Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО Частная Поликлиника "ЛГЦ" на действия ГБУЗ ТО "ОКБ N 1" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению прижизненных патолого-анатомических исследований (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0167200003423010187),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из доводов жалобы следует, что, согласно сведениям документации место оказания услуг Заказчиком указано: "Услуги оказываются на территории Исполнителя, возможно использование территории Заказчика для проведения срочных интраоперационных исследований". Приказом Минздрава России от 24.03.2016 N 179н "О Правилах проведения патолого-анатомических исследований" установлен срок для проведения срочных интраоперационных исследований, 20 минут с момента регистрации биоматериала в лаборатории Исполнителя. Положение о лицензировании медицинской деятельности, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2021 г. N 852, содержит ряд мероприятий, направленных на выполнение лицензиатом определенных требований, позволяющих осуществлять медицинскую деятельность. То есть, заказчики, указывая возможность проведения срочных интраоперационных исследований на своей территории заранее осознают невозможность получения лицензии с учетом временных затрат, установленных законодательством о лицензировании и материальных затрат Исполнителя (приблизительно 45 рабочих дней). Документация не содержит ни сведений о помещениях предлагаемых Заказчиками для лицензирования, ни сведений об оснащенности, ни алгоритма взаимодействия по лицензированию Исполнителя на территории Заказчика.
Также, указаны дополнительные требования по проведению исследования трансплантированных органов. При этом сами услуги, которые соответствуют номенклатуре приказа 804н отсутствуют, и требования по сроку выполнения противоречат срокам, указанным в приказе 179н:
10) для биопсийного материала трансплантированных органов с применением гистохимических и иммунофлюоресцентных методов исследования, - не более 5 часов с момента доставки биоматериала в лабораторию (в рабочие дни и часы лаборатории) при условии маркировки заказчиком препарата "CITO!!!, сосудистое отторжение".
11) для биопсийного материала трансплантированных органов и биоптатов почек в рамках диагностики системного васкулита с применением иммуногистохимических и иммунофлюоресцентных методов исследования, - не более 24 часов.
Течение сроков, установленных подпунктами NN2-9, N11 настоящего пункта Технического задания начинается с момента приемки материала лаборатории.
Формируя таким образом документацию, объединяя в одну закупку услуги по проведению исследований интраоперационного биопсийного (операционного) материала и биопсийного (операционного) материала не только не соблюдаются нормы антимонопольного законодательства, но и с учетом временных требований Приказа Минздрава России от 24.03.2016 N 179н ставят под угрозу жизнь пациента.
Участник направлял запросы на разъяснения положений документации, однако, разъяснения не содержат ответов на поставленные вопросы.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика не согласился с доводами заявителя, считает, что описание объекта закупки не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, указал следующее. Прижизненные патолого-анатомические исследования проводятся в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи при наличии медицинских показаний. Патолого-анатомические исследования проводятся с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи. Условиями закупки на оказание услуг по проведению прижизненных патолого-анатомических исследований (0167200003423010187) предусмотрены, в том числе, требования к сроку оказания услуг в части срочных интраоперационных исследований.
Так, срок проведения исследования и выдачи протокола прижизненного патологоанатомического исследования исчисляется согласно п. 24 Приказа Минздрава РФ N 179н от 24.03.2016 г. "О Правилах проведения патолого-анатомических исследований", с учетом потребностей Заказчика, а именно: для срочного интраоперационного биопсийного (операционного) материала - не более 20 минут с момента доставки образца в лабораторию, но более 30 минут с момента изъятия (получения) интраоперационного материала.
Законодательство в сфере закупок оставляет заказчику право предъявлять особые требования к объекту закупки, определяющие объективные потребности последнего.
Срок проведения срочных интраоперационных исследований установлен в целях оказания качественной медицинской помощи пациенту, и обусловлен потребностями заказчика.
Срочное интраоперационное гистологическое исследование - сжатый по срокам гистологический или цитологический анализ, выполняемый непосредственно во время операции. Его цель - уточнение морфологии тканей оперируемого органа. Показан пациентам с онкологическими заболеваниями, подвергающимся хирургическому лечению. Результат определяет тактику и объем операционного вмешательства, предоставляет наиболее точную информацию о характере опухоли, степени ее распространения, состоянии окружающих тканей и сосудов. При этом пациент, пока выполняется исследование, может находится под наркозом, а увеличение времени нахождения под наркозом может негативно сказаться на состоянии здоровья пациента. Условиями договора предусмотрено право Исполнителя использования территории Заказчика для проведения срочных интраоперационных исследований, а также не ограниченно привлечение к оказанию услуг соисполнителей/субподрядчиков.
