Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранит" (далее - ООО "Гранит", общество, участник закупки, заявитель) на действия Управления Федеральной налоговой службы по Омской области и его комиссии по осуществлению закупок (далее - УФНС России по Омской области, заказчик, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку комплектующих для ремонта средств вычислительной техники УФНС России по Омской области (извещение N 0152100004423000048) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - "_","_" (доверенность N 01-18/00975@ от 23.01.2024)
заявителя - "_" (доверенность от 04.03.2023)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 570-ЭП/24 от 19.01.2024) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 27.12.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение о проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта 3613742, 37 руб.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 12.01.2024 ценовые предложения были поданы шестью участниками закупки. Лучшее ценовое предложение в размере 2077901, 17 руб. подано участником с идентификационным номером заявки 368570 (порядковый номер 1, присвоенный оператором), при этом снижение составило 42, 5 %.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.01.2024 свидетельствует о том, что заявки трех участников закупки, в том числе заявителя были отклонены. Победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта (ООО "БИТЮГ").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и объяснений заказчика установлено следующее.
Из содержания жалобы следует, что комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка общества в связи с установлением недостоверной информации о стране происхождения товара на предлагаемый к поставке товар по позиции N 53 описания объекта закупки. Кроме того, заявителем указано на неполучение ответа со стороны заказчика на запрос о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении заявки такого участника закупки.
В целях всестороннего и объективного рассмотрения настоящей жалобы по существу Омским УФАС России 22.01.2024 в адрес заказчика был направлен (исх. N ТШ/314/24) запрос о представлении письменных пояснений по доводам жалобы с приложением документальных доказательств, в том числе информации о мерах, предпринятых для проверки достоверности сведений о стране происхождения товара, представленных участниками закупки.
УФНС России по Омской области в адрес Омского УФАС России представлены (вх. N 741-ЭП/24 от 24.01.2024) объяснения, согласно которым нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок при отклонении заявки участника закупки отсутствуют. Страной происхождения блока фотобарабана PCM 247 является Вьетнам, что подтверждается ответом производителя. В части довода о ненаправлении ответа на запрос участника закупки заказчиком сообщено, что соответствующий запрос в его адрес не поступал.
3.1. Извещением о проведении электронного аукциона предусмотрено, что объектом закупки является поставка комплектующих для ремонта средств вычислительной техники.
На основании пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
Характеристики закупаемого товара заказчиком были указаны при формировании извещения об осуществлении закупки с использованием официального сайта ЕИС, а также конкретизированы в электронном документе "Описание объекта закупки".
Согласно извещению и прилагавшемуся к нему документу нуждам заказчика по спорной позиции соответствует следующий товар:
N п/п |
КТРУ/ ОКПД2 |
Наименование |
Показатели товара, которые не могут изменяться |
Показатели товара, для которых установлены минимальные и (или) максимальные значения |
Ед. изм. |
Кол-во |
Гарантийный срок Поставщика |
53 |
26.20.40.120 |
Блок фотобарабана Катюша РСМ247 эквивалент не допускается в соответствии с технической документацией. |
для лазерного принтера Катюша Р247 Цвет: черный; cовместимость: Катюша Р247/M247. |
Ресурс печати: не менее 45 000 стр. |
шт. |
28 |
12 месяцев |
Согласно подпункту "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, включающее, в том числе наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи.
Аналогичная информация была предусмотрена подпунктом "б" пункта 2 документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению", прилагающегося к извещению об осуществлении закупки.
В части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе закреплен исчерпывающий перечень оснований, при которых заявка на участие в закупке подлежит отклонению:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Требования к содержанию протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) определены в части 17 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе:
1) дату подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационные номера заявок на участие в закупке;
2) о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные заявкам на участие в закупке, первые и вторые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критериям оценки, установленным в извещении об осуществлении закупки;
4) порядковые номера, присвоенные в соответствии с настоящим Федеральным законом заявкам на участие в закупке;
5) о заключении контракта по цене, увеличенной в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;
6) о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок в отношении каждой заявки на участие в закупке;
7) о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона
Порядок рассмотрения заявок участников закупок при проведении электронного аукциона предусмотрен частью 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе - не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 такого закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" данного пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 такой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 данной статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 данного закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 такого закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Представленные оператором электронной площадки АО "Единая электронная торговая площадка" (вх. N 657-ЭП/24 от 23.01.2024) на запрос Омского УФАС России заявки участников закупки с приложением документов, содержащихся на дату и время окончания срока подачи заявки на участие в аукционе, свидетельствуют о том, что в предложении участника закупки с идентификационным номером заявки 368570 (ООО "Гранит") в отношении объекта закупки по позиции "Блок фотобарабана Катюша РСМ247 эквивалент не допускается в соответствии с технической документацией" страной происхождения товара была указана Китайская Народная Республика.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0152100004423000048 от 16.01.2024 заявка участника закупки была отклонена со следующим обоснованием принятого комиссией по осуществлению закупок решения:
"Отклонить заявку на участие в закупке по п. 2 ч. 12 ст. 48 N 44-ФЗ "Непредставление информации и документов, предусмотренных п. 2, 3 ч. 6 ст. 43 Закона 44-ФЗ, несоответствие таких информации и документов требованиям" Участник закупки в заявке, для позиции 53 Описания объекта закупки (Блок фотобарабана Катюша РСМ247 для лазерного принтера Катюша Р247), указал недостоверную информацию о стране происхождения товара".
