Резолютивная часть решения объявлена 31 января 2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 31 января 2024 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_"; "_";
При участии представителей Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области (далее - Заказчик) - "_" (доверенность NАМ-21 от 23 января 2024 г.); "_" (доверенность NАМ-25 от 30 января 2024 г.), "_" (доверенность NАМ-8 от 15 января 2024 г.);
При участии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Исток Аудио Слух" (далее - ООО "Исток Аудио Слух", Заявитель) - "_" (доверенность от 22 января 2024 г.), "_" (доверенность от 22 января 2024 г.),
Рассмотрев посредством видео-конференц связи жалобу Заявителя на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку технических средств реабилитации (сигнализаторов звука цифровых со световой, цифровых с вибрационной индикацией, цифровой с вибрационной и световой индикацией) для обеспечения ими в 2024 году, извещение N 0234100000124000005 (далее - запрос котировок) в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России 26 января 2024 года поступила жалоба Заявителя на положения извещения о проведении запроса котировок.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона N44-ФЗ в части описания объекта закупки, а именно, Заказчиком не установлено требование, что поставляемый товар должен соответствовать ГОСТ Р 70185-2022 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства реабилитации. Сигнализаторы звука световые и вибрационные. Общие технические условия" (далее - ГОСТ Р 70185-2022).
Заказчиком представлены возражения на жалобу Заявителя, в которых считают доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения обращения Комиссией установлено, что Заказчиком 22 января 2024 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещен документ "Извещение о проведении запроса котировок в электронной форме от 22.01.2024 N0234100000124000005".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 700 952 руб. 80 коп.
Датой окончания срока подачи заявок является 31 января 2024 года.
Заказчиком на обозрение Комиссии представлен скрин с сайта РТС-Тендер (https://www.rts-tender.ru), согласно которому на участие в закупке подано 2 заявки.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы Заявителя, возражения Заказчика приходит к выводу о необоснованности жалобы на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в извещении о проведении закупки должен установить требования к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
По мнению Заявителя, Заказчику необходимо использовать при формировании технического задания ГОСТ Р 70185-2022, разработанный Федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский институт стандартизации" (ФГБУ "РСТ") совместно с Обществом с ограниченной ответственностью "Исток Аудио Трейдинг", в случае его неприменения, Заказчику следует руководствоваться положениями пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Объектом закупки является "Поставка технических средств реабилитации (сигнализаторов звука цифровых со световой, цифровых с вибрационной индикацией, цифровой с вибрационной и световой индикацией) для обеспечения ими в 2024 году".
Закупаемое оборудование, включено в КТРУ и имеет коды: 27.90.20.120-00000001 (Сигнализатор звука цифровой с световой индикацией); 27.90.20.120-00000003 - (Сигнализатор звука цифровой с вибрационной и световой индикацией); 27.90.20.120-00000002 - (Сигнализатор звука цифровой с вибрационной индикацией).
Распоряжением от 30 декабря 2005 г. N2347-р сигнализаторы звука световые и вибрационные включены в федеральный перечень технических средств реабилитации, предоставляемых инвалиду.
Из пояснений Заказчика установлено, что ранее размещенная Заказчиком 29 ноября 2023 г. закупка (извещение N0234100000123000486) о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку технических средств реабилитации (сигнализаторов звука цифровых со световой, цифровых с вибрационной индикацией, цифровых с вибрационной и световой индикацией) для обеспечения ими в 2024 году, с применением ГОСТ Р 70185-2022 признана несостоявшейся в связи с отсутствием поданных заявок.
В связи с чем, Заказчиком в целях расширения круга участников закупки применены ГОСТ Р 51632-2021 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 51632-2021) и ГОСТ Р 51264-99 "Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. Общие технические условия".
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы Заказчиком пояснил, что в случае установления требования о соответствии товара ГОСТ Р 70185-2022 происходит увеличение цены за единицу товара, по сравнению с закупаемым Заказчиком товаром проводимого запроса котировок.
