Резолютивная часть решения объявлена 29.01.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 30.01.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_..>;
Члены Комиссии: <_..>;
при участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Эбис" (далее - ООО "Эбис", Заявитель) - <_..>, представителей Министерства имущественных отношений Иркутской области (далее - Заказчик) - <_..>;
в отсутствие представителей Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Уполномоченный орган) - ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей;
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при заключении контракта при проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения в г. Усть-Илимск Иркутской области, извещение N 0134200000123004758), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 22 января 2024 года поступила жалоба Заявителя на действия заказчика при заключении контракта при проведении электронного аукциона на приобретение жилого помещения в г. Усть-Илимск Иркутской области (извещение N 0134200000123004758).
Из содержания жалобы следует, что Заказчиком в установленные сроки ООО "Эбис" не признан уклонившимся от заключения контракта по результатам проведенного электронного аукциона N 0134200000123004758, а также не заключен контракт с участником закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер.
Заказчиком, Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу Заявителя. Из указанных возражений следует, что Заказчик, Уполномоченный орган считают доводы необоснованными и не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
Так, из возражения Заказчика следует, что в период с 22 декабря 2023 года по 28 декабря 2023 года в ЕИС зафиксированы обновления программного обеспечения с периодическими сбоями в работе ЕИС. Предположительно это послужило тому, что в личном кабинете Заказчика ЕИС и личном кабинете РТС-Тендер система не информировало об автоматическом формировании уведомления об уклонении. Кроме того, по мнению Заказчика, его бездействия по непризнанию Заявителя уклонившимся от заключения контракта, не привели к нарушению прав и законных интересов ООО "Эбис".
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика, Уполномоченного органа, приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы на основании следующего.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что Уполномоченным органом 10 ноября 2023 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено Извещение об осуществлении электронного аукциона N 0134200000123004758 на приобретение жилого помещения в г. Усть-Илимск Иркутской области (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 293 753, 23 руб..
На участие в указанном электронном аукционе подано 3 заявки.
Согласно Протоколу подачи ценовых предложений от 14.12.2023 NЦПА1 минимальное ценовое предложение поступило от участника N 115562563 (ООО "Эбис") - 2 007 971, 20 руб.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.12.2023 NИЭА1 заявка ООО "Эбис" признана победителем электронного аукциона.
Порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона урегулирован статьей 51 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 частью 2 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
Во исполнение указанной нормы Заказчиком 18 декабря 2023 года в единой информационной системе и на электронной площадке размещен проект контракта для подписания его Заявителем.
Частью 3 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно части 4 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (часть 3 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ).
Таким образом, с учетом вышеназванных положений Федерального закона N 44-ФЗ, Заявителю необходимо было подписать представленный проект контракта и разместить на электронной площадке документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в форме независимой гарантии или платежного поручения, подтверждающего внесения денежных средств на указанный заказчиком счет, в срок до 25 декабря 2023 года.
Комиссией установлено, что в предусмотренные законом сроки Заявителем не был подписан проект государственного контракта и не представлено обеспечение исполнения контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 и частью 5 настоящей статьи, такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Следовательно, ООО "Эбис" является уклонившимся от заключения контракта в силу части 6 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ, так как им не подписан проект контракта и не предоставлено в установленные сроки обеспечение исполнения контракта.
Согласно пункту 2 части 6 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи, заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки; формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Кроме того, согласно части 7 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик в порядке, установленном настоящей статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае:
1) если участник закупки в соответствии с частью 6 настоящей статьи признан уклонившимся от заключения контракта;
2) отказа заказчика от заключения контракта в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Вместе с тем, в нарушение вышеназванных норм, Заказчиком указанные действия осуществлены не были.
Довод Заказчика о том, что ООО "Эбис" не был признан уклонившимся от заключения контракта в связи со сбоями в работе ЕИС и не получении посредством автоматического информирования уведомления об уклонении, не находит своего подтверждения на основании следующего.
Так, из положений статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ следует, что обязанность заказчика по признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта возложена на него в силу закона и не зависит от формирования автоматического уведомления заказчика об истечении сроков подписания контракта со стороны участника закупки, а также от работы ЕИС и действий самих участников закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком части 6, части 7 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Эбис" обоснованной;
2. Признать Заказчика нарушивши часть 6, часть 7 статьи 51 Федерального закона N 44-ФЗ;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем признания заявки участника закупки N115562563 (ООО "Эбис") уклонившимся от заключения контракта и формирования с использованием единой информационной системы протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта с дальнейшим совершением действий, направленных на заключение контракта по результатам проведенного электронного аукциона N 0134200000123004758 в соответствии с требованиями действующего законодательства и настоящего решения;
4. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения выданного предписания;
5. Направить копии решения, предписания сторонам по жалобе;
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц, допустивших установленные нарушения, к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
<_..> |
Члены комиссии |
<_..> |
|
<_..> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 30 января 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2024