявкой, которая не отклонена в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта;
в) формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки, который в течение одного часа с момента получения такого протокола размещает его в единой информационной системе и на электронной площадке, а также размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию, указанную в подпунктах "а" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, идентификационные номера заявок и номера реестровых записей участников закупки, заявки которых направлены заказчику в соответствии с подпунктом "в" пункта 5 настоящей части. Такой протокол должен содержать дату подведения итогов, идентификационные номера заявок и информацию о решениях, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, обоснование решения об отклонении заявки на участие в закупке (в случае принятия такого решения), содержащее указание на положения заявки на участие в закупке, а также положения настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, а также информацию, предусмотренную подпунктом "б" настоящего пункт.
Представленные оператором электронной площадки ООО "РТС-тендер" (вх. N 653-ЭП/24 от 22.01.2024) на запрос Омского УФАС России заявки участников закупки (предварительные предложения) свидетельствуют о том, что в предложении о поставке товара участника закупки с идентификационным номером заявки 115718405 (ООО "Авилес") отсутствовала информация о его сопровождении товарным знаком.
Предварительное предложение участника закупки также содержало выписку из реестра российской промышленной продукции (реестровая запись N 452\18\2022) на производимую ООО "РефриХол" продукцию "Тележка сервировочная ТС-2".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0352300015824000001 от 15.01.2024 заявка участника закупки была отклонена со следующим обоснованием принятого заказчиком решения:
"Непредставление информации и документов, предусмотренных пп. "в" п. 5 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ В предложении участника закупки в отношении объекта закупки по позиции "Тележка для посуды" отсутствует товарный знак, требование о наличии которого в предварительном предложении содержится в пп. "б" п.1 ч.12 ст. 93".
Оценивая доводы ООО "Авилес", правомерность принятого заказчиком решения об отклонении заявки общества, Комиссия исходила из следующего.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
Правовому регулированию товарных знаков в Российской Федерации посвящен параграф 2 главы 76 раздела VII части четвертой ГК РФ.
На основании пункта 1 статьи 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).
В соответствии со статьей 1479 ГК РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков) в порядке, установленном статьями 1503 и 1505 Кодекса (статья 1480 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 1482 ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
Пунктом 1 статьи 1484 ГК РФ установлено, что лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса любым не противоречащим закону способом (исключительное право на товарный знак), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
При этом исключительное право на товарный знак может быть осуществлено для индивидуализации товаров, работ или услуг, в отношении которых товарный знак зарегистрирован, в частности путем размещения товарного знака на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации (подпункт 1 пункта 2 статьи 1484 ГК РФ).
Заказчиком в представленных объяснениях указано на то, что товару, предлагаемому обществом, фактически соответствует комбинированный товарный знак с регистрационным номером 360072, правообладателем которого согласно официальному сайту Роспатента является общество с ограниченной ответственностью "РефриХол", 607655, Нижегородская обл., г. Кстово, ул. Первого Мая, стр.1 (RU):
Область распространения данного товарного знака включает 20 класс МКТУ, в том числе с товаром "тележки [мебель]".
В ответ на запрос Омского УФАС России правообладателем товарного знака были представлены сведения, согласно которым товар "Тележка сервировочная ТС-2" спорным товарным знаком маркируется, соответствующее изображение размещается на упаковке в следующем виде:
Таким образом, материалами дела подтверждено, что товар, указанный заявителем в заявке на участие в закупке, обращается на территории Российской Федерации под товарным знаком производителя и используется им для индивидуализации данного товара путем размещения изображения на упаковке.
Кроме того, Комиссия обращает внимание на то, что в силу пункта 2 части 12 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе размещение предварительного предложения в соответствии с пунктом 1 настоящей части означает согласие участника закупки на направление оператором электронной площадки заказчикам предложений о поставке товаров, соответствующих требованиям, установленным в извещениях об осуществлении закупок в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 настоящей части.
В этой связи необходимо учитывать, что, принимая решение о размещении на электронной площадке предварительного предложения о поставке товара, участник закупки несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям законодательства.
Размещая предварительное предложение, противоречащее требованиям Федерального закона о контрактной системе, участник закупки несет риск наступления негативных последствий, в том числе связанных с отклонением его заявки на участие в закупке.
Таким образом, участник закупки был ознакомлен с обозначенными выше требованиями и выразил безусловное согласие на их соблюдение.
С учетом установленных обстоятельств Комиссия полагает отклонение заявки общества по основанию, отраженному в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), правомерным, в действиях заказчика в обжалуемой части нарушений не установлено.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
В действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Тарская центральная районная больница" при осуществлении закупки товара "Тележка для посуды" у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона о контрактной системе (извещение N 0352300015824000001) нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не установлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_"
"_"
"_"
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 25 января 2024 г. N 055/10/99-64/2024 (ключевые темы: участники закупок - товарный знак - товар. работа. услуга. - оператор электронных площадок - контрактная система в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.01.2024