Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия),
рассмотрев сведения, представленные министерством природных ресурсов Краснодарского края, о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ГАБИОН" по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме: "Расчистка русла р. 2-я Кочеты от ул. Крайней до трассы М4-Дон, а также р. 1-я Кочеты в ст-це Динской, выше ж/д моста" (извещение: 0818500000822002527),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "ГАБИОН" (далее - Подрядчик) по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме: "Расчистка русла р. 2-я Кочеты от ул. Крайней до трассы М4-Дон, а также р. 1-я Кочеты в ст-це Динской, выше ж/д моста" (извещение: 0818500000822002527).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.05.2022 NИЭОК1 ООО "ГАБИОН" признано победителем закупки.
06.06.2022 между министерством природных ресурсов Краснодарского края и ООО "ГАБИОН" заключен контракт на сумму 79 797 979,79 рублей.
28.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель закупки: Общество с ограниченной ответственностью "ГАБИОН";
- адрес: 350000, Краснодарский край, Краснодар, ул. Гимназическая, 40, помещ. 15,16,17,18,20,21;
- ИНН: 2308198364, КПП: 231001001.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Министерством природных ресурсов Краснодарского края проводился открытый конкурс в электронной форме: "Расчистка русла р. 2-я Кочеты от ул. Крайней до трассы М4-Дон, а также р. 1-я Кочеты в ст-це Динской, выше ж/д моста" (извещение: 0818500000822002527).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.05.2022 NИЭОК1 ООО "ГАБИОН" признано победителем закупки.
06.06.2022 между министерством природных ресурсов Краснодарского края и ООО "ГАБИОН" заключен контракт на сумму 79 797 979,79 рублей.
Согласно п.1.1 контракта Подрядчик по заданию Заказчика обязуется в установленные Контрактом сроки выполнить подрядные работы по мероприятию: "Расчистка русла р. 2-я Кочеты от ул. Крайней до трассы М4-Дон, а также р. 1-я Кочеты в ст-це Динской, выше ж/д моста" (далее - Работа) в соответствии с утвержденной проектной документацией и сдать ее результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат Работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В соответствии с п.2.2 контракта сроки выполнения Работы: начало - с даты заключения Контракта, завершение выполнения Работы и сдача результата в 2022 году - не позднее 15 ноября 2022 г., в 2023 году - не позднее 15 ноября 2023 г., в 2024 году - не позднее 15 ноября 2024 г.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ООО "ГАБИОН" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 1.2 Контракта требования к видам, объему и содержанию работ определены в соответствии с описанием объекта закупки (Приложение N 1), ведомостью объемов работ (Приложение N 2) и графиком выполнения работ (этапов исполнения Контракта) (Приложение N 5), являющимися неотъемлемой частью Контракта, а также проектной документацией.
Графиком выполнения подрядных работ по мероприятию (Приложение N 5 к Контракту) установлены сроки и стоимость выполнения работ:
1 этап: с даты заключения Контракта по 30 сентября 2022 г. - 5 406 716 (пять миллионов четыреста шесть , тысяч семьсот шестнадцать) рублей 36 копеек, в том числе НДС 20 %.
2 этап: с 1 октября по 15 ноября 2022 г. - 5 406 716 (пять миллионов четыреста шесть тысяч семьсот шестнадцать) рублей 37 копеек, в том числе НДС 20 %.
3 этап: с 11 января по 31 марта 2023 г. - 8 623 068 (восемь миллионов шестьсот двадцать три тысячи шестьдесят восемь) рублей 26 копеек, в том числе НДС 20 %.
4 этап: с 1 апреля по 30 июня 2023 г. - 8 623 068 (восемь миллионов шестьсот двадцать три тысячи шестьдесят восемь) рублей 26 копеек, в том числе НДС 20 %.
5 этап: с 1 июля по 30 сентября 2023 г. - 8 623 068 (восемь миллионов шестьсот двадцать три тысячи шестьдесят восемь) рублей 27 копеек, в том числе НДС 20 %.
6 этап: с 1 октября по 1 декабря 2023 г. - 20 439 656(двадцать миллионов четыреста тридцать девять тысяч шестьсот пятьдесят шесть) рублей 26 копеек, в том числе НДС 20 %.
7 этап: с 11 января по 31 марта 2024 г. - 2 714 774 (два миллиона семьсот четырнадцать тысяч семьсот семьдесят четыре) рубля 50 копеекО, в том числе НДС 20 %.
8 этап: с 1 апреля по 30 июня 2024 г. - 2 714 774 (два миллиона семьсот четырнадцать тысяч семьсот семьдесят четыре) рубля 51 копейка, в том числе НДС 20 %.
9 этап: с 1 июля по 31 августа 2024 г. - 12 951 302 (двенадцать миллионов девятьсот пятьдесят одна тысяча триста два) рубля 58 копеек, в том числе НДС 20 %.
10 этап: с 1 сентября по 15 ноября 2024 г. - 4 294 834 (четыре миллиона двести девяносто четыре тысячи восемьсот тридцать четыре) рубля 42 копейки, в том числе НДС 20 %.
Вместе с тем ООО "Габион" нарушались сроки сдачи результата работ по Контракту.
Так, Подрядчиком результат работы по 1 этапу представлен в министерство 6 декабря 2022 г., по 2 этапу 16 декабря 2022 г., по 3 этапу - 26 октября 2023 г.
