Резолютивная часть решения оглашена 26.01.2024
В полном объеме решение изготовлено 31.01.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании поступившего обращения гражданина, содержащего признаки нарушения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0369100040223000707 на оказание услуг по приёму, транспортировке и обезвреживанию медицинских отходов классов "Б" и "В" для нужд Клиники ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России:
- представителя ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации Ахламовой Е.Г., действующего на основании доверенности от 28.12.2023,
- представителя ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации Султановой Э.М., действующего на основании доверенности от 28.12.2023,
в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени проведения внеплановой проверки,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 22.01.2023 поступило обращение ИП Костина В.С. перенаправленное через ФАС России, содержащее информацию о признаках нарушении законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0369100040223000707 на оказание услуг по приёму, транспортировке и обезвреживанию медицинских отходов классов "Б" и "В" для нужд Клиники ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 22.11.2023 ФГБОУ ВО "Южно-Уральский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации объявило о проведении аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта по аукциону - 1 249 983, 84 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 30.11.2023.
На момент рассмотрения обращения ИП Костина В.С. контракт N 707/2023 от 11.12.2023 заключен с ООО "Котельная N 3".
В обращении заявителя указано, что при исполнении контракта не соблюдаются условия СанПиНа 2.1.3684-21 в части обезвреживания отходов без использования специализированного оборудования в виду значительного снижения начальной (максимальной) цен контракта при проведении закупок по обезвреживанию отходов класса "Б" и "В".
Представители заказчика с доводами обращения и не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали, что закупки проведены с соблюдением требований законодательства о контрактной системе, в том числе при формировании начальной (максимальной) цены контракта. В условиях контракта и технического задания указана обязанность о необходимости оказания услуг в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, при этом заказчик не несет ответственность за обращение с медицинскими отходами после их передачи исполнителю, которому переходит право собственности на отходы с указанного момента.
Заслушав пояснения заказчика, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1.1 Согласно части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Исходя из положений указанной статьи Закона о контрактной системе и общих принципов законодательства о контрактной системе, можно сделать вывод о том, что целью закупки является достижение заказчиком государственных или муниципальных нужд, выраженных в приобретении товаров, работ, услуг.
В пункте 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе указано, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать проект контракта.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, описание объекта закупки, изложенное в извещении о закупке, проекте контракта должно содержать объективную информацию, соответствующую требованиям действующего законодательства и позволяющую определить соответствие товаров, работ, услуг потребности заказчика.
При этом, извещение о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Как следует из извещения о закупке предметом аукциона является оказание услуг по приёму, транспортировке и обезвреживанию медицинских отходов классов "Б" и "В" для нужд Клиники ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России.
Отношения в области обращения с отходами I - IV классов опасности регламентируются Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления), который в том числе определяет критерии, позволяющие отнести отходы к тому или иному классу опасности в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона.
Вместе с тем, как указано в части 2 статьи 2 Закона об отходах производства и потребления отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Так, с учетом указанного положения Закона об отходах производства и потребления порядок обращения с медицинскими отходами регламентирован нормами Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья граждан в Российской Федерации).
Частью 1 статьи 49 Закона об охране здоровья граждан в Российской Федерации медицинские отходы - это все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях, а также при производстве, хранении биомедицинских клеточных продуктов.
Частью 3 статьи 49 Закона об охране здоровья граждан в Российской Федерации медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Пунктом 7.8 ГОСТа 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" под собственником отходов понимается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Правоотношения по обращению с отходами, в том числе с медицинскими отходами, регламентируются СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Пунктом 157 СанПиНа 2.1.3684-21 предусмотрено, что сбор, использование, обезвреживание, размещение, хранение, транспортировка, учет и утилизация медицинских отходов должны осуществляться с соблюдением требований санитарных правил в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на человека и среду обитания человека.
Пунктом 163 СанПиНа 2.1.3684-21 предусмотрено, что система сбора, хранения, размещения и транспортирования, обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов должна включать следующие этапы:
- сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность;
- перемещение отходов из подразделений и хранение отходов на территории организации, образующей отходы;
- обеззараживание (обезвреживание) отходов;
- транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы;
- размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов.
