Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Алексиной А.П. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональная строительная компания" (далее - ООО "РСК", общество, заявитель) на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его комиссии по осуществлению закупок (далее - ГУКС Омской области, уполномоченный орган, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по ремонту путепровода на автомобильной дороге Подходы к путепроводу в Марьяновском муниципальном районе Омской области (Реестровый номер 23.13.2780)" (извещение N 0152200004723002758) (далее - электронный конкурс, закупка) для нужд казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области" (далее - заказчик),
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:
заказчика - <_>(доверенность N 62 от 14.08.2023), <_> (доверенность N 19 от 13.02.2023),
уполномоченного органа - <_> (доверенность N 151 от 31.01.2023),
заявителя - <_> (доверенность N 32/2024 от 19.01.2024),
акционерного общества "Омскавтодор" (далее - ООО "Омскавтодор") - <_> (доверенность N 6 от 22.01.2024),
публичного акционерного общества РОСБАНК (далее - ПАО РОСБАНК) - <_> (доверенность N 749 от 30.11.2021 сроком действия до 18.11.2024 включительно)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 506-ЭП/24 от 18.01.2024) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
25.01.2024 в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 16:00 час. того же дня.
2. Из материалов электронного конкурса следует, что 25.12.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного конкурса с начальной (максимальной) ценой контракта 100848652,61 руб.
Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 17.01.2024 свидетельствует о том, что на участие в закупке подано 4 заявки, по результатам рассмотрения которых комиссией по осуществлению закупок принято решение об отклонении заявки участника закупки с идентификационным номером заявки 75, а также призведена оценка заявок таких участников.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.01.2024 победителем электронного конкурса признан участник закупки с идентификационным номером заявки 106, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного конкурса, и который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, установленных в извещении об осуществлении закупки (ООО "Омскавтодор").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и объяснений, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Доводы заявителя сводятся к необоснованному отклонению его заявки на участие в закупке по причине отсутствия в независимой гарантии, предоставленной в качестве обеспечения заявки, сведений о номере телефона бенефициара. Общество не согласно с формулировкой отклонения заявки, указанной комиссией по осуществлению закупок в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
ГУКС Омской области представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 691-ЭП/24 от 23.01.2024), согласно которым нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок при отклонении заявки общества отсутствуют. Неуказание в независимой гарантии вышеназванных сведений о бенефициаре, по мнению уполномоченного органа, свидетельствует о ее несоответствии типовой форме.
Омским УФАС России также были истребованы объяснения у ПАО РОСБАНК по факту выдачи спорной независимой гарантии с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
ПАО РОСБАНК представлены объяснения (вх. N 777-ЭП/24 от 25.01.2024), согласно которым реквизиты в независимой гарантии, включая номер телефона бенефициара, были представлены принципалом (ООО "РСК").
Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов заказчик обязан установить требование обеспечения заявок на участие в закупке. Заказчик вправе не устанавливать такое требование в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает один миллион рублей.
Обеспечение заявки на участие в закупке может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или независимой гарантии, предусмотренной статьей 45 настоящего Федерального закона. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно. Срок действия независимой гарантии должен составлять не менее месяца с даты окончания срока подачи заявок (часть 4 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе).
В силу пункта 1 части 5 статьи 44 Федерального закона о контрактной системе при проведении электронных процедур обеспечение заявки на участие в закупке предоставляется одним из следующих способов:
а) путем блокирования денежных средств на банковском счете, открытом таким участником в банке, включенном в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет), для их перевода в случаях, предусмотренных настоящей статьей, на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, или в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. Требования к таким банкам, к договору специального счета, к порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета устанавливаются Правительством Российской Федерации;
б) путем предоставления независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частями 5 и 6 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе заказчик рассматривает поступившую независимую гарантию в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня ее поступления, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
Основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
На основании части 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей данного закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей такого закона, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1005) утверждены, в том числе:
- дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей Федерального закона о контрактной системе (далее - Дополнительные требования);
- типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Типовая форма).