На участие в закупке подано 2 (две) заявки, что также свидетельствует об отсутствии фактов ограничения конкуренции.
В части доводов Заявителя о необходимости выделения срочных интраоперационных исследований в отдельную закупку, представитель заказчика указал следующее.
Проведение срочного интраоперационого исследования, наряду с иными видами патолого-анатомических исследований предусмотрено основным документом, регламентирующим данного вида услуги - Приказом Министерства здравоохранения РФ от 24 марта 2016 г. N 179н "О Правилах проведения патолого-анатомических исследований".
Биоматериал, предназначенный для гистологического исследования не рекомендуется дробить и направлять в различные лаборатории для исследования, поскольку в этих фрагментах, предназначенных для срочного и планового исследований может оказаться различная картина и пациент не получит правильный развёрнутый диагноз, если материал от одного пациента будет исследовать в разных лабораториях.
Уполномоченный орган позицию заказчика поддержал, считает жалобу необоснованной, указал, что на участие в закупке поступило 2 заявки, ООО Частная Поликлиника "ЛГЦ" также подав заявку на участие в закупке, заняла в ней 2 место.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей уполномоченного органа и заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Согласно п.1 части 2 статье 42 Закона о контрактной системе, Заказчик при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов закупки обязан разместить извещение об осуществлении закупки в ЕИС. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Извещение об осуществлении закупки, должно содержать следующие электронные документы (ч.2 ст.42 ФЗ N 44): описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 ФЗ N44; обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с ФЗ N 44 и инструкция по ее заполнению; проект контракта; перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, в интересах заказчика, выступило организатором проведения электронного аукциона на оказание услуг по проведению прижизненных патолого-анатомических исследований. Начальная (максимальная) цена контракта 15 000 000,00 рублей.
Информация об электронном аукционе 28.12.2023 размещена в ЕИС в сфере закупок в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003423010187.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 24.01.2024 на участие в закупке поступило 2 заявки.
Согласно описанию объекта закупки (Приложение N 1 к извещению) следует оказать следующие исследования:
- прижизненное патолого-анатомическое исследование биопсийного (операционного) материала первой категории сложности;
- прижизненное патолого-анатомическое исследование биопсийного (операционного) материала второй категории сложности;
- прижизненное патолого-анатомическое исследование биопсийного (операционного) материала третьей категории сложности;
- прижизненное патолого-анатомическое исследование биопсийного (операционного) материала четвертой категории сложности;
- прижизненное патолого-анатомическое исследование биопсийного (операционного) материала пятой категории сложности;
- иммуногистохимическое исследование;
- сканирование гистологического препарата и запись цифровой копии на USB-носитель заказчика.
Срок оказания услуг: срок проведения исследования и выдачи Протокола прижизненного патологоанатомического исследования исчисляется согласно п. 24 Приказа Минздрава РФ N 179н от 24.03.2016 г. "О Правилах проведения патолого-анатомических исследований", с учетом потребностей Заказчика, а именно:
1) для срочного интраоперационного биопсийного (операционного) материала - не более 20 минут с момента доставки образца в лабораторию, но более 30 минут с момента изъятия (получения) интраоперационного материала;
2) для биопсийного (операционного) материала, не требующего декальцинации и (или) дополнительных окрасок (постановок реакций, определения), - не более 4 рабочих дней;
3) для биопсийного (операционного) материала, требующего декальцинации и (или) применения дополнительных окрасок (постановок реакций, определений), изготовления дополнительных парафиновых срезов, - не более 10 рабочих дней;
4) для биопсийного (операционного) материала, требующего проведения дополнительных иммуногистохимических методов исследования с применением до 5 маркеров, - не более 7 рабочих дней;
5) для биопсийного (операционного) материала, требующего проведения дополнительных иммуногистохимических методов исследования с применением более 5 маркеров, - не более 15 рабочих дней;
6) для биопсийного (операционного) материала, требующего проведения дополнительных электронно-микроскопических методов исследования, - не более 7 рабочих дней;
7) для биопсийного (операционного) материала, требующего проведения дополнительных молекулярно-биологических методов исследования, - не более 10 рабочих дней;
8) для биопсийного (операционного) материала, требующего проведения дополнительных генетических методов исследования, - не более 10 рабочих дней;
9) для последов - не более 4 рабочих дней.
