Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
начальника отдела контроля закупок и торгов Управления,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
При участии в режиме видеоконференцсвязи:
от Заказчика - директор МКУ "Управление капитального строительства", представитель по доверенности;
от Исполнителя - представителя по доверенности,
рассмотрев представленное Заказчиком - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства" Приуральского района обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 020 от 18.09.2023 на разработку архитектурно-планировочный концепции, проектно-сметной документации на благоустройство мемориального комплекса "Аллея Памяти", расположенного по адресу: с. Аксарка, ул. Первомайская, Приуральский район, ЯНАО, цена контракта 1 000 000,00 рублей, (извещение N 0890300004823000313), с ИП Жук М.Н. (далее - Исполнитель, Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 10.01.2024 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что 18 сентября 2023 года между муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства" Приуральского района и индивидуальным предпринимателем Жук Марией Николаевной заключен муниципальный контракт N 020 на разработку архитектурнопланировочной концепции, проектно-сметной документации на благоустройство мемориального комплекса "Аллея Памяти", расположенного по адресу: с. Аксарка, ул. Первомайская, Приуральского района, ЯНАО (далее-контракт) (извещение N0890300004823000313) ИКЗ 233890800145189080100100480017112244.
В соответствии с подпунктом 5.4.8, пунктом 11.5 контракта и на основании части 9 статьи 95 Федерального закона 05 апреля 04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункт 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 020 от 18 сентября 2023 года на разработку архитектурнопланировочной концепции, проектно-сметной документации на благоустройство мемориального комплекса "Аллея Памяти", расположенного по адресу: с. Аксарка, ул. Первомайская, Приуральского района, ЯНАО.
В соответствии с пунктом 4.2 Контракта Исполнитель взял на себя обязанность выполнить работы по контракту в установленные сроки, а именно:
Начало работ: с даты заключения контракта;
Окончание работ: 15 декабря 2023 года.
Согласно подпункту 5.1.1, контракта, Исполнитель обязан своевременно и качественно выполнить работы в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к контракту) в объёме и в сроки, предусмотренные условиями настоящего контракта и Приложений к нему, и сдать работы Заказчику.
В соответствии с пунктом 6.3 контракта по окончании работ Исполнитель до формирования документа о приемке в ЕИС предоставляет Заказчику результат работы на бумажном носителе и электронном виде в комплектности в соответствии с Техническим заданием (Приложение N1 к контракту). Результатом сдачи-приемки документации по выполненным работам является подписания Сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ.
По состоянию на 15 декабря 2023 года результат работы на бумажном носителе Заказчику до формирования документа о приемке Исполнитель не предоставил.
15 декабря 2023 года в единой информационной системе в сфере госзакупок подрядчиком сформирован Документ о приемке N 020 от 15 декабря 2023 года. Также письмом от 14 декабря 2023 года N 90 предоставлен генеральный план и схема планировочной организации земельного участка. Письмом от 18 декабря 2023 года N 92 предоставлен:
-Техническая и графическая часть 33_23-ИГДИ Том 1;
-Отчет об инженерно-геологических изысканиях Текстовая и графическая часть 33_23-ИГЛИ Том 2;
-Проект благоустройства территории. Электроснабжение. 33-23-ИОС;
-Проект благоустройства территории. Система охранного видеонаблюдения. 33-23-ИОС5.
Исполнитель предоставил Заказчику результат работ не соответствующий условиям Технического задания (Приложение N 1 к контракту).
Заказчик рассмотрев предоставленные документы по результату работ направил мотивированный отказа от подписания документа о приемке Исполнителю, с указанием срока для устранения и причин отказа от приемки предоставленного результата работ (письмо от 27 декабря 2023 года N 14-500-03-01714).
В установленный Заказчиком срок Исполнитель не устранил замечания по результату работ который был предоставлен Заказчику выполнен ненадлежащим образом.