В силу Дополнительных требований независимая гарантия оформляется в письменной форме на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени гаранта, и должна быть составлена по утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" типовой форме независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в случае составления независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения заявки на участие в закупке).
Согласно Типовой форме независимая гарантия наряду с иной информацией должна содержать номер телефона бенефициара.
В соответствии с частью 11 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу пункта 7 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях предусмотренных частью 6 статьи 45 данного закона.
Из содержания протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок N 0152200004723002758 от 17.01.2024 следует, что заявка участника закупки с идентификационным номером 75 (заявитель) была отклонена со следующим обоснованием принятого решения: "На основании пункта 7 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ отклонить заявку на участие в закупке (далее - заявка) в связи с несоответствием независимой гарантии требованиям части 8.2 статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ: независимая гарантия не соответствует типовой форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005, так как отсутствуют сведения о номере телефона бенефициара".
Материалами дела подтверждено, что участником закупки ООО "РСК" в качестве обеспечения заявки получена независимая гарантия от 11.01.2024 N IGT24-R26/39535. В качестве гаранта (банка) по независимой гарантии выступило ПАО РОСБАНК.
Согласно извещению об осуществлении закупки номерами телефона заказчика (ответственного должностного лица заказчика) являются следующие: 83812233412, 7-3812-237710.
Также в учетной карточке заказчика в разделе "дополнительная информация" официального сайта ЕИС имеются сведения о таком телефоне, как: +7 (3812) 237710, +7 (3812) 258368.
При этом сама независимая гарантия не содержит информацию о номере телефона бенефициара (заказчика), вместо него указан номер телефона +7 (3812) 35-78-91, принадлежность которого к контактным данным заказчика им опровергнута при предоставлении ответа на запрос уполномоченного органа (исх. N 145 от 17.01.2024).
Данные обстоятельства и явились основанием установления комиссией по осуществлению закупок факта отсутствия номера телефона бенефициара в представленной участником закупки независимой гарантии.
При оценке доводов заявителя с учетом обязательности применения Типовой формы Комиссия приходит к выводу о том, что действия комиссии по осуществлению закупок, принявшей решение об отклонении заявки общества, не противоречат требованиям Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем жалоба признана необоснованной.
Вместе с тем Комиссией в результате проведения внеплановой проверки было установлено, что независимая гарантия, выданная банком, не соответствует Типовой форме, что свидетельствует о нарушении ПАО РОСБАНК части 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе.
Комиссия считает необходимым отметить, что выдача независимых гарантий осуществляется банками в соответствии с вышеприведенными положениями нормативных правовых актов, при этом частью 2 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе императивно установлено, что банки являются субъектами контроля, следовательно, при выдаче соответствующей независимой гарантии банк в целях соблюдения возложенных обязанностей должен выдать независимую гарантию, которая соответствует установленным действующим законодательством требованиям (по форме и по содержанию).
Указанный вывод соответствуют арбитражной практике по делам N А40-4628/2023, N А46-8173/2023, а также административной практике ФАС России (решения от 15.12.2022 по делу N 28/06/105-4025/2022, от 24.04.2023 N 28/06/105-134/2023).
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Региональная строительная компания" на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по ремонту путепровода на автомобильной дороге Подходы к путепроводу в Марьяновском муниципальном районе Омской области (Реестровый номер 23.13.2780)" (извещение N 0152200004723002758) для нужд казенного учреждения Омской области "Управление дорожного хозяйства Омской области".
2. Признать в действиях публичного акционерного общества РОСБАНК нарушение части 8.2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Главному управлению контрактной системы Омской области, публичному акционерному обществу "РОСБАНК", оператору электронной площадки АО "Сбербанк-АСТ" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии |
Т.П. Шмакова
А.П. Алексина
А.О. Миняева
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 25 января 2024 г. N 055/06/106-60/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2024