Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Руководитель Инспекции: |
|
|
Члены Инспекции: |
|
|
|
|
|
в отсутствии представителей от:
- ИП Оськина С.А. - представитель не явился о дате, времени и месте рассмотрения обращения уведомлены надлежащим образом;
- заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница N1" имени профессора С.И. Сергеева Министерства здравоохранения Хабаровского края - представитель не явился о дате, времени и месте рассмотрения обращения уведомлены надлежащим образом;
в присутствии представителей от:
- уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края - Куделина А.А. представитель по доверенности от 28.12.2022 N 9,
на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена проверка действий заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница N1" имени профессора С.И. Сергеева Министерства здравоохранения Хабаровского края, уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края.
В ходе проведения проверки Инспекцией,
УСТАНОВЛЕНО:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступило обращение ИП Оськина С.А. о нарушении требований Закона о контрактной системе заказчиком - КГБУЗ "Краевая клиническая больница N1" имени профессора С.И. Сергеева Министерства здравоохранения Хабаровского края, уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту слаботочных сетей 2 и 3 этажа здания поликлиники (извещение N 0122200002523005774 от 29.12.2023).
Из обращения Заявителя следует, что Заказчиком к закупке предъявлены требования, рассчитанные на выполнение строительных работ, хотя фактически закупкой предусмотрены работы по монтажу слаботочных систем. В то же время не установлено требование о наличии у исполнителя работ лицензии МЧС на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности задании и сооружений. Требует разделить указанную закупку на несколько самостоятельных закупок, с целью исключения ограничения конкуренции.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что нарушений положений Закона о контрактной системе не допущено, требования Заявителя необоснованные. Уполномоченный орган также считает обращение необоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение N 0122200002523005774 о проведении аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 29.12.2023.
Объект закупки: выполнение работ по капитальному ремонту слаботочных сетей 2 и 3 этажа здания поликлиники.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 417 238, 35 рублей.
Дата начала срока подачи заявок: 29.12.2023.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 15.01.2024 08:00.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0122200002523005774 от 16.01.2024 подано 5 (пять) заявок, которые признаны соответствующими требованиям, установленным извещением о проведении аукциона. Победителем закупки признан участник под N115722143 с предложением о цене контракта 8 698 393, 75 рублей.
Изучив материалы дела N 7-3/23, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Инспекция Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
1. Относительно установленных требований к участникам закупки Инспекцией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту слаботочных сетей 2 и 3 этажа здания поликлиники учреждения заказчика.
Согласно ч. 14.2 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Пунктами 20, 21 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон N 384-ФЗ) установлено, что сеть инженерно-технического обеспечения - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений, под системой инженерно-технического обеспечения понимается одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
В составе извещения о проведении закупки в ЕИС размещена проектно-сметная документация "Капитальный ремонт слаботочных сетей (АПС, СОУЭ, СКУД, СТН, СКС) 2 и 3 этажа здания поликлиники краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница N1" имени профессора С.И. Сергеева министерства здравоохранения Хабаровского края", которой в рамках проведения работ по капитальному ремонту здания Поликлиники предусмотрено выполнение следующих строительных работ:
- демонтаж извещателей и оповещателей без последующего применения;
- демонтаж кабельного канала по стене, потолку без последующего применения;
- демонтаж кабеля в кабельном канале без последующего применения.
Монтаж запроектированных слаботочных систем:
- система автоматической пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией при пожаре;
- система охранного видеонаблюдения;
- охранной сигнализации;
- структурированной кабельной сети здания;
- системы контроля и управления доступом.
Таким образом, объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Аналогичный подход изложен в письме Минстроя России от 06.09.2021 N 37970-ОД/08 "О разъяснении норм действующего законодательства в градостроительной деятельности", согласно которому из определения капитального ремонта можно выделить, в том числе, следующие виды работ, входящие в это понятие: замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов.
Системы видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализаций, системы автоматического газового пожаротушения, фотолюминесцентные эвакуационные системы, устройства электронные проходные в соответствии с Федеральным законом N 384-ФЗ относятся к системам инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства.
Таким образом, работы по монтажу новых и дооборудованию существующих систем инженерно-технического обеспечения могут осуществляться как при строительстве и реконструкции объекта капитального строительства, так и при их капитальном ремонте.