По результатам выездов сотрудников министерства на объект (2 февраля 2023 г., 18 мая 2023 г. и 31 октября 2023 г.) установлено, что работы по мероприятию выполняются низкими темпами, на отдельных участках производства работ отсутствуют производственные и трудовые ресурсы.
Министерство письмами от 08.02.2023 N 202-05.2-13-3295/23, от 06.04.2023 N 202-05.2-13-9151/23, от 15.05.2023 N 202-05.2-13-14048/23, от 05.07.2023 N 202-05.2-13-19923/23, от 17.08.2023 N 202-05.2.-13-24213/23, от 18.10.2023 N 202-05.2-13-31021/23, а также от 07.11.2023 N 202-05.2-13-33033 информировало Подрядчика о недопустимости нарушения условий Контракта и уплате неустойки (пени) подлежащей к взысканию за просрочку выполнения работ.
Работы по 4, 5 и 6 этапам, предусмотренные к выполнению в 2023 году, Подрядчиком не выполнены, документы об исполнении этапов работ в министерство не представлены.
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством (п.11.4 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.01.2024 Заказчик разместил информацию в ЕИС.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.13 ст.95 Закона о контрактной системе).
Таким образом, у Исполнителя имеется десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Согласно пояснениям ООО "ГАБИОН", при исполнении контракта по расчистке участка реки 2-я Кочеты от ул. Крайней до трассы М4-Дон ООО "Габион" столкнулось с ситуациями, решение которых привело к нарушению системности этапов по контракту:
1. Проектом организации строительства предусмотрено использование земснаряда ЛС-27-М, сроки расчистки рассчитаны по его производительности. Паспортная осадка данного земснаряда составляет 0,85-м, минимальная глубина разработки от 2 метров, фактические глубины на участках расчистки составляет от 0,3 метров, проектная глубина расчистки варьируется от 2,2 до 2,45-м. Габаритные размеры ЛС-27-М не позволяют произвести его мобилизацию на объект в связи с очень стесненными условиями застройки. Поэтому фактически используются более легкие, самоходные, но менее мощные земснаряды. Русло реки доходит до 100 м, в то время как ширина расчищаемого канала составляет 40 метров. В связи с низкой устойчивостью донного грунта происходит его "стекание" в уже расчищенный канал, что способствовало увеличению сроков выполнения производства работ по этапности контракта, в связи с этим ООО "Габион" было принято решение о дополнительном земснаряде и увеличению рабочих смен.
2. По причине ледостава в январе-феврале 2023 года производство работ было невозможным, что привело к сдвигу сроков выполнения отдельного этапа.
3. В марте 2023 года при подготовке к обустройству пульпочека установлен не обозначенный в проекте объект культурного наследия - курган. Производство земляных работ фактически запрещено. Выделение и согласование иного участка под пульпочек заняло три месяца.
4. В связи с перебоями на территории РФ поставок дизельного топлива и его отсутствия в необходимом количестве на АЗС, привело к частичной остановке производства работ и соответственно выполнение объемов работ, с нарушением графика по контракту с августа по ноябрь 2023 года. Данный дефицит дизельного топлива, подтверждается мерами реагирования Правительства РФ и введение временного ограничения на экспорт топлива (постановление Правительства Российской Федерации N 1537 от 21.09.2023).
5. Фактически низкая урожайность, большая площадь произрастания и позднее созревание лотосов, также отразилось на нарушение графика. Так как по проекту сбор семеня предусмотрен в сентябре, а фактически созревание произошло в ноябре, что не позволило Обществу приступить к удалению их популяцию согласно предполагаемого срока по проекту.
Учитывая, вышеуказанные факторы, не зависящие напрямую от подрядной организации, для восстановления сроков этапности и кратного увеличения производства работ в IV квартале 2023 года ООО "Габион" принято решение о привлечении дополнительного земснаряда, спец техники и увеличению рабочих смен.
ООО "Габион" гарантированно выполнить объемы работ предусмотренные по расчистке русла, в полном объеме.
Комиссией также установлено, что работы по 1-3 этапу ООО "Габион" выполнены в полном объеме.
Согласно сведениям из ЕИС этап контракта с 06.06.2022 по 21.11.2022 Исполнен на 5 406 716,36 руб. из руб.
Этап контракта с 01.10.2022 по 31.12.2022 Исполнен на 5 406 716,37 руб. из руб.
Этап контракта с 11.01.2023 по 24.05.2023 Исполнен на 8 623 068,26 руб. из руб.
Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков). В каждом конкретном случае антимонопольный орган дает оценку действиям подрядчика на предмет принятия им достаточных и разумных мер для надлежащего исполнения контракта.
При применении санкции учитывается характер правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя и иные существенные для такого нарушения обстоятельства (определение Верховного Суда Российской Федерации от 13.06.2023 N 301-ЭС23-9136).
При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков Комиссия не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Решение о включении (не включении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств (Письмо Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 "По вопросам рассмотрения обращений о включении сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
В силу п. 15 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078
"О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Как мера публичной ответственности включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Изучив представленные материалы, Комиссия Краснодарского УФАС России пришла к выводу о том, что фактические обстоятельства дела не подтверждают совершения ООО "ГАБИОН" умышленных действий, свидетельствующих об уклонении Участника закупки от исполнения обязательств по контракту.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные министерством природных ресурсов Краснодарского края в отношении ООО "ГАБИОН" (350000, Краснодарский край, Краснодар, ул. Гимназическая, 40, помещ. 15,16,17,18,20,21; ИНН: 2308198364, КПП: 231001001), не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 30 января 2024 г. N РНП-23-81/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2024