Резолютивная часть решения объявлена 01.02.2024 года.
Решение в полном объеме изготовлено 01.02.2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: <_..>;
Члены Комиссии: <_..>;
при участии представителей Общества с ограниченной ответственностью "Доргис" (далее - ООО "Доргис", Общество) - <_..>, представителя Администрации муниципального образования города Братска (далее - Заказчик) - <_..>;
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "Доргис" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) в связи с принятием решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 26 января 2024 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "Доргис" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что Обществом допущены существенные нарушения условий по муниципальному контракту N 2023.307 от 11 сентября 2023 года на выполнение работ по разработке проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, находящихся на территории муниципального образования города Братска Иркутской области, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации в отношении ООО "Доргис" в Реестр.
ООО "Доргис" представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, запрашиваемые в уведомлении Иркутского УФАС России, согласно которым оснований для включения Общества в реестр недобросовестных поставщиков не имеется, поскольку умысла об уклонении от исполнения Контракта не было.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пунктом 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Федерального закона N 44-ФЗ, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи (часть 4 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, включается в Реестр.
В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 17 августа 2023 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) Администрацией МО г. Братска размещено Извещение N 0134300025823000307 о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, находящихся на территории муниципального образования города Братска Иркутской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 179 494 руб..
Согласно "Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.08.2023 NИЭА1", на участие в электронном аукционе поступила единственная заявка от участника N 114806586 (ООО "Доргис"), признанная соответствующей требованиям Извещения о проведении электронного ауциона.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона N 44-ФЗ 11 сентября 2023 года между Заказчиком и ООО "Доргис" заключен муниципальный контракт N 2023.307 на выполнение работ по разработке проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, находящихся на территории муниципального образования города Братска Иркутской области (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по разработке проекта организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, находящихся на территории муниципального образования города Братска Иркутской области (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их.
Согласно пункту 1.3 Контракта срок выполнения работ: с момента заключения Контракта до 01 декабря 2023 г. с возможностью досрочного исполнения обязательств при условии, что работы выполнены надлежащим образом.
Таким образом, Обществу необходимо выполнить предусмотренные Контрактом работы в срок до 01 декабря 2023 года.
Из представленных документов и пояснений следует, что ООО "Доргис" приступило к выполнению работ, однако в установленные Контрактом сроки работы в полном объеме выполнены не были.
Так, 12 сентября 2023 года Обществом в адрес Заказчика направлено письмо с приложением схемы прохождения автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории города Братска Иркутской области для ее утверждения.
21 сентября 2023 года Заказчиком направлено письмо с приложением согласованных схем прохождения автомобильных дорог.
03 октября 2023 года Обществом направлено Заказчику письмо с приложением проектов организации дорожного движения на автомобильные дороги общего пользования местного значения на территории города Братска Иркутской области в электронном виде.
27 октября 2023 года после проверки Заказчиком полученной документации, ООО "ДорГИС" направило проекты организации дорожного движения на согласование в УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области.
22 ноября 2023 года от УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области был получен ответ с перечнем замечаний к подготовленной документации.
27 ноября 2023 года Заказчиком в адрес Общества направлено письмо, содержащее замечания по проекту организации дорожного движения.
28 ноября 2023 года после устранения выявленных замечаний ООО "ДорГИС" повторно направило проекты организации дорожного движения на согласование в УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области.
Вместе с тем, в срок, установленный Контрактом (до 01 декабря 2023 года) готовый проект организации дорожного движения представлен не был.
04 декабря 2023 года Заказчиком в адрес ООО "ДорГИС" направлено письмо из содержания, которого следует, что Обществу необходимо выполнить обязательства по Контракту в срок до 08 декабря 2023 года.
04 декабря 2023 года ООО "ДорГИС" направлено Заказчику письмо, согласно которому проекты организации дорожного движения разработаны и 27 октября 2023 года направлены в УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области для согласования. После устранения полученных замечаний документы были направлены в ГИБДД.
11 декабря 2023 года Заказчиком направлено письмо о несоответствии представленного проекта организации дорожного движения приказу Минтранса России от 30.07.2020 N 274 "Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения".
14 декабря 2023 года Обществом направлен ответ Заказчику о том, что все замечания были устранены и 28 ноября 2023 года ПОДД повторно направлен в ГИБДД.
14 декабря 2023 года Заказчиком повторно в адрес ООО "ДорГИС" направлено письмо из содержания, которого следует, что Обществу необходимо выполнить обязательства по Контракту в срок до 15 декабря 2023 года.
В связи с неисполнением обязательств по Контракту в срок до 15 декабря 2023 года Заказчиком принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Пунктом 8.2 Контракта предусмотрено, что настоящий контракт, может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
Пунктами 1, 2 статьи 450.1 ГК РФ предусмотрено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Возможность одностороннего отказа от договора подряда по инициативе заказчика предусмотрена статьями 715, 717, 723 ГК РФ.
