Резолютивная часть решения объявлена 25 января 2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 30 января 2024 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: ///;
Члены Комиссии: ///;
в отсутствие представителей Общества с ограниченной ответственностью "АльфаГрупп" (далее - ООО "АльфаГрупп", заявитель), Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Областной онкологический диспансер" (далее - заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - уполномоченный орган) - ходатайство от 24.01.2024 о рассмотрении жалобы без участия представителя,
рассмотрев жалобу заявителя на положения извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0134200000123006135 "Оказание услуг по транспортированию и обезвреживанию (термическое уничтожение) централизованным способом необеззараженных медицинских отходов класса "Б" и "Г" (г. Ангарск и г. Усолье - Сибирское)", в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутского УФАС России) поступила жалоба ООО "АльфаГрупп" на положения извещения о проведении электронного аукциона.
В соответствии с доводами жалобы закупка необоснованно ограничивает количество участников закупки
Заказчиком, уполномоченным органом представлены возражения по доводам жалобы заявителя, согласно которым считают жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 20.12.2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0134200000123006135 "Оказание услуг по транспортированию и обезвреживанию (термическое уничтожение) централизованным способом необеззараженных медицинских отходов класса "Б" и "Г" (г. Ангарск и г. Усолье - Сибирское)".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 302 800 рублей 00 копеек.
В соответствии с доводами ООО "АльфаГрупп" заказчик объединил закупаемые услуги в одну закупку, требуемые наличие лицензии у исполнителя (отходы класса "Г") и не требуемые (отходы класса "Б").
В силу части 1 статьи 49 Федерального закона N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Требования к извещению о проведении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ, пунктом 12 части 1, пунктом 1, 3 части 2 которой определено, что извещение о проведении закупки должно содержать:
- требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования);
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Статья 31 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает единые требования к участникам закупки, одним из которых является требование соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Описание объекта закупки содержится в электронном документе "85-ОЗ часть 2", в соответствии с которым объектом закупки является оказание услуг по транспортированию и обезвреживанию (термическое уничтожение) централизованным способом необеззараженных медицинских отходов класса "Б" и "Г" (г. Ангарск и г. Усолье - Сибирское).
В требованиях к оказанию услуг заказчиком установлено следующее:
"Под медицинскими отходами класса "Б" понимаются следующие эпидемиологические опасные отходы:
- Инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями.
- Отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, работающих с микроорганизмами 3-4 групп патогенности.
Под медицинскими отходами класса "Г" понимаются следующие токсикологически опасные отходы:
- Лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические и дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию".
Требования к содержанию и составу заявки на участие в закупке определены в электронном документе "НОбщие требования к содержанию, составу заявки и инструкция усл".
При этом ни в извещении о проведении электронного аукциона, ни в электронных документах к извещению не содержится требование к участникам закупки о наличии лицензии на оказание услуг, являющихся объектом закупки.
Статья 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) устанавливает, что лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (пункт 30 части 1).
Определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закона N 89-ФЗ).
Статья 4.1 Федерального закона N 89-ФЗ устанавливает, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:
I класс - чрезвычайно опасные отходы;
II класс - высокоопасные отходы;
III класс - умеренно опасные отходы;
IV класс - малоопасные отходы;
V класс - практически неопасные отходы.
Вместе с тем согласно части 2 статьи 2 Федерального закона N 89-ФЗ отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Таким образом, порядок обращения с медицинскими отходами не регулируется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ, а регулируется соответствующим законодательством.
Данный вывод коррелируется с позицией Росприроднадзора, в том числе изложенной в письме от 08.07.2016 N АА-03-03-32/13510, позицией Минприроды России, изложенной в письме от 04.02.2022 N 25-47/3539.
В силу пункта 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерпо-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, храпении биомедицинских клеточных продуктов.
Частью 2 статьи 49 Федерального закона N 323-ФЗ определено, что медицинские отходы разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической, радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания в соответствии с критериями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, на следующие классы:
1) класс "А" - эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам;
2) класс "Б" - эпидемиологически опасные отходы;
3) класс "В" - чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;
4) класс "Г" - токсикологические опасные отходы, приближенные по составу к промышленным;
5) класс "Д" - радиоактивные отходы.
Медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, храпению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения (пункт 3 статьи 49 Федерального закона N 323-ФЗ).