10) для биопсийного материала трансплантированных органов с применением гистохимических и иммунофлюоресцентных методов исследования, - не более 5 часов с момента доставки биоматериала в лабораторию (в рабочие дни и часы лаборатории) при условии маркировки заказчиком препарата "CITO!!!, сосудистое отторжение".
11) для биопсийного материала трансплантированных органов и биоптатов почек в рамках диагностики системного васкулита с применением иммуногистохимических и иммунофлюоресцентных методов исследования, - не более 24 часов.
Течение сроков, установленных подпунктами NN2-9, N11 настоящего пункта Технического задания начинается с момента приемки материала лаборатории.
Согласно п. 24 Приказа Минздрава России от 24.03.2016 N 179н "О Правилах проведения патолого-анатомических исследований" установлены следующие сроки выполнения прижизненных патолого-анатомических исследований (с момента приемки материала в соответствии с пунктами 12 - 13 настоящих Правил):
1) для интраоперационного биопсийного (операционного) материала - не более 20 минут на один тканевой образец;
2) для биопсийного (операционного) материала, не требующего декальцинации и (или) дополнительных окрасок (постановок реакций, определения), - не более 4 рабочих дней;
3) для биопсийного (операционного) материала, требующего декальцинации и (или) применения дополнительных окрасок (постановок реакций, определений), изготовления дополнительных парафиновых срезов, - не более 10 рабочих дней;
4) для биопсийного (операционного) материала, требующего проведения дополнительных иммуногистохимических методов исследования с применением до 5 маркеров, - не более 7 рабочих дней;
5) для биопсийного (операционного) материала, требующего проведения дополнительных иммуногистохимических методов исследования с применением более 5 маркеров, - не более 15 рабочих дней;
6) для биопсийного (операционного) материала, требующего проведения дополнительных электронно-микроскопических методов исследования, - не более 7 рабочих дней;
7) для биопсийного (операционного) материала, требующего проведения дополнительных молекулярно-биологических методов исследования, - не более 10 рабочих дней;
8) для биопсийного (операционного) материала, требующего проведения дополнительных генетических методов исследования, - не более 10 рабочих дней;
9) для последов - не более 4 рабочих дней.
Таким образом, срок выполнения прижизненных патолого-анатомических исследований для интраоперационного биопсийного (операционного) материала - не более 20 минут на один тканевой образец указан с учетом потребности Заказчика, а также п. 24 Приказа Минздрава России от 24.03.2016 N 179н "О Правилах проведения патолого-анатомических исследований".
Кроме того, Закон о контрактной системе не содержит требований в части формирования лотов, равно как и понятие технологической и функциональной взаимосвязи, Заказчик самостоятельно формирует состав лота. При формировании описания объекта закупки заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, исходя из специфики закупки, необходимости достижения результатов и эффективности закупки, при условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В свою очередь, основными критериями для определения технологической и функциональной взаимосвязи являются прежде всего единая сфера применения товаров, их целевое назначение, сходная специфика и методы работы.
В рассматриваемом случае проведение срочного интраоперационого исследования, наряду с иными видами патолого-анатомических исследований предусмотрено основным документом, регламентирующим данного вида услуги - Приказом Министерства здравоохранения РФ от 24 марта 2016 г. N 179н "О Правилах проведения патолого-анатомических исследований". Прижизненно патолого-анатомические исследования предусмотренные Заказчиком взаимообусловлены, при этом срочное интраоперационное гистологическое исследование является одним из видов таких исследований.
Кроме того, Комиссией приняты во внимание пояснения Заказчика согласно которым биоматериал, предназначенный для гистологического исследования не рекомендуется дробить и направлять в различные лаборатории для исследования, поскольку в этих фрагментах, предназначенных для срочного и планового исследований может оказаться различная картина и пациент не получит правильный развёрнутый диагноз, если материал от одного пациента будет исследовать в разных лабораториях.
В этой связи, Комиссия считает необходимым отметить, что необходимость выделения лотов при проведении торгов наряду с прочим предопределена требованиями антимонопольного законодательства.