В соответствии со статьёй 708 ГК РФ, подрядчик несет ответственность за нарушение начального и конечного сроков выполнения работы; при этом указанные в пункте 2 статьи 405 ГК РФ последствия просрочки исполнения наступают при нарушении конечного срока выполнения подрядных работ.
В силу пункта 2 статьи 405 ГК РФ, если вследствие просрочки должника исполнение утратило интерес для кредитора, он может отказаться от принятия исполнения и требовать возмещения убытков.
Из анализа приведенных норм следует, что срок выполнения подрядных работ является существенным условием договора подряда и заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков, если подрядчик не выполнит работу в установленный срок.
На основании вышеназванного 19 декабря 2023 года Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с неисполнением Обществом обязательств по Контракту.
Порядок расторжения контракта в одностороннем порядке урегулирован частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение о расторжении контракта сформировано Заказчиком в ЕИС 19 декабря 2023 года, что считается надлежащим уведомлением ООО "Доргис" о расторжении с ним Контракта в одностороннем порядке.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, с учетом положений части 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 09 января 2024 года.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
Вместе с тем, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, Иркутское УФАС России в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в Реестр не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений.
Помимо этого, в силу Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Более того, согласно пункту 5 части 8 статьи 99 Федерального закона N 44-ФЗ контроль за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. Иными словами, установление соответствия результатов исполнения контракта его условиям не входит в компетенцию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, который фактически обязан установить такое соответствие или несоответствии в силу толкования, данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в Реестр происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
Следовательно, предоставленных ФАС России и ее территориальным органам полномочий зачастую недостаточно для устранения всех сомнений относительно виновности и недобросовестности участника закупки.
Поскольку в силу толкования данного Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, включение сведений в реестр является публично-правовой санкцией, предполагающей для ее применения опровержения презумпции невиновности участника закупки, то предусмотренное частью 3 статьи 49 Конституции Российской Федерации правило о том, что неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого, применяются при рассмотрении обращений заказчиков о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В рамках рассматриваемого дела Иркутское УФАС России не смогло устранить все сомнения в виновности ООО "Доргис".
Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что ООО "Доргис" при исполнении своих обязательств допущены нарушения условий Контракта, однако Комиссия полагает, что ООО "Доргис" предпринимались попытки к выполнению работ, соответствующих требованиям Контракта, что не может свидетельствовать о недобросовестности ООО "Доргис".
Так, из пояснений Общества следует, что неисполнение обязательств в установленный срок вызвано длительным рассмотрением проекта организации дорожного движения в УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области.
Так, 28 декабря 2023 года ООО "ДорГИС" направлено в адрес Заказчика письмо, в котором содержались возражения на одностороннее расторжение Контаркта Заказчиком с разъяснением причин задержки исполнения Контракта и просьбой отменить решение об одностороннем отказе, не вступившее в законную силу.
28 декабря 2023 года от УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области поступило письмо, в котором содержалось два замечания к подготовленной документации.
28 декабря 2023 года ООО "ДорГИС" исправлены замечания ГИБДД и повторно направлено в УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области ПОДД с приложением документации с внесенными корректировками.
Согласно п. 45 Приказа Министерства транспорта РФ от 30 июля 2020 г. N 274 "Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения" срок рассмотрения ПОДД органами и организациями, рассматривающими ПОДД, не может превышать 30 календарных дней со дня их поступления на согласование.
В силу п. 52 Приказа в случае непоступления от органов и организаций, рассматривающих ПОДД, в срок, установленный пунктами 45 и 46 Правил, ответов, ПОДД считается согласованным с указанными органами и организациями, рассматривающими ПОДД.
Срок рассмотрения УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области предоставленной документации истек 28.01.2024, до настоящего времени замечаний не поступило, таким образом в силу п.п. 45, 52 Приказа N274, по мнению Общества, документация считается согласованной в полном объеме.
30 января 2024 года ООО "ДорГИС" направило Заказчику письмо, в котором сообщалось о согласовании документации УГИБДД ГУ МВД России по Иркутской области с приложением результата работ - проектов организации дорожного движения.
Вышеизложенное, по мнению Комиссии Иркутского УФАС России, свидетельствует о добросовестности ООО "Доргис" и намерении Общества исполнить обязательства по Контракту в полном объеме в соответствии с условиями Контракта.
Кроме того, Комиссия не наделена полномочиями по оценке качества поставленных товаров и их соответствия условиям Контракта.
Также, Комиссией исследован вопрос о добросовестности ООО "Доргис", в частности исследован реестр контрактов единой информационной системы, согласно которому ООО "Доргис" исполнено 8 контрактов, заключенных в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, что безусловно свидетельствует о добросовестности ООО "Доргис", как лица исполняющего обязательства по контракту в сфере государственных закупок.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Доргис" при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "Доргис", объективно оценить достоверность доводов Заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Доргис" (<_..>), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа и учредителе Общества с ограниченной ответственностью "Доргис" (<_..>) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
<_..> |
Члены Комиссии
|
<_..> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 1 февраля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2024