Неисполнение (ненадлежащее) исполнение обязательств Исполнителем принятых обязательств выразилось в следующем:
1-я стадия:
1.1. В нарушение требований СП 11-104-97 в отчете по инженерно- геодезиеским изысканиям отсутствуют материалы согласования инженерных сетей с собственниками;
1.2. В отчете по инженерно-геодезиеским изысканиям отсутствует акт приема-передачи планово высотного обоснования заказчику;
1.3. В нарушении абзаца 1 пункта 12 технического задания отсутствуют материалы подтверждающие регистрацию съемки в Управлении строительства и жилищной политики Администрации Приуральского района;
2-я стадия:
2.1. Архитектурно-планировочная концепция мемориального комплекса "Аллея Памяти" не доработана подрядчиком согласно пункту 9 Технического задания (направлялась в адрес подрядчика письмом от 29 ноября 2023 года N 01575) и не согласовывалась на Градостроительном Совете при Администрации Приуральского района;
2.2. Генеральный план не содержит мемориал в виде солдат, ротонда с именами погибших участников и обелиски с указанием родов войск. Проектной организацией указано, что данные комплексы подлежат разработки по индивидуальному проекту. Между тем в сметном расчете приложенном к конкурсной документации предусмотрена расценка (СБЦ на проектные работы по объектам городской среды (памятники, монументы, фонтаны));
2.3 в Генеральном плате по флагштокам и информационным киоскам отсутствует информация необходимая для корректного составления сметной документации (тип, маркировка и т.д.);
2.4. На сводном плане сетей (лист 7 стадия Р 33_23-ПЗУ) указаны точки подключения линии видеонаблюдения и наружного освещения без технических условий на подключения. Для получения технических условий не предоставлен расчета нагрузок;
2.5. Раздел Электроснабжение 33-23-ИОС не проработан в части питания флагштоков и информационных киосков;
2.6. В нарушение пункта 10 технического задания не проработан вопрос архитектурно-художественной подсветки видовых зон;
2.7. В разделе система охранного видеонаблюдения 33-23-ИОС5 не проработан вопрос питания системы видеонаблюдения согласно ТУ;
2.8. Согласно требований пункта 9 подпункта 2 технического задания ПСД разрабатывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию в составе, необходимом для получения положительного заключения экспертизы. Невозможно определить полную стоимость строительства без разработки раздела архитектурных решений мемориала, ротонды, обелисков с указанием родов войск, а так же раздела конструктивных решений, в части установки мемориала, ротонды, обелисков, флагштоков, информационных киосков, перголы, опор освещения и ограждения.
2.9. В нарушение пункта 10 технического задания не проработан вопрос устройства ливневой канализации;
2.10. Не предоставлена сметная документация.
3-я стадия:
3.1. Положительное заключение экспертизы не предоставлено.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком исполнителя (поставщика, подрядчика) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1, статьи 95 Федерального закона 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", считается надлежащим уведомлением Исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Федерального закона 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", обращение о включении информации о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков и исполнителей).
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 25.01.2024 NЕГ/261/24, направленное на указанный в контракте адрес электронной почты, представил объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в котором сообщил, что 18.09.2023 между Муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства" Приуральского района, именуемое в дальнейшем "Заказчик" и Индивидуальный предприниматель Жук Мария Николаевна, именуемый в дальнейшем "Исполнитель", был заключен Муниципальный контракт N 020 на оказание услуг по разработке архитектурно-планировочной концепции, проектно-сметной документации на благоустройство мемориального комплекса "Аллея Памяти", расположенного по адресу: с. Аксарка, ул. Первомайская, Приуральского района, ЯНАО.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта, 1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства выполнить работы по разработке архитектурно-планировочной концепции, проектносметной документации на благоустройство мемориального комплекса "Аллея Памяти", расположенного по адресу: с.Аксарка, ул. Первомайская, Приуральского района, ЯНАО (далее - документация, работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы.
Согласно пункту 2.1 Контракта. Цена Контракта, составляет 1000000,00(один миллион) рублей 00 копеек, НДС не облагается (пункт 2 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации). В соответствии с пунктом 3.1.11. Контракта, Подрядчик обязан уведомлять Заказчика и Учреждение о наступления события, препятствующего нормальному выполнению работ, либо создающего невозможность завершения работ в срок, установленный контрактом в течение 1 (одного) рабочего дня.