Так, согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" наряду с иными установленными запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
В тоже время, таких обстоятельств Комиссией не усматривается, поскольку необходимые учреждению исследования взаимообусловлены, имеют единую область применения, проводятся в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи при наличии медицинских показаний.
Доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
В жалобе Заявитель указал, что согласно сведениям документации место оказания услуг Заказчиком указано: "услуги оказываются на территории Исполнителя, возможно использование территории Заказчика для проведения срочных интраоперационных исследований", ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852, которое содержит ряд мероприятий, направленных на выполнение лицензиатом определенных требований, позволяющих осуществлять медицинскую деятельность. То есть, заказчики, указывая возможность проведения срочных интраоперационных исследований на своей территории заранее осознают невозможность получения лицензии с учетом временных затрат, установленных законодательством о лицензировании и материальных затрат Исполнителя (приблизительно 45 рабочих дней). Документация не содержит ни сведений о помещениях предлагаемых Заказчиками для лицензирования, ни сведений об оснащенности, ни алгоритма взаимодействия по лицензированию Исполнителя на территории Заказчика.
Комиссия Тюменского УФАС России, изучив материалы дела установила, что в пункте 4.2. контракта установлено: "Услуги оказываются на территории Исполнителя, возможно использование территории Заказчика для проведения срочных интраоперационных исследований", что не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Относительно довода Заявителя о том, что, разъяснения на направленные ООО Частная Поликлиника "ЛГЦ" запросы не содержат ответов на поставленные вопросы, Комиссия Тюменского УФАС России считает необходимым отметить следующее.
Комиссия Тюменского УФАС России изучив содержание размещенных заказчиком в открытой части ЕИС в сфере закупок разъяснений извещения об осуществлении закупки установила, что разъяснения извещения об осуществлении закупки размещены с соблюдением регламентированного срока предусмотренного частью 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, содержание размещенных заказчиком разъяснений извещения об осуществлении закупки полностью соответствует требованиям части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе, поскольку содержат указание на предмет запроса, при этом, участник закупки направивший запрос на разъяснение извещения об осуществлении закупки непосредственно в тексте разъяснения не указан, размещенные изменения не изменяют суть извещения об осуществлении закупки.
Соответственно, ответ на запрос участника закупки был предоставлен, со ссылками на положения извещения об осуществлении закупки, не изменяя при этом, сути извещения об осуществлении закупки.
Требования Закона о контрактной системе не регламентируют и не детализируют степень полноты разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, более того, сам Закон о контрактной системе не предусматривает императивных требований относительно того, каким конкретно по объему и степени удовлетворенности участника закупки должно быть разъяснение извещения об осуществлении закупки.
Нельзя не отметить, что разъяснение имеет конкретный, самостоятельный и независимый характер и обусловлено конкретными обстоятельствами проведения закупочной процедуры.
Закон о контрактной системе, вовсе не предусматривает степень классификации (градации) указанных разъяснений, в зависимости от того, какие будут считаться полными (либо неполными) и соответственно удовлетворять (либо не удовлетворять) интерес участника закупки в получении разъяснения, поэтому, степень удовлетворенности того или иного участника закупки полученными разъяснениями в конечном итоге, есть ничто иное как его личное субъективное суждение, которое выходит за рамки конкретной правовой оценки в рамках правоприменительной деятельности.
Комиссия Тюменского УФАС России не усматривает каких-либо нарушений Закона о контрактной системе в рассматриваемой части.
Согласно протоколу подведения итогов закупки от 24.01.2024 на участие в электронном аукционе подано 2 заявки, что опровергает довод заявителя об ограничении количества участников закупки.
Кром того, Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что ООО Частная Поликлиника "ЛГЦ" подало заявку на участие в закупке, таким образом, подавая заявку участник ознакомился с требованиями заказчика, установленными в документации, тем самым безоговорочно принял объявленные условия проведения закупки, подтвердил, что требования документации являются для участника выполнимыми.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия считает, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, что извещение об осуществлении закупки на оказание услуг по проведению прижизненных патолого-анатомических исследований (0167200003423010187) противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя со стороны заказчика при проведении вышеназванной закупки.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО Частная Поликлиника "ЛГЦ" на действия ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по проведению прижизненных патолого-анатомических исследований (реестровый номер закупки 0167200003423010187) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 29 января 2024 г. N 072/06/44/12/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.02.2024