Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее - Комиссия Якутского УФАС России), в составе:
- начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
- старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
- государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от уполномоченного учреждения государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия) "Центр закупок Республики Саха (Якутия)" (далее - ГКУ РС (Я) "Центр закупок РС (Я)", уполномоченное учреждение, аукционная комиссия): (представитель по доверенности);
в отсутствие:
заказчика Государственного бюджетного учреждения Республики Саха (Якутия) "Нерюнгринская центральная больница" (далее - ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ", заказчик): не участвовали, уведомлены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении без их участия;
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Элис Траст" (далее - ООО "Элис Траст", заявитель): не участвовали, уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи жалобу ООО "Элис Траст" на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на поставку перчаток хирургических стерильных для ГБУ РС (Я) "Нерюнгринская ЦРБ (извещение N 0816500000623023708), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Элис Траст" на действия заказчика.
Из сути жалобы заявителя следует, что заказчик в ЕИС и на площадке в структурированном виде по позициям 7-9 указаны перчатки - "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные, антибактериальные" код КТРУ 22.19.60.113-00000003 с характеристиками удлиненных (гинекологических) перчаток длина 390-410 мм, которые имеют другой код КТРУ 22.19.60.119 Перчатки смотровые/процедурные".
Просит признать жалобу обоснованной.
Из письменных пояснений заказчика следует, что с жалобой заявителя не согласны. Просят признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения дела представитель уполномоченного учреждения пояснил, что с жалобой заявителя не согласен.
Просит признать жалобу необоснованной.
Комиссия, изучив имеющиеся в деле материалы, установила следующее:
19.12.2023 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N0816500000623023708 на поставку перчаток хирургических стерильных для ГБУ РС (Я) "Нерюнгринская ЦРБ.
Начальная (максимальная) цена контракта составила: 1 499 226,50 рублей.
На участие в закупке подана единственная заявка и признана соответствующей извещению о проведении электронного аукциона.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), заслушав лицо, участвующее в деле, изучив имеющиеся в деле документы, считает жалобу ООО "Элис Траст" необоснованной на основании следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Законодательство о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, самостоятельно определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.
При формировании объекта закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как и не вправе определять и государственные нужды.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в извещении об осуществлении закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 "Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации": "Суды также отметили, что возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок".
Между тем, в силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Нормы Закона о контрактной системе направлены на обеспечение конкуренции не между товарами и производителями товаров, а между участниками закупок, при этом основной задачей этих норм является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате этого определения лиц, исполнение контракта которыми в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом ему товаре.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Кроме того, в рассматриваемом случае предметом закупки является право на заключение контракта на поставку товара, а не на изготовление предмета закупки, поэтому участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе лицо, не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям извещения об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Следовательно, любой участник электронного аукциона имеет возможность приобрести товар с необходимыми заказчику свойствами у производителя и предложить его к поставке в рамках данного аукциона (поставщик-посредник, дистрибьютор, производитель). Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении государственного контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении числа участников закупки.
Данная правовая позиция подтверждается Определением Верховного Суда РФ от 17.04.2018 N304-КГ18-3049, где установлено что "действующим законодательством не ограничена реализация знаков почтовой оплаты со стороны федерального государственного унитарного предприятия "Почта России", поэтому любое юридическое или физическое лицо, и в том числе общество, имеет возможность приобрести соответствующие знаки с целью принятия участия в спорной закупке".
Таким образом, заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Отсутствие у участников закупки возможности поставить товар, необходимый заказчику, не означает ограничение количества участников такой закупки.
Также, согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону N 0816500000623023708 от 22.01.2024 победителем электронного аукциона признан участник под идентификационным номером "1".
Участник закупки под идентификационным номером "1" указал в своей заявке характеристики необходимые заказчику.
В соответствии с письмом Минфина России от 24.01.2022 N24-03-08/4090 "O направлении информации о применении каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога:
- заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги);
- предусмотренные пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 указанных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно извещению установлен следующий код КТРУ 22.19.60.113-00000003:
Заказчиком применен код ОКПД2 22.19.60.113 "Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые", позиция КТРУ 22.19.60.113-00000003 "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные, антибактериальные". В настоящее время правила применения ОКПД2 не установлены. Описание объекта закупки не сформировано и не включено в позицию каталога.
Наименование изделий в структурированной части извещения указано аналогично: "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные, антибактериальные".
Из письменных пояснений заказчика ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" следует, что:
"Указанный код КТРУ не имеет привязки к длине перчаток, а значит требуемые перчатки могут быть любой длиной, соответствующей требованиям ГОСТ Р 52238-2004 и потребностям Заказчика.
Согласно государственным стандартам, перчатки и хирургические и смотровые классифицируются по материалу и бывают изготовлены из латекса натурального каучука, из нитрильного латекса, из полихлоропренового латекса или других синтетических материалов.
В отличие от смотровых перчаток, для хирургических перчаток существует также классификация по конструкции: с прямыми пальцами и с изогнутыми пальцами. Основное различие смотровых перчаток от хирургических - это длина перчатки и расположение большого пальца: у хирургических - в направлении ладони и большое разнообразие последних, которое обусловлено различными сферами применения.
Хирургические перчатки необходимы при проведении оперативных вмешательств. Они имеют большую длину от 28 см и выпускаются в нескольких размерах. Хирургические отличаются от смотровых тем, что их создают под анатомическую форму руки (то есть изделия разделяются на правую и левую руку). Также, на хирургических перчатках делают специальный выступ в области большого пальца, что позволяет снизить нагрузку на кисть при выполнении оперативных вмешательств. Они могут иметь текстурную поверхность, что способствует крепкому удерживанию инструментов в руке.
Заказчиком заявлены перчатки хирургические, латексные для проведения оперативных вмешательств и выбран соответствующий код ОКПД2 22.19.60.113 "Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые". К тому же, Заказчик заказывает минимальное количество перчаток хирургических, именно для проведения оперативных вмешательств
Таким образом, требования к описанию закупки сформированы, исходя из потребностей Заказчика, что позволяет обеспечить оптимальный результат клинической деятельности, и направлено, прежде всего, на оказание высококвалифицированной помощи больным. Закон предусматривает право Заказчика определить в документации об аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям Заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств."
Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать вопреки его потребностям такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Таким образом, довод заявителя об установлении излишних требований к товару не обоснован.
Кроме того, заявителем в материалы дела доказательств того, что установленные заказчиком требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, не представлено.
Комиссия Якутского УФАС России также отмечает, что заказчик не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки. Действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
В силу части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Заявитель к заседанию не подключился, участие представителей не обеспечил доказательств обратного не представил.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в извещении требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, заявителем представлено не было.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников закупки.
Жалоба ООО "Элис Траст" признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
признать жалобу ООО "Элис Траст" на действия (бездействие) заказчика ГБУ РС(Я) "Нерюнгринская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на поставку перчаток хирургических стерильных для ГБУ РС (Я) "Нерюнгринская ЦРБ (извещение N 0816500000623023708) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 24 января 2024 г. N 014/06/49-89/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.01.2024