Требования к обращению с медицинскими отходами установлены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно пункту 157 СанПиН 2.1.3684-21 установлены требования к обращению с отходами, в перечень которых входят отходы, не подлежащие последующему использованию (токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности, далее - класс Г), в том числе: ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование; лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфекционные средства; отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения, а также другие токсикологически опасные отходы, образующиеся в процессе осуществления медицинской, фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.
Обращение с медицинскими отходами классов Б и В, содержащими в своем составе токсичные вещества 1 - 2 классов опасности после их обеззараживания, осуществляется в соответствии с требованиями к медицинским отходам класса Г (пункт 160 СанПиН 2.1.3684-21).
Пунктом 191 СанПиН 2.1.3684-21 определено, что сбор и временное хранение, накопление медицинских отходов класса Г осуществляется в маркированные емкости ("Отходы. Класс Г").
Вывоз и обезвреживание медицинских отходов класса Д осуществляется организацией, имеющей разрешение (лицензию) на данный вид деятельности (пункт 192 СанПиН 2.1.3684-21).
В соответствии с пунктом 205 СанПиН 2.1.3684-21 транспортирование, обезвреживание и захоронение медицинских отходов класса Г осуществляется в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к порядку накопления, транспортирования, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.
При этом указание в пункте 157 СанПиН 2.1.3684-21 "токсикологически опасные отходы 1 - 4 классов опасности", не свидетельствует об отсылке к Федеральному закону N 89-ФЗ, поскольку, во-первых, указанный закон не содержит упоминания о токсикологически опасных отходах, во-вторых, указанный закон делит отходы на классы опасности, осуществляя исчисление в римских цифрах, СанПиН 2.1.3684-21 делает указание на классы токсикологически опасных отходов в арабских числах.
При этом, например, Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2003 N 144 "О введении в действие СП 2.1.7.1386-03" также определяет классификацию отходов по степени воздействия на среду обитания и здоровье человека в арабских цифрах:
- 1 класс - чрезвычайно опасные;
- 2 класс - высоко опасные;
- 3 класс - умеренно опасные;
- 4 класс - мало опасные.
Кроме того Комиссией не установлено, что СанПиН 2.1.3684-21 или действующее законодательство содержат определение термина "токсичные промышленные отходы", в том числе Комиссией не установлено, что под указанным термином понимаются какие-либо отходы, порядок обращение с которыми регулирует Федеральный закон N 89-ФЗ, поскольку не установлено, что указанный закон содержит упоминание о токсичных отходах.
Комиссия также отмечает, что утративший силу СанПиН 2.1.7.2790-10 содержал в пункте 4.29 прямое указание, что вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
В действующем в настоящее время СанПиН 2.1.3684-21 подобных указаний не имеется, имеется только указание, как отмечено выше, что вывоз и обезвреживание медицинских отходов класса Д осуществляется организацией, имеющей разрешение (лицензию) на данный вид деятельности. Вместе с тем обращение и с указанным видом отхода не попадает под регулирование Федерального закона N 89-ФЗ, поскольку попадает под регулирование Федерального закона N 190-ФЗ "Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Из совокупности вышеуказанных норм, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к следующим выводам:
- во-первых, как ранее было отмечено, действующее законодательство и принятые в его развитие акты содержат две независимые классификации отходов: отходы I - IV классов опасности (регламентированы Федеральным законом N 89-ФЗ), отходы по классам опасности - токсилогические отходы класса 1-4 (регламентированы СанПиН 2.1.3684-21);
- во-вторых, лицензия выдается на работу с отходами, включенными в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (далее - ФККО).
Поскольку в ФККО не включены работы с медицинскими отходами класса Г, необходимые заказчику (лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические и дезинфицирующие средства), то соответственно, лицензия на проведение работ с ними не требуется.
- в-третьих, в связи с тем, что действующее законодательство не отождествляет отходы I - IV классов опасности с токсилогическими отходами класса 1-4, а в действующем СанПиН 2.1.3684-21 отсутствует указание на необходимость наличия лицензии на работы с отходами класса Г и данный вид отходов не содержится в ФККО.
Следовательно, лицензия на проведение работ с отходами, указанными заказчиком в описании объекта закупки, не требуется.
Таким образом, в результате рассмотрения жалобы по существу Комиссия Иркутского УФАС России не находит в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АльфаГрупп" необоснованной.
2. Направить копии решения сторонам по жалобе.
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 30 января 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2024