Кроме того, в отношении проектно-сметной документации получено положительное заключение государственной экспертизы о достоверности сметной стоимости капитального ремонта (номер заключения 27-1-1-2-058893-2023 от 02.10.2023, представлено в материалы дела).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования к участникам закупки предусмотрены постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Поскольку объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту слаботочных сетей.
В извещении, в рассматриваемой закупке установлены требования в соответствии с позицией 10 раздела II приложения к Постановлению N 2571.
Указанное дополнительное требование обусловлено выполнением работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
При этом, ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено указанным Кодексом.
Из приведенного положения ГрК РФ следует, что право осуществлять капитальный ремонт объекта капитального строительства может быть реализовано при соблюдении условия о том, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области капитального ремонта объектов капитального строительства.
В рассматриваемом случае требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации с правом на осуществления работ в области капитального ремонта объектов капитального строительства установлено (п. 4 извещения о проведении закупки, п. 3 раздела II извещения "Информационная карта), и оно является достаточным для осуществления необходимых работ.
Таким образом, заказчиком установлены требования к участникам закупки исходя из объекта (предмета) закупки.
2. Относительно требования заявителя о разделении закупки на несколько самостоятельных закупок, Инспекцией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Описание объекта закупки (формирование потребности) является прерогативой заказчика.
В данном случае, заказчику требуется выполнить работы по капитальному ремонту слаботочных сетей (инженерных сетей) на объекте капитального строительства.
Как следует, из материалов дела, разделение закупки с целью выполнения строительно-монтажных работ относительно отдельных слаботочных систем не представляется возможным для заказчика, так как данный подход приведет к несоразмерному нарушению деятельности учреждения здравоохранения в условиях действующего предприятия.
3. Относительно не установления в извещении о проведении закупки требования о предоставлении лицензии, Инспекцией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Так, согласно письму Министерства финансов Российской Федерации от 20.07.2020 N 24-02-08/63342 в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, являющихся объектом закупки, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. При исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
При этом заказчик вправе установить в контракте требование о наличии указанной лицензии у исполнителей, которые будут осуществлять такие работы в качестве субподрядчиков после заключения государственного контракта.
Указанное требование предусмотрено п. 4.4.29.1 проекта контракта, согласно которому если Подрядчик (субподрядчик) планирует выполнять определенные виды работ, предусмотренные ведомостями объемов работ (дефектными ведомостями, описями работ) и локальными сметными расчетами, в том числе по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, требующих для их выполнения соответствующих лицензий или иных разрешительных документов, то Подрядчик (субподрядчик) должен соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим такие работы.
Кроме того, установлен дифференцированный подход относительно необходимости членства в саморегулируемой организации, а именно пунктом 4.4.29 проекта контракта установлено, что подрядчик обязан являться членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации и соответствовать уровню ответственности члена саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, предусмотренному ч. 12 и ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в зависимости от цены контракта. Выполнение работ по капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов), включенными в национальный реестр специалистов в области строительства.
Указанные в настоящем пункте требования не распространяются на следующие случаи:
а) предусмотренные ч. 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ;
б) если цена контракта не превышает 10 млн. рублей.
4. Относительно довода обращения заявителя об ограничении конкуренции, Инспекцией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Для осуществления закупки в соответствии с градостроительным законодательством заказчиком разработана проектная документация капитального ремонта слаботочных сетей двух этажей здания заказчика исходя из потребности в проведении такого капитального ремонта.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи. Таким образом, описание объекта закупки соответствует ст. 33 Закона о контрактной системе и градостроительному законодательству.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0122200002523005774 от 16.01.2024 на участие в аукционе подано 5 заявок участников, которые признаны комиссией по осуществлению закупок соответствующими.
Каких-либо доказательств ограничения конкуренции обращение не содержит.
Довод заявителя о том, что условия спорной закупки ограничивают конкуренцию признается необоснованным.
По результатам проведения внеплановой проверки Инспекцией Хабаровского УФАС России в действиях заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница N1" имени профессора С.И. Сергеева Министерства здравоохранения Хабаровского края, уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Таким образом, Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании доводов заявителя необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Инспекция Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
В действиях заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница N1" имени профессора С.И. Сергеева Министерства здравоохранения Хабаровского края, уполномоченного органа - Комитета государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту слаботочных сетей 2 и 3 этажа здания поликлиники (извещение N 0122200002523005774 от 29.12.2023) отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 25 января 2024 г. N 4 (ключевые темы: капитальный ремонт - объекты капитального строительства - министерство здравоохранения - требования к участникам закупки - контрактная система в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.01.2024