Резолютивная часть решения оглашена 24 января 2024 г.
В полном объеме решение изготовлено 29 января 2024 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
председатель комиссии: заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
члены комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти - Козлова Н.Е.,
специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Телкова К.А.,
в присутствии представителей:
комитета благоустройства и охраны окружающей среды администрации города
Тамбова Тамбовской области (далее - Заказчик) - _...,
ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" (далее - Общество, Исполнитель) - _...,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа от 22.12.2023 от исполнения контракта от 14.12.2023 N0164200001923004030 на оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев на территории города Тамбова, и проведя в соответствии с п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области поступило обращение комитета благоустройства и охраны окружающей среды администрации города Тамбова Тамбовской области (вх. от 17.01.2024 N 293-ЭП/24) о направлении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "РИСТЭМСТРОЙ-Л" (398020, г. Липецк, ул. Елецкая, д.10А, помещ. 1, ИНН 4825141994) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 22.12.2023 от исполнения муниципального контракта от 14.12.2023 N0164200001923004030 на оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев на территории города Тамбова, в связи с нарушением Обществом условий контракта.
Рассмотрение дела проводилось 23.01.2024, продолжилось 24.01.2024 после перерыва.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от 22.12.2023 от исполнения контракта от 14.12.2023 N0164200001923004030 на оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев на территории города Тамбова, рассмотрев представленные Обществом и Заказчиком материалы, документы закупки, а также, проведя внеплановую проверку, пришла к следующему.
По итогам запроса котировок в электронной форме N0164200001923004030 комитет благоустройства и охраны окружающей среды администрации города Тамбова Тамбовской области 14.12.2023 заключил с ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" муниципальный контракт N0164200001923004030 на оказание услуг по отлову и содержанию животных без владельцев на территории города Тамбова на сумму 3 000 000,00 рублей (далее - Контракт).
Пунктом 1.2 контракта установлено следующее: "Исполнитель обязуется оказать услуги по отлову и содержанию животных без владельцев на территории города Тамбова (далее - Услуги) в соответствии с техническим заданием (приложение N1 к контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, предусмотренных Контрактом".
Согласно пункту 4.2 контракта: "Сроки оказания услуг: с даты заключения Контракта по 01.06.2024 год".
Обязательства сторон установлены в разделе 5 контракта.
В соответствии с пунктом 5.2.19 контракта в течении 2 (двух) календарных дней со дня заключения настоящего контракта Исполнитель должен предоставить Заказчику:
- информацию в письменном виде (заверенную Исполнителем копию документа (приказ, доверенность)) о представителе Исполнителя, уполномоченном на участие в мероприятиях по контролю за исполнением Контракта, получением документов, связанных с исполнением настоящего контракта;
- информацию в письменном виде с указанием адреса исполнителя для направления корреспонденции и документов, номеров телефонов и адресов электронной почты для оперативного решения вопросов, связанных с исполнением настоящего контракта;
- документы о наличии приюта для животных, соответствующего требованиям Федерального закона от 27.12.2018 N498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Приказ управления ветеринарии Тамбовской области от 09.12.2020 N 218/1 "Об утверждении Порядка организации деятельности приютов для животных на территории Тамбовской области и норм содержания животных в них", или договора об оказании услуг с таким приютом;
- действующий договор на утилизацию биоотходов;
- договоры с территориальной станцией по борьбе с болезнями животных или другими профильными организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере ветеринарии и промышленной санитарии на оказание ветеринарных услуг;
- договор на оказание услуг на дератизацию, дезинсекцию, обработки транспортных средств;
- информацию о лицах, осуществляющих отлов, о транспортных средствах оборудованных в соответствии с действующим законодательством.
- разработанный и утвержденный план-график отлова животных без владельцев (представить на согласование Заказчику);
- электронный адрес официального сайта, на котором будет размещена информация о животных, в том числе утвержденный и согласованный план-график отлова животных без владельцев.
В соответствии с пунктом 5.2.3 контракта, 14.12.2023, 15.12.2023, 18.12.2023, 19.12.2023, 22.12.2023, 25.12.2023, 26.12.2023, 27.12.2023, 28.12.2023 Заказчик неоднократно направлял в адрес Исполнителя заявки на отлов безнадзорных животных.
15.12.2023 Заказчик направил в адрес Исполнителя письмо N48-40-2344/23 согласно которому, Обществу необходимо было представить график плановых выездов в срок не позднее 15 часов 15.12.2023.
18.12.2023 в адрес Исполнителя Заказчиком было направлено письмо N48-40-2347/23 с просьбой представить отчет с подтверждающими документами по исполнению заявок на отлов безнадзорных животных, а также выполнение работ по графику плановых выездов с приложением соответствующих материалов, в срок до 15 часов 18.12.2023.
Согласно пояснениям Заказчика, запрашиваемые документы не были представлены Исполнителем в указанный срок.
