Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) жалобу ООО "Гранит" на действия заказчика МУП "Байкаловский комбинат коммунальных предприятий" при проведении электронного аукциона на топливо дизельное, зимнее, класс 3, экологический класс К5 (реестровый номер закупки 0567600001624000001),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба жалобу ООО "Гранит" на действия заказчика МУП "Байкаловский комбинат коммунальных предприятий" при проведении электронного аукциона на топливо дизельное, зимнее, класс 3, экологический класс К5.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявитель в жалобе указывает следующие доводы:
Первый довод. Требование пункта 4 технического задания предусматривающее объем разовой поставки дизельного топлива не менее 50 тонн входит в противоречие с содержащимися в пункте 3 технического задания объемами поставки предусмотренными для каждого в отдельности сельского поселения.
Второй довод. Согласно пункту 3 технического задания поставщику помимо поставки дизельного топлива необходимо будет осуществлять расчистку подъездных путей у емкостей на безвозмездной основе и тем самым перекладывает на исполнителя по контракту обязанность по содержанию имущества (своего, либо третьих лиц), при этом затраты по уборке снега не включены в обоснование начальной (максимальной) цены контракта и не являются услугой функционально и технологически связанной с приобретаемым дизельным топливом.
Третий довод. Заказчиком неправомерно в пункте 4 технического задания установлено требование о предоставлении перечня транспорта совместно с заявкой на участие в закупке.
Четвертый довод. Заказчик неправомерно требует от поставщика предоставления расходных материалов включая емкости, бензоустойчивые маркеры, пломбы и прочее для целей проведения экспертизы поставленного товара.
Заказчиком письменные возражения, обосновывающие позицию по делу в материалы дела не представлены.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что МУП "Байкаловский комбинат коммунальных предприятий" являясь заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона на топливо дизельное, зимнее, класс 3, экологический класс К5, с начальной (максимальной) ценой контракта 66 600 000,00 рублей.
Информация о закупке была размещена 19.01.2024 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0567600001624000001
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения закупки http://roseltorg.ru
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьёй 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
По первому доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.
Пунктом 3 технического задания предусмотрен объем поставляемой продукции:
Наименование сельского поселения, населенного пункта. |
Дизельное топливо (тонн) |
Расстояние (по данным Яндекс.Карты) от г. Тобольска (переправа через р. Иртыш) до центра населенного пункта, км. |
Наличие и категория дорог |
Ачирское сельское поселение |
300 |
|
|
деревня Ачиры |
135 |
120 |
Зимник до населенного пункта; от населенного пункта до дизельной электростанции бездорожье |
деревня Ишменева |
80 |
88 |
Зимник до населенного пункта; от населенного пункта до дизельной электростанции бездорожье |
деревня Иземеть |
85 |
100 |
Зимник до населенного пункта; от населенного пункта до дизельной электростанции бездорожье |
Лайтамакское сельское поселение |
270 |
|
|
село Лайтамак |
135 |
65 |
Зимник до населенного пункта; от населенного пункта до дизельной электростанции бездорожье |
деревня Топкинская |
45 |
73 |
Зимник до населенного пункта; от населенного пункта до дизельной электростанции бездорожье |
деревня Вармахли |
30 |
92 |
Зимник до населенного пункта; от населенного пункта до дизельной электростанции бездорожье |
деревня Топкинбашева |
30 |
110 |
Зимник до населенного пункта; от населенного пункта до дизельной электростанции бездорожье |
деревня Янгутум |
30 |
120 |
Зимник до населенного пункта; от населенного пункта до дизельной электростанции бездорожье |
Ушаровское сельское поселение |
|
|
|
деревня Носкинская |
30 |
130 (65 - по зимнику Тобольск - Зольникова - Носкинская) |
Зимник до населенного пункта; от населенного пункта до дизельной электростанции бездорожье |
Итого: |
600 |
|
|
Пунктом 4 описания объекта закупки предусмотрено, что объем разовой поставки, завоза дизельного топлива должен составлять не менее 50 тонн (связано с удаленностью, большим расстоянием между населенными пунктами территории "Заболотье" Тобольского района и выездом представителя Заказчика для приема партии поставки дизельного топлива.
Указанный объем поставки предусмотренный пунктом 4 технического задания не соотносится с объемами поставки содержащимися в пункте 3 технического задания для деревни Топкинской, Вармахли, Топкинбашева, Янгутум, Носкинская предусматривающие меньший объем поставки топлива чем 50 тонн, что указывает на имеющиеся противоречия в описании объекта закупки и как следствие приводит к неоднозначному и двусмысленному толкованию положений описания объекта закупки.
Таким образом, в рассматриваемых действиях заказчика усматривается нарушение части 3 статьи 7, части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, что указывает на признаки административного правонарушения предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать обоснованным.
По второму доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.
