Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев сведения, представленные министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ГУП КК "Дагомысское ДРСУ" по результатам проведения электронного аукциона: "Ремонт автомобильных дорог регионального значения в городе-курорте Сочи" (извещение: 0818500000820003771),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ГУП КК "Дагомысское ДРСУ" (далее - Подрядчик) по результатам проведения электронного аукциона: "Ремонт автомобильных дорог регионального значения в городе-курорте Сочи" (извещение: 0818500000820003771).
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 18.08.2020 N0818500000820003771-0 ГУП КК "Дагомысское ДРСУ" признано победителем закупки.
14.09.2020 между министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края и ГУП КК "Дагомысское ДРСУ" заключен контракт на сумму 441 515 803,20 рублей.
12.01.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель закупки: ГУП КК "Дагомысское ДРСУ";
- адрес: 354234, Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, с. Волковка, ул. Космическая, 112;
- ИНН: 2318010332, КПП: 231801001.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края проводился электронный аукцион: "Ремонт автомобильных дорог регионального значения в городе-курорте Сочи" (извещение: 0818500000820003771).
Согласно протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 18.08.2020 N0818500000820003771-0 ГУП КК "Дагомысское ДРСУ" признано победителем закупки.
14.09.2020 между министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края и ГУП КК "Дагомысское ДРСУ" заключен контракт на сумму 441 515 803,20 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Подрядчик выполняет работы: "Ремонт автомобильных дорог регионального значения в городе-курорте Сочи", на объектах согласно приложению N 8 к настоящему Контракту, (далее по тексту - "Объект"), по утвержденной проектной документации, в объеме и в сроки, определенные настоящим Контрактом.
В соответствии с Приложением N1 к контракту график выполнения строительно-монтажных работ:
Наименование работ |
Срок начала работ |
Срок окончания работ |
Стоимость работ, рублей |
"Ремонт автомобильных дорог регионального значения в городе-курорте Сочи". |
С даты заключения государственного контракта |
30.11.2023 года |
447 737 678,40 |
1-й этап 2020 год |
с даты заключения государственного контракта |
30.10.2020 года |
20 000 001,60 |
2-й этап 2021 год |
01.04.2021 года |
31.08.2021 года |
50 000 000,40 |
3-й этап 2022 год |
01.04.2022 года |
30.09.2022 года |
50 000 000,40 |
4-й этап 2023 год |
03.04.2023 года |
30.11.2023 года |
327 737 676,00 |
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ГУП КК "Дагомысское ДРСУ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
Подрядчиком нарушено существенное условие Контракта, а именно срок выполнения работ.
Согласно пункту 4.4.2 Контракта Подрядчик обязан выполнить предусмотренные настоящим Контрактом работы в объеме, с качеством, в сроки, установленными настоящим Контрактом, в строгом соответствии с проектной документацией, в соответствии с действующими нормативными документами в сфере строительства, с применением материалов и технологий, отвечающих требованиям Заказчика, согласно условиям, указанным в извещении о проведении открытого аукциона в электронной форме и документации открытого аукциона в электронной форме, а также согласно Приложению N 4 к настоящему Контракту. Работы по настоящему Контракту выполняются иждивением Подрядчика.
В соответствии с пунктом 6.7 Контракта порядок приемки выполненных работ Заказчиком (уполномоченным представителем) по объему и качеству осуществляется с соблюдением требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 014/2011 "Безопасность автомобильных дорог", утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 827, в соответствии с ВСН 19-89 "Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог".
В адрес подрядной организации Заказчиком направлялись письма о недопустимости срывов срока ввода объекта в эксплуатацию и требованием незамедлительно разработать комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на ликвидацию допущенного отставания.
До настоящего времени работы по 4 этапу Контракта ГУП КК "Дагомысское ДРСУ" не сданы, с декабря 2021 года работы не выполняются.
Стоимость исполненных обязательств Подрядчиком по Контракту - 352 486 947,60 рублей из 441 515 803,20 рублей, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с частью 2 статьи 715 Гражданского Кодекса Российской Федерации если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п.9.3 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
12.01.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
12.01.2024 Заказчик разместил информацию в ЕИС.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, у Исполнителя имеется десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Согласно пояснениям ГУП КК "Дагомысское ДРСУ", Подрядчик не уклонялся от обязательств по контракту до изменения существенных условий контракта, а именно повышения стоимости основных материалов более чем на 55%.
По данному вопросу в адрес заказчика было направлено письмо N 1126/02.2-2 от 28.09.2022 с предложением заключить дополнительное соглашение об увеличении цены контракта на основании Постановления Правительства РФ от 28.06.2022 N 1148 "Об изменении существенных условий государственных контрактов, предметом которых являются ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения, и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315" (вместе с "Методикой изменения (увеличения) цены государственного контракта, предметом которого являются ремонт и (или) содержание автомобильных дорог общего пользования федерального значения").
ГУП КК "Дагомысское ДРСУ" пояснило, что материалы (парапетное дорожное ограждение) является изделием индивидуального изготовления, имеющим специфические характеристики, сульфатостойкий цемент для противодействия реагентам, и форму крепления по индивидуальному заказу. Такое изделие не имеется в наличии у поставщиков, доставка и заказ его в других регионах нецелесообразно из-за доставки 1725 штук и большого срока изготовления.
В пределах Краснодарского края от основных изготовителей запросы были направленны заказчику.
Выполнять оставшиеся по контракту работы в части установки дорожных знаков и нанесения разметки также не представляется возможным, так как согласно разделу ПОС проектной документации по объекту эти виды работ идут после установки дорожного ограждения, и до окончания работ на объекте действует временная схема организации дорожного движения с временной разметкой и знаками. Данные оставшиеся работы выполняются последними по государственному контракту, неисполнение их напрямую связанно с отсутствием дорожного парапетного ограждения по всему объекту.
В апреле 2023 года ГУП КК "Дагомысское ДРСУ" получены обновленные цены от предприятий поставщиков (изготовителей) парапетного ограждения типа "Нью-Джерси", с более высокой ценой.
В адрес заказчика работ министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края было направленно письмо N 847/02.2- 2 от 28.08.2023 с просьбой разъяснить дальнейший порядок исполнения государственного контракта N 391 от 14.09.2020.
Ответ на данное письмо ГУП КК "Дагомысское ДРСУ" не получило.
До окончания срока по государственному контракту в адрес заказчика направленно письмо от 03.10.2023 N 933/02.2-2 о рассмотрении возможности заключения дополнительного соглашения о расторжении государственного контракта от 14.09.2020 N 391 по соглашению сторон.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган дает оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков Комиссия не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Решение о включении (не включении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 "По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
В силу п. 15 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078
"О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) закупках.
Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Изучив представленные материалы, Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу о том, что фактические обстоятельства дела не подтверждают совершения ГУП КК "Дагомысское ДРСУ" умышленных действий, свидетельствующих об уклонении Участника закупки от исполнения обязательств по контракту.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные министерством транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края в отношении ГУП КК "Дагомысское ДРСУ" (354234, Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, с. Волковка, ул. Космическая, 112; ИНН: 2318010332, КПП: 231801001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 30 января 2024 г. N РНП-23-88/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2024