Установлено, что в электронном документе, прикрепленного к извещению "Описание объекта закупки" установлены требования "Товар должен соответствовать требованиям следующих стандартов: национального стандарта РФ ГОСТ Р 50444-2020 "Приборы, аппараты и оборудование медицинские. Общие технические требования", межгосударственного стандарта ГОСТ ISO 10993-1-2021 "Изделия медицинские. Оценка биологического действия медицинских изделий. Часть 1. Оценка и исследования в процессе менеджмента риска", межгосударственного стандарта ГОСТ ISO 10993-10-2011 "Изделия медицинские. Оценка биологического действия медицинских изделий. Часть 10. Исследования раздражающего и сенсибилизирующего действия", межгосударственного стандарта ГОСТ ISO 10993-11-2021 "Изделия медицинские. Оценка биологического действия медицинских изделий. Часть 11. Исследования общетоксического действия", межгосударственного стандарта ГОСТ ISO 10993-18-2022 "Изделия медицинские. Оценка биологического действия медицинских изделий. Часть 18. Исследование химических свойств материалов в рамках процесса менеджмента риска", национального стандарта РФ ГОСТ Р 51632-2021 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний", государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51264-99 "Средства связи, информатики и сигнализации реабилитационные электронные. Общие технические условия", государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50460-92 "Знак соответствия при обязательной сертификации. Форма, размеры и технические требования".
В силу того, что при формировании технического задания Заказчик руководствовался положениями национального стандарта РФ ГОСТ Р 51632-2021, Комиссия приходит к выводу, об отсутствии в действиях Заказчика нарушений пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ, в части отсутствия обоснования необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчик вправе включить в извещение такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки, с учетом требований отраслевого законодательства, ГОСТов иных документов, применяемых в национальной системе стандартизации, а также в соответствии с требованиями, отраженными в индивидуальных программах реабилитации и абилитации.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА) - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
ИПРА содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В ИПРА, выдаваемых инвалидам Федеральным казенным учреждением "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Иркутской области", для сигнализаторов прописана единственная характеристика: "возможность самостоятельной установки при подготовке и во время эксплуатации - наличие".
Данный факт подтверждается представленными на обозрение Комиссии копиями ИПРА инвалидов NN1174.14.38/2023, 44.17.38/2024, 8.32.38/2024 (2)/И1.
Характеристика "возможность самостоятельной установки при подготовке и во время эксплуатации - наличие" предусмотрена Заказчиком в прикрепленном к извещению документе "Описание объекта закупки".
Комиссия, проанализировав положения извещения о проведении Аукциона, отмечает, что описание объекта закупки составлено Заказчиком исходя из его потребностей в соответствии с требованиями пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ с применением показателей, предусмотренных ГОСТом Р 51632-2021 "Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Общие технические требования и методы испытаний".
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Также Федеральный закон N44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим потенциальным участникам закупки, не предусматривает ограничения по включению в Извещение требований к объекту закупки, являющемуся значимым для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в Извещении обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям извещения об осуществлении закупки, а также сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки в соответствии с требованиями Извещения о проведении запроса котировок.
Объектом спорной закупки является поставка товара, а не его производство.
Поставщиком может выступить любое лицо, соответствующее требованиям извещения об осуществлении закупки и действующего законодательства, готовое поставить продукцию, отвечающую положениям данного извещения и удовлетворяющую потребности заказчика. Заказчик не обязан и не имеет возможности при описании объекта закупки установить требования к функциональным и техническим характеристикам товара, которые бы удовлетворили абсолютно всех участников рынка.
При таких обстоятельствах, Комиссией в действиях Заказчика нарушений требований Федерального закона N44-ФЗ при формировании Извещения об осуществлении запроса котировок не установлены.
В силу части 4 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Вместе с тем в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления не представлено документов и доказательств, свидетельствующих, что при описании объекта закупки использовались характеристики, не предусмотренные техническими регламентами, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации и иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Федерального закона N44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Исток Аудио Слух" необоснованной;
2. Направить копии решения сторонам по жалобе;
3. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части подписания контракта.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 31 января 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2024