Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее - Новгородское УФАС России, Управление) (далее - Инспекция) в составе:
- _;
- _;
- _,
во исполнение поручения ФАС России, на основании приказа Новгородского УФАС России N 9/24 от 26.01.2024, в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в результате проведения внеплановой документарной проверки осуществления государственным заказчиком - Федеральным казенным учреждением здравоохранения "Медико-санитарная часть N 53 Федеральной службы исполнения наказаний" (далее - ФКУЗ "МСЧ N 53 ФСИН России") и его аукционной комиссией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку емкостей для хранения медицинских отходов класса Б, извещение N 0850100000522000018 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) 09.08.2022, без участия представителей сторон,
УСТАНОВИЛА:
26.01.2024 в Новгородское УФАС России поступило поручение ФАС России о проведении на основании обращения Т. проверки осуществления государственным заказчиком - ФКУЗ "МСЧ N 53 ФСИН России" и его аукционной комиссией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку емкостей для хранения медицинских отходов класса Б, извещение N 0850100000522000018 о проведении которого было размещено на официальном сайте 09.08.2022.
В августе 2022 года государственным заказчиком - ФКУЗ "МСЧ N 53 ФСИН России" и его аукционной комиссией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку емкостей для хранения медицинских отходов класса Б, извещение N 0850100000522000018 о проведении которого было размещено на официальном сайте 09.08.2022 (начальная (максимальная) цена контракта - 47 306, 67 рублей).
Извещение о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее - Извещение) утверждено _ 09.08.2022.
Как указывает в своем обращении заявитель Т., ФКУЗ "МСЧ N 53 ФСИН России" победителю рассматриваемой закупки - Обществу с ограниченной ответственностью "Ламирэль" (далее - ООО "Ламирэль") были незаконно предоставлены преимущества в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе, что выразилось в увеличении цены контракта, заключенного по итогам проведения рассматриваемой закупки, на пятнадцать процентов от цены контракта, предложенной ООО "Ламирэль" в ходе проведения торгов.
Вместе с тем, на ООО "Ламирэль" не распространяются положения статьи 29 Закона о контрактной системе, поскольку его учредитель - Владимирское областное отделение общероссийской общественной организации инвалидов "Российское общество социально-трудовой адаптации и реабилитации" (далее - ВОО ОООИ "РОСТАР") - не является общероссийской организацией инвалидов. В обоснование своей позиции заявитель Т. ссылается, в том числе, на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.01.2024 N 24-06-09/1834.
Государственный заказчик - ФКУЗ "МСЧ N 53 ФСИН России" письменных пояснений по факту доводов обращения заявителя Т. не представил.
В результате проведения внеплановой документарной проверки Инспекцией установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В Извещении определен следующий объект рассматриваемой закупки - расходное медицинское имущество (емкости для хранения медицинских отходов класса Б).
Электронный аукцион является конкурентным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе.
Согласно статье 29 Закона о контрактной системе в случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся организацией инвалидов, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличивается на пятнадцать процентов соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, услуги, определенной в соответствии с настоящим Федеральным законом на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Предусмотренное настоящей частью увеличение не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги.
Действие настоящей статьи распространяется на общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов, и на организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.
Перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества в соответствии с настоящей статьей, утверждается Правительством Российской Федерации.
Объектом закупки не могут быть товары, работы, услуги помимо товаров, работ, услуг, включенных в перечень, предусмотренный частью 3 настоящей статьи.
Перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участнику закупки, являющемуся организацией инвалидов, в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2021 N 3500-р.
Закупаемый в рамках рассматриваемой закупки товар включен в Перечень.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию о предоставлении преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона.
В пункте 9.2 Извещения заказчиком указано, что при проведении рассматриваемой закупки предоставляются преимущества в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "к" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать следующую информацию и документы об участнике закупки: декларацию о принадлежности участника закупки к организации инвалидов, предусмотренной частью 2 статьи 29 настоящего Федерального закона (если участник закупки является такой организацией).
В силу пункта 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе информация и документы, предусмотренные подпунктами "а" - "л" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие информация и документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки, оператором специализированной электронной площадки путем информационного взаимодействия с единой информационной системой.
