резолютивная часть решения объявлена 24.01.2024 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: ____,
в присутствии представителя Муниципального общеобразовательного учреждения "Лицей N1 им К.С. Отарова" г.п. Тырныауза Эльбрусского муниципального района КБР (далее - Заказчик) ___, действующей на основании доверенности,
в отсутствии общества с ограниченной ответственностью "Салауат" (далее - Заявитель), акционерного общества "Сбербанк Автоматизированная система торгов" (далее - Оператора ЭТП), надлежащим образом извещенных о времени, дате рассмотрения жалобы,
рассмотрев с использованием системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N0304300011423000001 "Выполнение работ по капитальному ремонту здания дошкольного отделения N5 МОУ "Лицей N1 имени К.С. Отарова" г.п.Тырныауз" (далее - Конкурс, Закупка), руководствуясь ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила),
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Комиссии Заказчика при проведении Конкурса.
Согласно жалобе, Комиссией Заказчика нарушен порядок оценки заявок участников Конкурса.
Рассмотрев довод Заявителя, указанный в жалобе, а также изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
22.12.2023 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) был размещен Конкурс с начальной (максимальной) ценой контракта 52 877 854,94 руб.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
В силу п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пп. "р" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы об участнике закупки в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение, Постановление N 2604) установлено, что Положение устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного п.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе согласно приложению N 1 к Положению.
П. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В извещении об осуществлении закупки заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок (ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
П.2 Положения "Оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
На основании пп."г" п.3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Пп."в" п.24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В соответствии с пп."а" п.28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп."в" п.24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Также пп."г", "е" п.28 Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 Положения последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп."в" п.28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Согласно пп."г" п.31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), ч.16.1 ст.34 и ч.56 ст.112 Закона о контрактной системе, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного пп."в" п.24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
- контракт, предусмотренный ч.16 ст.34 Закона о контрактной системе (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
- контракт, предусмотренный ч.16.1 ст.34 Закона о контрактной системе;
- контракт, предусмотренный ч.56 ст.112 Закона о контрактной системе;
- договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом пп."г" п.31 Положения, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно Порядку оценки Заказчиком установлены детализирующие показатели "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
Также Порядком оценки заявок, установлено положение о принятии к оценке договоры (договоров), предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым Заказчиком указываются причины, по которым, представленный в составе заявки Заявителя контракт N7-СМР/23 от 27.07.2023 г. на сумму 708 283 022,38 руб. не был учтен при оценке заявок, а именно: "В договоре подряда N7-СМР/23 от 27.07.2023 г. прописано что цена договора составляет 708 283 022,38 рублей, в том числе НДС 118 047 170,40 рублей. Так же, в справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма NКС-3) от 20.10.2023 года указано, что в рамках данного договора подрядчик ООО "САЛАУАТ" добавил к итоговой стоимости договора 590 235 851,98 рублей и НДС в размере 118 047 170,40 рублей.
- во-первых, имеет место неправильное начисление НДС, так как 20% берётся со всей итоговой стоимости работ без какого-либо различия между стоимостью материалов, транспортных расходов, фондом заработной платы и т.д. что указывает на фиктивность данного договора и соответствующих актов выполненных работ;
- во-вторых, учитывая, что Индивидуальный предприниматель Чеченов Омар Анатольевич (заказчик по данному контракту) является субъектом малого предпринимательства и работает по упрощенной системе налогообложения (без уплаты НДС) подрядчик ООО "САЛАУАТ" должен был уплатить НДС в полном объеме. При рассмотрении заявок у комиссии возник большой вопрос по оплате ООО "САЛАУАТ" обозначенной суммы НДС в соответствующий бюджет. Учитывая, что договор был заключен 01.08.2023 г. и что в соответствии с разрешениями на ввод в эксплуатацию объекты были сданы 02.11.2023года (всего за три месяца работы на сумму более 700 млн. руб.!) ООО "САЛАУАТ" должен был завершить выплату НДС в размере 118 047 170,40 рублей к концу 2023 г.;
- в-третьих, обращая внимание на выписку из Реестра членов СРО от 09.01.2024 г., который ООО "САЛАУАТ" приложило в составе заявки на участие в конкурсе. Согласно п.3.2. "Сведения об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса и стоимости работ по одному договору, в соответствии с которым указанным членом внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда" указано 500 000 000,00 (не превышает пятьсот миллионов рублей). Данный факт так же указывает на то, что договор не мог быть заключен и исполнен в 2023 году без грубейшего нарушения требований СРО, что само по себе делает такой договор нелегитимным".
Исследовав представленные документы и сведения, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Комиссии Заказчика нарушения порядка оценки заявок, следовательно, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
Комиссия в результате проведения внеплановой проверки, на основании п.5 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
Так, Комиссией установлено, что при формировании извещения об осуществлении закупки заказчиком были допущены нарушения законодательства о контрактной системе, а именно ошибочно применен заказчиком код КТРУ, который не соответствует предмету закупки.
Согласно ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из п.4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с п. "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании вышеизложенного, Комиссия отмечает, что при формировании извещения заказчик, руководствуясь приведенными нормами, обязан установить код позиции КТРУ, соответствующий закупаемому товару.
Комиссией установлено, что предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания дошкольного отделения N5 МОУ "Лицей N1 имени К.С. Отарова" г.п.Тырныауз.
Комиссия, проанализировав извещение о проведении рассматриваемой закупки, а также электронные документы, являющиеся приложением к данному извещению, установила, что заказчиком в описании объекта закупки применен код позиции КТРУ 43.99.90.190 Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки.
При этом заказчику надлежало использовать для данного предмета закупки код КТРУ 41.20.40.000-00000020 - Выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства в сфере образования.
Из системного толкования п.2, 4 Правил следует, что также уже было отмечено выше, что при закупке товаров, работ, услуг, в отношении которых в каталоге присутствуют соответствующие позиции, заказчики обязаны применять информацию, которая включена в такие позиции каталога, в том числе при описании объекта закупки.
Указание неверного кода КТРУ в свою очередь может затруднить поиск соответствующей закупки на сайте ЕИС лицам, которые осуществляют мониторинг закупок непосредственно по соответствующим кодам КТРУ, что могло повлечь ограничение количества лиц, потенциально желающих принять участие в закупке, а действия Заказчика нарушают положения ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе и содержат признаки нарушения ч.1.4 ст.7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
В связи с тем, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, Комиссия приняла решение об отсутствии необходимости выдачи предписания об устранении нарушений положений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Правил Комиссия,
Решила:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика предписание об устранении нарушений положений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 29 января 2024 г. N 007/06/48-64/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.01.2024