В соответствии с пунктом 164 СанПиНа 2.1.3684-21 хозяйствующим субъектом, осуществляющим медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность (далее - организация), утверждается схема обращения с медицинскими отходами, разработанная в соответствии с требованиями Санитарных правил, в которой определены ответственные за обращение с медицинскими отходами работники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации (далее - Схема).
С учетом изложенного, из смысла и содержания указанных положений Закона об охране здоровья граждан в Российской Федерации, СанПиНа 2.1.3684-21 сбор, перемещение отходов, обеззараживание (обезвреживание) отходов, транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы, размещение, обезвреживание или утилизация медицинских отходов представляют собой единый технологический процесс по обращению с медицинскими отходами, контроль за соблюдением которого обеспечивает в том числе медицинская организация, в процессе осуществления деятельности которой образуются медицинские отходы.
Так из условий контракта, технического задания следует, что в обязанности исполнителя входит осуществление сбора, транспортировки, утилизации медицинских отходов класса "Б" и "В", при этом в силу пункта 3.1.1 контракта исполнитель обязуется в полном объеме, надлежащего качества оказать услуги, предусмотренные техническим заданием, а заказчик в силу пункта 3.2.2 контракта обязуется обеспечить своевременную приемку и оплату оказанных услуг.
Из указанных положений контракта следует, что заказчик, являясь организацией, в процессе деятельности которой образованы отходы класса "Б" и "В", обязан осуществить приемку результатов исполнения контракта, в том числе приемку обязательств в части утилизации медицинских отходов, что позволит ему соблюсти положения как заключенного контракта, так и части 2 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, в пункте 1.5 контракта закреплено условие, согласно которому право собственности на медицинские отходы обоих классов переходит от заказчика к исполнителю, принимающему данные отходы, в момент фактической передачи медицинских отходов и удостоверяется подписью исполнителя в журнале учета медицинских отходов заказчика и в документах исполнителя.
Так, данное условие исполнения контракта входит в противоречие с обязательствами, являющимися предметом контракта, целью которых является не отчуждение отходов в пользу исполнителя с переходом права собственности указанному лицу, а оказание исполнителем услуг от момента сбора до обезвреживания данных медицинских отходов в соответствии с требованиями СанПиНа 2.1.3684-21, что является действительной потребностью заказчика. Указанные положения проекта контракта нарушают часть 2 статьи 33, пункты 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Более того, частью 2 статьи 218 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Вместе с тем, в проекте контракта не указаны обязательства заказчика по отчуждению отходов и обязательства исполнителя по приобретению в собственность медицинских отходов, не определен порядок приемки и оплаты указанных отходов, а также иные условия, из которых явно усматривается, что заказчиком планируется к совершению сделка об отчуждении медицинских отходов, что не позволяет сделать вывод о полноте описания объекта закупки и установить реальную потребность заказчика, что противоречит части 2 статьи 33, пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Более того, Комиссия критически относится к доводам заказчика о возможности отчуждения медицинских отходов в рамках действующего законодательства.
Так, согласно статье 136 ГК РФ плоды, продукция, доходы, полученные в результате использования вещи, независимо от того, кто использует такую вещь, принадлежат собственнику вещи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, договором или не вытекает из существа отношений.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" продукция - это результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.
Так, с учетом позиции, указанной в Письме Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 28 июля 2021 г. N 25-50/10539-ОГ "О рассмотрении обращения по вопросу продажи отходов I-IV классов опасности", вещества и материалы, образующиеся в результате осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями хозяйственной или иной деятельности, могут быть учтены в качестве продукции и реализованы в качестве товара при соблюдении условий, предусмотренных Федеральным законом от 27 декабря 2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Вместе с тем, из условий контракта не следует, что медицинские отходы, право собственности на которые планирует передать заказчик, является продукцией, которая непосредственно предназначена для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях. Так, из подпункта "и" пункта 200 СанПиНа 2.1.3684-21 следует, что применение технологий утилизации возможно только после предварительного аппаратного обеззараживания медицинских отходов класса Б и В физическими методами, тогда как в условиях контракта не указано, что заказчик передает право собственности на медицинские отходы класса Б и В, обеззараженные указанным способом.