В составе заявки ООО "Ламирэль" ("Аккредитационные данные участника") содержится декларация соответствия ООО "Ламирэль" требованиям части 2 статьи 29 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно пункту 5 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать информацию о заключении контракта по цене, увеличенной в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 0850100000522000018 от 18.08.2022 победителем рассматриваемой закупки признан участник с идентификационным номером 5 (ООО "Ламирэль") с предложенной ценой контракта 17 976, 20 рублей. При этом, в данном протоколе также указано, что "в соответствии со ст. 29 Федерального закона N44-ФЗ контракт заключается по цене, увеличенной на 15%, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта или начальные цены единиц товара, работы, услуги от цены победителя закупки и составляющей 20 672,63 руб. двадцать тысяч шестьсот семьдесят два рубля шестьдесят три копейки".
29.08.2022 по итогам проведения рассматриваемой закупки между ФКУЗ "МСЧ N 53 ФСИН России" и ООО "Ламирэль" был заключен государственный контракт 08501000005220000180001 (цена контракта - 20 672, 63 рублей).
Согласно сведениям официального сайта, данный контракт исполнен, оплата за поставленный товар была произведена заказчиком 15.09.2022.
При этом, в рассматриваемом случае Инспекция не усматривает в действиях ФКУЗ "МСЧ N 53 ФСИН России" и/или его аукционной комиссии нарушений требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в силу следующего.
В соответствии с абзацем 2 статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
Согласно статье 7 Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях) общественные объединения могут создаваться в форме общественной организации.
Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (абзац 1 статьи 8 Закона об общественных объединениях).
Согласно статье 14 Закона об общественных объединениях в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства.
Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.
Включение в наименования общероссийских общественных объединений наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается без специального разрешения, выдаваемого в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО "Ламирэль", представленной в составе заявки общества на участие в рассматриваемой закупке, его учредителем со 100 % долей уставного капитала является ВОО ОООИ "РОСТАР".
Согласно протоколу общего собрания учредителей общероссийской общественной организации инвалидов "Российское общество социально-трудовой адаптации и реабилитации" (далее - ОООИ "РОСТАР") от 20.02.2019, утвержден устав ОООИ "РОСТАР" (вопрос три повестки дня); в структуре ОООИ "РОСТАР" созданы региональные отделения на территории более половины субъектов Российской Федерации, в частности, на территории Владимирской области (вопрос восемь повестки дня) (данный протокол размещен в открытом доступе в сети "Интернет" по адресу: https://oirostar.ru/wp-content/uploads/2023/11/Протокол-о-создании.pdf).
О том, что ВОО ОООИ "РОСТАР" является региональным отделением ОООИ "РОСТАР" также указано на сайте ОООИ "РОСТАР" в сети "Интернет" по адресу: https://oirostar.ru/struktur/.
В соответствии с уставом ОООИ "РОСТАР" (размещен в сети "Интернет" по адресу: https://oirostar.ru/wp-content/uploads/2023/11/Устав-РОСТАР.pdf) структуру ОООИ "РОСТАР" образуют региональные отделения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим уставом, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7.1); региональные отделения могут приобретать статус юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 7.2).
С учетом вышеизложенного, ВОО ОООИ "РОСТАР" не является региональным общественным объединением в понимании статьи 14 Закона об общественных объединениях, а выступает структурным подразделением ОООИ "РОСТАР".
Соответствие ООО "Ламирэль" критериям относительно численности инвалидов по отношению к другим работникам, а также доли оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда, заявителем Т. не оспаривается. Доказательств несоответствия ООО "Ламирэль" данным критериям в материалах настоящего дела не содержится.
Учитывая вышеизложенное, на ООО "Ламирэль" распространяются положения статьи 29 Закона о контрактной системе, при проведении рассматриваемой закупки заказчиком ООО "Ламирэль" правомерно были предоставлены преимущества относительно увеличения цены контракта в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, Инспекция
РЕШИЛА:
В действиях государственного заказчика - Федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть N 53 Федеральной службы исполнения наказаний" и его аукционной комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку емкостей для хранения медицинских отходов класса Б, извещение N 0850100000522000018 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" по адресу: www.zakupki.gov.ru 09.08.2022 нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе не установлено.
_.
_.
_.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области от 1 февраля 2024 г. N 053/06/29-36/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2024