В соответствии с пунктом 4.1 Контракта, 4.1. Исполнитель обязуется выполнить работы, предусмотренные пунктом 1.1, настоящего контракта, в сроки, и на условиях установленных настоящим Контрактом и сдать результат работ в установленный настоящим контрактом срок.
Согласно пункту 4.2. Контракта, срок выполнения работ по контракту:
Начало работ: с даты заключения контракта;
Окончание работ: 15 декабря 2023 г.
В соответствии с пунктом 7 Технического задания к Контракту, в обязанности Заказчика входит предоставление Исходных данных Исполнителю для проведения работ.
В рамках правоотношений, предусмотренных контрактом, 10.01.2024 года, со стороны Заказчика в адрес Исполнителя направлено решение об одностороннем расторжении Контракта.
Исполнитель с данным решением не согласен, и считаем необоснованным по следующим основаниям:
07.09.2023 года, Исполнитель направил в адрес Заказчика письмо с исх. N 41 в котором запросил исходные данные для начала выполнения работ.
Однако со стороны Заказчика на текущий момент до сих пор не были направлены:
1) Технические условия на подключение к инженерным коммуникациям.
2) Заключение государственной историко-культурной экспертизы.
Что в свою очередь, отразилось на сроках исполнения контракта, так как вынудило Исполнителя согласовывать Технические условия на подключения к инженерным сетям самостоятельно.
Кроме того, по существу указанных в решение об одностороннем отказе от исполнения контракта доводом сообщаем:
1.1. В нарушение требований СП 11-104-97 в отчете по инженерно- геодезиеским изысканиям отсутствуют материалы согласования инженерных сетей с собственниками;
Ответ: Замечание принято, согласования инженерных сетей добавлены в текстовую часть отчета (Приложение С).
1.2. В отчете по инженерно-геодезическим изысканиям отсутствует акт приема-передачи планово высотного обоснования заказчику;
Ответ: Замечание принято частично. Акт сдачи планово-высотного обоснования (геодезические репера) был добавлен в текстовую часть отчета (Приложение М), а также направлен на подписание заказчиком с сопроводительным письмом Исх.01_2024_ИП.
Просим обратить внимание, что в соответствии с СП 317.1325800.2017 п.4.5 и с СП 47.13330.2016 (4.18-4.23, 5.1.13 и 5.1.14), до начала выполнения работ по инженерно-геодезическим изысканиям с заказчиком было согласовано техническое задание и программа на инженерные изыскания, в данных документах отсутствует требование о передачи планового высотного обоснования заказчику. Программа является основным организационно-руководящим, техническим и методическим документом при выполнении инженерных изысканий, согласовывается заказчиком и утверждается исполнителем.
1.3. В нарушении абзаца 1 пункта 12 технического задания отсутствуют материалы подтверждающие регистрацию съемки в Управлении строительства и жилищной политики Администрации Приуральского района;
Ответ: Замечание принято. Материалы, подтверждающие регистрацию съемки в Управлении строительства и жилищной политики Администрации Приуральского района добавлены в отчет (Приложение С)
2.1. Архитектурно-планировочная концепция мемориального комплекса "Аллея Памяти" не доработана подрядчиком согласно пункту 9 Технического задания (направлялась в адрес подрядчика письмом от 29 ноября 2023 года N 01575) и не согласовывалась на Градостроительном Совете при Администрации Приуральского района;
Ответ: Замечание не принято. Архитектурно-планировочная концепция мемориального комплекса "Аллея Памяти" была доработана в соответствии с концепцией схемы планировочной организации земельного участка и визуализацией принятых решений, направленных в адрес подрядчика (письмом от 29 ноября 2023 года N 01575). Откорректированная документация Направлена заказчику на рассмотрение письмом (Исх. N89_2023 от 12.12.2023 г.) Замечаний и предложений от Заказчика по направленной документации после этого не поступало. Согласование документации на Градостроительном Совете при Администрации Приуральского района входит в полномочия Заказчика.