Более того, из пункта 3.1.5 контракта следует, что исполнитель должен предоставить документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание отходов, что также ставит под сомнение необходимость утилизации указанных отходов в рамках заключенного контракта.
Таким образом, указание в проекте контракта условия о переходе права собственности на медицинские отходы в момент их передачи заказчиком, противоречит целям осуществления закупки, в том числе в условиях закупки не указаны обязательства, регламентирующие порядок совершения сделки по отчуждению отходов, что свидетельствует о неясности и неоднозначности потребности заказчика в нарушение части 2 статьи 33, пунктов 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
1.2 Из пункта 1.1 проекта контракта следует, что исполнитель обязуется оказать услугу по сбору, транспортировке и утилизации медицинских отходов классов Б и В для нужд Клиники ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России (далее - Услуги) согласно техническому заданию (Приложение N 1 к настоящему контракту)
Согласно пункту 3.1.2 проекта контракта предусмотрено, что в обязанности исполнителя входит сбор, транспортировка, обработка, обезвреживание и утилизация медицинских отходов класса "Б" и класса "В" в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических, экологических и иных норм и правил.
Следует отметить, что в техническом задании указано, что исполнителем оказываются услуги по приему, транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса "Б" и класса "В".
В пункте 3.2.1 контракта указаны обязанности заказчика в части обеспечения сбора и передачи отходов исполнителю согласно действующим нормативным документам.
Вместе с тем, пунктом 163 СанПиНа 2.1.3684-21 предусмотрено, что система сбора, хранения, размещения и транспортирования, обеззараживания (обезвреживания) медицинских отходов должна включать следующий этап - сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и (или) фармацевтическую деятельность.
В пункте 165 СанПиНа 2.1.3684-21 указано, что сбор, хранение, перемещение отходов на территории организации, обеззараживание (обезвреживание) и вывоз отходов следует выполнять в соответствии с утвержденной Схемой.
Так, в СанПиНе 2.1.3684-21 понятие "сбор" применяется только в отношении порядка обращения отходов в медицинской организации.
С учетом изложенного, в условиях проекта контракта не представляется возможным определить, что включается в понятие "сбор" применительно к обязательствам исполнителя услуг, чем обязательства по сбору отходов заказчиком отличаются от сбора, который должен производить исполнитель, что не позволяет сделать однозначный вывод о порядке и условиях оказания услуг, являющихся предметом контракта, в нарушение части 2 статьи 33, пункта 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
1.3 Кроме того, при проведении внеплановой проверки антимонопольным органом установлено, что из пункта 3.1.5 проекта контракта следует, что исполнитель при приемке оказанных услуг должен предоставить документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание отходов.
При этом, в пункте 209 СанПиНа 2.1.3684-21 указано, что факт вывоза и обезвреживания отходов, выполненных специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов, должен иметь документарное подтверждение.
Таким образом, данные условия исполнения контракта, а также требования санитарных норм и правил, обязывают исполнителя предоставить заказчику документы, подтверждающие как факт вывоза, так и факт обезвреживания отходов.
Вместе с тем, в пункте 6.2 проекта контракта предусмотрено, что к документу о приемке могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью.
Таким образом, указание в пункте 6.2 проекта контракта права исполнителя предоставлять документы, которые являются его неотъемлемой частью, не в полной мере соответствует пункту 3.1.5 проекта контракта, в котором установлена обязанность исполнителя при приемке предоставить документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание отходов.
С учетом изложенного, неоднозначные условия, имеющиеся в проекте контракта, в части порядка приемки оказанных услуг, могут привести к невозможности надлежащего осуществления обязанностей заказчика при приемке услуг по обезвреживанию отходов ввиду отсутствия контроля за их исполнением.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение части 2 статьи 33, пунктов 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как на день проведения внеплановой проверки контракт заключен.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Н.В. Фадеева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 31 января 2024 г. N 074/10/99-155/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.01.2024