Пунктом 4 технического задания предусмотрено, что доставка осуществляется транспортом поставщика, погрузочно-разгрузочные работы, и расчистка подъездных путей у емкостей (цистерн) складов ГСМ осуществляется силами и за счет поставщика, без дополнительной оплаты.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что объектом закупки является поставка топлива дизельного, зимнего, класс 3, экологический класс К5.
Описанием объекта закупки предусмотрена обязанность поставщика по осуществлению расчистки подъездных путей у емкостей на безвозмездной основе и тем самым возложения на исполнителя по контракту дополнительной обязанности по содержанию имущества (своего, либо третьих лиц), при этом сами затраты по уборке (снега, мусора, грязи и прочего) не включены в обоснование начальной (максимальной) цены контракта и не являются услугой функционально и технологически связанной с поставкой товара в адрес заказчика.
Таким образом, в рассматриваемых действиях заказчика усматривается нарушение части 2 статьи 8, части 1 статьи 33, пункта 1, части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что указывает на признаки административного правонарушения предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать обоснованным.
По третьему доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.
Пунктом 4 технического задания (условия доставки) предусмотрено, что перечень транспорта предоставляется с заявкой на участие в закупке.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлен запрет на совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Положения частей 1, 3 статьи 33 Закона о контрактной системе имеющие универсальный характер, запрещают заказчику включать в описание объекта закупки требования, ограничивающие количество участников закупок, выражающиеся в запрете установления требований к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, что коррелирует с установленным в статье 8 Закона о контрактной системе принципом обеспечения конкуренции, согласно которому любому заинтересованному лицу обеспечивается возможность стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а заказчику запрещается необоснованно ограничивать число участников закупок.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В этой связи, требование заказчика о необходимости предоставления участником закупки в составе заявки информации о перечне транспортных средств, необходимых для выполнения условий доставки дизельного топлива не согласуется с приведенными выше нормами закона, является недопустимым ограничением для участника закупки в возможности организации поставки всеми возможными способами с использованием количества спецтехники, достаточной для надлежащего исполнения условий контракта.
Такие действия свидетельствуют о необоснованном вмешательстве заказчика в хозяйственную деятельность поставщика (участника закупки), который самостоятельно в рамках исполнения государственного контракта определяет необходимое и достаточное количество транспорта (собственного или привлеченного), которое будет задействовано в поставке.
Таким образом, в рассматриваемых действиях заказчика в части установления требования о предоставлении участником закупки перечня транспорта совместно с заявкой на участие в закупке, предусмотренного пунктом 4 технического задания (описание объекта закупки) усматривается нарушение части 2 статьи 8, части 3 статьи 33, пункта 1, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что указывает на признаки административного правонарушения предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать обоснованным.
По четвертому доводу жалобы заявителя Комиссия отмечает следующее.
Пунктом 6 технического задания предусмотрено, что для проверки поставленного товара заказчик обязан провести экспертизу путем выборочной проверки качества и безопасности товара (результатов отдельного этапа исполнения контракта). Экспертиза может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ. При поставке каждой партии (с каждой емкости бензовоза) будет проводиться отбор проб дизельного топлива. Каждая пробирка с пробами опечатывается и маркируется, с указание даты времени поставки и данных транспортного средства, поставившего дизельное топливо. Все расходные материалы для забора проб и маркировки, включая емкости, бензоустойчивые маркеры, пломбы и т.д. предоставляет поставщик. Хранение проб обеспечивает заказчик.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.
Частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Комиссия Тюменского УФАС России отмечает, что в нарушение требований части 3 статьи 94 Закона о контрактной системе вышеуказанным требованием пункта 6 технического задания заказчик неправомерно возложил часть требований и расходов, связанных с проведением экспертизы именно на поставщика, учитывая при этом, что все без исключения расходы связанные с проведением экспертизы в соответствии с частью 3 статьи 94 Закона о контрактной системе возлагаются исключительно на заказчика.
Таким образом, в рассматриваемых действиях заказчика усматривается нарушение требований части 3 статьи 94 Закона о контрактной системе, что указывает на признаки административного правонарушения предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Указанный довод жалобы заявителя Комиссия полагает признать обоснованным.
Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая существенный характер допущенного нарушения законодательства о контрактной системе, Комиссия решила выдать в адрес заказчика и оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Гранит" на действия заказчика МУП "Байкаловский комбинат коммунальных предприятий" при проведении электронного аукциона на топливо дизельное, зимнее, класс 3, экологический класс К5 (реестровый номер закупки 0567600001624000001) обоснованной.
2. Признать заказчика в лице МУП "Байкаловский комбинат коммунальных предприятий" нарушившей требования части 3 статьи 7, части 2 статьи 8, части 3 статьи 33, пункта 1, пункта 3 части 2 статьи 42, части 3 статьи 94 Закона о контрактной системе.
3. Выдать в адрес заказчика и оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 1 февраля 2024 г. N 072/06/44/13/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.02.2024