18.12.2023 (исх. N48-40-2352/23) и 19.12.2023 (исх. N48-40-2362/23) Заказчик направил в адрес Исполнителя претензии о нарушении условий по муниципальному контракту от 14.12.2023 N0164200001923004030, с требованием незамедлительно приступить к оказанию услуг по контракту.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 11.1 и 11.2 контракта установлено следующее: "11.1. Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
11.2. Стороны вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским Кодексом Российской Федерации, в порядке установленном ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В связи с нарушением Обществом условий контракта, Заказчик 22.12.2023 принял решение об одностороннем отказе от его исполнения.
Согласно п. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям с сайта единой информационной системе в сфере закупок решение об одностороннем отказе размещено Заказчиком и получено Исполнителем 25.12.2023.
В соответствии с нормами законодательства о контрактной системе в сфере закупок Подрядчику в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления предоставлено право устранить нарушение условий контракта, которое послужило основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
29.12.2023 в 19:23 ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л", в течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, направило (исх. от 28.12.2023 N200) в адрес заказчика перечень документов в соответствии с пунктом 5.2.19 муниципального контракта от 14.12.2023 N 0164200001923004030. При этом, данная информация и документы были направлены Заказчику с опозданием на 13 календарных дней.
Как пояснили представители Заказчика, документы представлены не в полном объему. Кроме того, у Заказчика отсутствовала информация о том, что Исполнитель осуществлял отлов животных в нерабочие праздничные дни.
В связи с этим, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 10.01.2024.
Таким образом, Обществом принимались меры для устранения нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия указанного решения.
Комиссия Тамбовского УФАС России, исследовав все обстоятельств дела, приходит к выводу, что сведения об ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
При решении вопроса о включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и является ли это нарушение существенным. Отказ заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с Законом о контрактной системе.
Антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков представленных заказчиком сведений должен установить признаки недобросовестности поставщика (исполнителя, подрядчика).
В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
Таким образом, для целей применения положений статьи 104 Закона о контрактной системе достаточным является получение антимонопольным органом доказательств того, что поставщик (исполнитель, подрядчик) в нарушение принятых на себя по контракту обязательств не предпринял достаточных и разумных мер по его надлежащему исполнению.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия Тамбовского УФАС России, исследовав представленные в материалы дела доказательства направления Заказчиком в адрес Исполнителя уведомления об одностороннем отказе от исполнения контракта с приложением соответствующего решения и его размещения в Единой информационной системе в сфере закупок, не усмотрела нарушений в порядке принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Проанализировав материалы дела в совокупности и системной взаимосвязи, Комиссия Тамбовского УФАС России приходит к выводу о наличии обстоятельств, указанных в п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, поскольку ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" предпринимались меры для надлежащего исполнения условий контракта.
Исполнителем в материалы дела представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта. Обществом представлены видеоматериалы с места отлова, в соответствии с которыми, отлов животных без владельцев осуществлялся Исполнителем 29.12.2023, 30.12.2023, 02.01.2024, 04.01.2024, 07.01.2024, 08.01.2024. Также в материалы рассматриваемого дела представлены карточки учета пойманных животных без владельца в количестве 42 штук.
Согласно пояснениям представителя Исполнителя, полный цикл оказания услуг по обращения с животными составляет 21 день, на момент рассмотрения настоящего дела собаки не выпускались в прежнюю среду обитания. По причине того, что цикл не окончен, документы на оплату оказанных услуг Заказчику еще не подавались.
Так, материалами дела подтверждается, что своим поведением Исполнитель фактически совершал действия, направленные на исполнение контракта, что подтверждается копиями представленных документов.
Рассмотрев все обстоятельства дела, Комиссия Тамбовского УФАС России считает необходимым отметить, что из документов и сведений, представленных сторонами, не следует вывод о наличии у Исполнителя намерения на совершение умышленных действий, направленных на неисполнение контракта.
Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, не усматривает в действиях ООО "РИСТЭМСТРОЙ-Л" недобросовестное поведение, выраженное в неисполнении возложенных на себя обязательств в рамках заключенного муниципального контракта от 14.12.2023 N0164200001923004030.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России выявлены нарушения Заказчиком требований части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 10.01.2024. Таким образом, Заказчику следовало направить обращение в Тамбовское УФАС России в срок не позднее 12.01.2024.
Вместе с тем, Заказчик направил обращение и иные документы, предусмотренные Законом о контрактной системе, 17.01.2024, т.е. с нарушением установленного срока на 3 дня. Следовательно, Заказчиком было допущено нарушение ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, что свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные комитетом благоустройства и охраны окружающей среды администрации города Тамбова Тамбовской области в отношении общества с ограниченной ответственностью "РИСТЭМСТРОЙ-Л" (398020, г. Липецк, ул. Елецкая, д.10А, помещ. 1, ИНН 4825141994), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. Признать Заказчика - комитет благоустройства и охраны окружающей среды администрации города Тамбова Тамбовской области нарушившим ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тамбовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по ч. 2 ст.7.31 КоАП РФ.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Председатель комиссии
Члены комиссии |
В.В. Иванов
Н.Е. Козлова
К.А. Телкова |
Исп.Телкова К.А.
тел.8 (4752) 71-36-00, вн. 068-119
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 29 января 2024 г. N 068/10/104-21/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.01.2024