2.2. Генеральный план не содержит мемориал в виде солдат, ротонда с именами погибших участников и обелиски с указанием родов войск. Проектной организацией указано, что данные комплексы подлежат разработки по индивидуальному проекту. Между тем в сметном расчете приложенном к конкурсной документации предусмотрена расценка (СБЦ на проектные работы по объектам городской среды (памятники, монументы, фонтаны));
Ответ: Замечания принято частично. Мемориал в виде солдат, ротонда с именами погибших участников и обелиски с указанием родов войск отражены в генеральном плане на листе 6, на схеме и в таблице в ведомости малых архитектурных форм и переносных зданий. Из сметы исключена расценка по объектам городской среды. Стоимость изготовления мемориала в виде солдат, ротонды с именами погибших участников и обелиска с указанием родов войск отражена в конъектурном анализе.
2.3 в Генеральном плате по флагштокам и информационным киоскам отсутствует информация необходимая для корректного составления сметной документации (тип, маркировка и т.д.);
Ответ: Замечание принято. Информация добавлена в генеральный план в ведомость малых архитектурных форм и переносных зданий на лист бив ПЗУ лист 5.
2.4. на сводном плане сетей (лист 7 стадия Р 33_23-ПЗУ) указаны точки подключения линии видеонаблюдения и наружного освещения без технических условий на подключения. Для получения технических условий не предоставлен расчета нагрузок;
Ответ: Замечания не принимается. Подрядчиком в адрес Заказчика было направлено письмо исх. N41_2023 от 07.09.2023 г. о предоставлении технических условий. Необходимость в предоставлении технических условий неоднократно дублировалась Заказчику, но оставалась без внимания. В связи с неисполнением встречных обязательств подрядчик принял решение, разработать проектную документацию и направить ее на согласование заказчику. Необходимые нагрузки были отражены в документации переданной заказчику на рассмотрение. Замечания или свои предложения по представленной документации заказчик не направил, технические условия также не предоставил.
2.5. Раздел Электроснабжение 33-23-ИОС не проработан в части питания флагштоков и информационных киосков;
Ответ: Замечание не принимается. Питание флагштоков и информационных киосков указано на листе... раздела 33-23-ИОС.
2.6. В нарушение пункта 10 технического задания не проработан вопрос архитектурно художественной подсветки видовых зон;
Ответ: Замечание не принимается, указано на листе ... раздела 33-23-ИОС.
2.7. В разделе система охранного видеонаблюдения 33-23-ИОС5 не проработан вопрос питания системы видеонаблюдения согласно ТУ;
Ответ: Замечание не принимается. ТУ на видеонаблюдение Заказчиком не предоставлены. Питание предусмотрено и отражено в проекте на листе ... раздела 33-23-ИОС.
2.8. Согласно требований пункта 9 подпункта 2 технического задания ПСД разрабатывается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию в составе, необходимом для получения положительного заключения экспертизы. Невозможно определить полную стоимость строительства без разработки раздела архитектурных решений мемориала, ротонды, обелисков с указанием родов войск, а так же раздела конструктивных решений, в части установки мемориала, ротонды, обелисков, флагштоков, информационных киосков, опор освещения и ограждения.
Ответ: Замечание не принимается. Раздел архитектурные решения разрабатывается для объектов капитального строительства. Малые архитектурные формы не являются объектами капитального строительства. Затраты на возведение указанных объектов указаны в конъектурном анализе с учетом монтажных работ.
2.9. В нарушение пункта 10 технического задания не проработан вопрос устройства ливневой канализации;
Ответ: Замечание не принимается. Информация по ливневой канализации указана в проектной документации.
2.10. Не предоставлена сметная документация
Ответ: Замечание не принимается. Сметная документация была направлена Заказчику 15.12.2023 г.
Положительное заключение экспертизы не предоставлено.