Оценивая доводы ООО "Гранит", правомерность принятого комиссией по осуществлению закупок решения об отклонении заявки общества, Комиссия исходила из следующего.
Заказчики и их комиссии по осуществлению закупок обязаны проверять достоверность информации о стране происхождения товара, предоставляемой участниками закупок. Данные действия являются разумными мерами, обеспечивающими выполнение основополагающих принципов контрактной системы и не противоречат действующему законодательству.
Данный вывод также соответствует судебной практике по делам N А46-18773/2021, N А46-4164/2020, N А46-9712/2020, N А14-21913/2019.
Комиссия Омского УФАС России полагает, что в силу возложенной Федеральным законом о контрактной системе обязанности по проверке достоверности сведений, представленных в заявках участников закупок, заказчику необходимо было осуществить совокупность действий, направленных на проверку достоверности декларации участников закупки о стране происхождения товара, например, путем изучения рынка, направления запросов производителю закупаемого товара, в Минпромторг России (указанные действия фактически могли быть осуществлены еще на этапе подготовки к закупке).
Комиссией установлено, что заказчиком предпринимались меры для проверки достоверности сведений, представленных участниками закупки о стране происхождения товара.
Так, в подтверждение возражений на доводы жалобы заказчиком предоставлено письмо ООО "Катюша Принт" (исх. N 507 от 12.01.2024), в котором указано, что в настоящее время картриджи и фотобарабаны для печатной техники "Катюша" производятся во Вьетнаме и Китае. Вместе с тем страной производства расходного оригинального материала для МФУ Катюша М247 - барабана-картриджа (артикул PCM247) выступает именно Вьетнам.
Комиссия особо отмечает, что доказательства наличия на территории Российской Федерации производства аналогов указанного блока фотобарабана в материалах дела отсутствуют.
В свою очередь, заявителем в поданной жалобе сообщено о том, что при декларировании страны происхождения товара он руководствовался данными торговой площадки OZON, что, по убеждению Комиссии, не соответствуют принципу публичной достоверности.
На основании документов и информации, содержащихся в материалах дела, Комиссия приходит к выводу, что сведения о стране происхождения товара, указанные участником закупки являются недостоверными, следовательно, такая заявка комиссией по осуществлению закупок была отклонена правомерно, в связи с чем довод жалобы ООО "Гранит" признается необоснованным.
При этом одновременно Комиссия не может согласиться с основанием отклонения заявки общества, указанным в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно протоколу комиссией по осуществлению закупок в качестве нормативного основания отклонения заявки участника закупки указан пункт 2 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе, в то время как заявка участника закупки в соответствии в связи с наличием в ней недостоверной информации должна быть отклонена по специальному основанию, предусмотренному в пункте 8 данной нормы. С учетом установленных обстоятельств Комиссия признает отклонение заявки общества по основанию, отраженному в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), неправомерным, а заказчика и его комиссию по осуществлению закупок нарушившими положения частей 12 и 17 статьи 48 и части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе. Аналогично по такому же основанию комиссией по осуществлению закупок были отклонены заявки участников с идентификационными номерами 367991, 362395.
Однако данное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3.2. В части довода ООО "Гранит" о нарушении заказчиком требований Федерального закона о контрактной системе по причине неполучения ответа на запрос о результатах определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Комиссия отмечает следующее.
Федеральным законом о контрактной системе предусмотрены отдельные положения о направлении участником закупки запроса о даче разъяснений порядка проведения процедуры подачи ценовых предложений в части подачи ценового предложения таким участником закупки (часть 7 статьи 49) и запроса о даче разъяснений информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении заявки участника закупки (часть 18 статьи 48 и часть 8 статьи 49).
Согласно сведениям, полученным Комиссией из Государственной информационной системы (ГИС) "Независимый регистратор" заявителем 17.01.2024 был направлен и зарегистрирован оператором электронной площадки запрос о даче разъяснений порядка проведения процедуры подачи ценовых предложений в части подачи ценового предложения, а не запрос о результатах определения поставщика (подрядчика, исполнителя), как полагало общество.
В связи с указанным запрос относительно информации, содержащейся в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в адрес заказчика действительно не поступал.
Таким образом, нарушения в действиях заказчика в указанной части отсутствуют, довод жалобы признается необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Гранит" на действия Управления Федеральной налоговой службы по Омской области и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку комплектующих для ремонта средств вычислительной техники УФНС России по Омской области (извещение N 0152100004423000048).
2. Признать в действиях Управления Федеральной налоговой службы по Омской области и его комиссии по осуществлению закупок нарушение частей 12 и 17 статьи 48 и части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать, так как выявленное нарушение не повлияло на результаты электронного аукциона.
4. По выявленным нарушениям законодательства в сфере закупок передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 26 января 2024 г. N 055/06/106-63/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.01.2024