Ответ: Замечание не принимается. Заключение было направлено Заказчику 18.12.2023 г. В письме с исх. N 92 в котором в том числе направлялось подготовленное экспертной организацией ООО СибСтройЭксперт положительное экспертное заключение N 89-2-1-2-0832-23 от 15.12.2023 года.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
10.01.2024 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
10.01.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 23.01.2024.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Исполнителем объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе, реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Из материалов обращения следует, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что согласно статьи 450.1 Гражданского кодекса РФ предусмотрен отказ от договора (исполнения договора) или от осуществления прав по договору.
В соответствии со статьей 717 Гражданского кодекса РФ предусмотрен отказ заказчика от исполнения договора подряда: если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора
Из объяснений Исполнителя следует, что Исполнитель надлежащим образом приступил к выполнению своих обязательств по Контракту.
Право Стороны контракта в одностороннем порядке расторгнуть Контракт, закреплено пунктом 11.4. "В случае нарушения одной Стороной обязательств воздерживаться от запрещенных в данном разделе действий и/или неполучения другой Стороной в установленный контрактом срок подтверждения, о том, что нарушения не произошло или не произойдет, другая Сторона имеет право расторгнуть контракт в одностороннем порядке полностью или в части в судебном порядке".
Исследовав представленные Заказчиком и Исполнителем документы, содержание контракта, а также пояснения сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что намерений уклоняться от исполнения обязательств в рамках контракта у Исполнителя не было, умышленных действий, направленных на неисполнение условий контракта также не имелось. Комиссией установлено совершение со стороны Исполнителя действий по урегулированию вопроса исполнения контракта, что не свидетельствуют о намеренном уклонении общества от исполнения контракта.
Так же Исполнителем было сделано экспертное заключение N 89-2-1-2-0832-23 от 15.12.2023 ООО "СибСтройЭкспрес".
Из выводов экспертизы следует что сметная документация по объекту "Благоустройство мемориального комплекса "Аллея Памяти", расположенного по адресу: с. Аксарка, ул. Первомайская, Приуральского района, ЯНАО", соответствует нормативам в области сметного нормирования и ценообразования, проектным решениям, а также техническому заданию.
Сметная стоимость объекта капитального строительства "Благоустройство мемориального комплекса "Аллея Памяти", расположенного по адресу: с. Аксарка, ул. Первомайская, Приуральского района, ЯНАО" определена достоверно.
Исполнитель приложил к материалам дела следующие приложение:
Экспертное заключение N 89-2-1-2-0832-23 от 15.12.2023 года.
Письма Исполнителя Исх.41_2023, Исх.43_2023, Исх.48_2023, Исх.60_2023, Исх 67_2023, Исх.71_2023, Исх 84_2023, Исх 89_2023, Исх 90_2023, Исх 92_2023, Исх. 95_2023.
Накладная СДЭКот 15.12.2023.
Накладная N20 от 15.12.2023.
Проектно-сметная документация и результаты инженерных изысканий.
Накладная от 25.01.2024.
Комиссия полагает, что в данном случае, признаки недобросовестного поведения и уклонения от исполнения контракта со стороны ИП Жук М.Н. отсутствуют.
Кроме того, у Комиссии отсутствуют доказательства того обстоятельства, что Исполнитель совершал действия, выражающиеся в умышленном и намеренном уклонении от исполнения контракта. Заказчиком в адрес Комиссии документы, подтверждающие факт умышленного уклонения Исполнителя от исполнения контракта не представлено, на заседание Комиссии представители отсутствовали.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Исполнителем представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Исполнителем в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений об ИП Жук М.Н. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Исполнителя признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
С учетом конкретных обстоятельств дела Комиссия приходит к выводу об отсутствии в его поведении таких признаков не добросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Жук М.Н. представленную МКУ "Управление капитального строительства" Приуральского района по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 020 от 18.09.2023 на разработку архитектурно-планировочный концепции, проектно-сметной документации на благоустройство мемориального комплекса "Аллея Памяти", расположенного по адресу: с. Аксарка, ул. Первомайская, Приуральский район, ЯНАО, цена контракта 1 000 000,00 рублей, (извещение N 0890300004823000313), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Председатель комиссии
Члены комиссии
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 30 января 2024 г. N 089/10/104-51/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2024