На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) 5/24 от 09.01.2024 г., обращения общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" (далее - Общероссийский народный фронт) (вх. N 37-ЭП от 09.01.2024 г.), в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Комиссией в следующем составе:
... - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, руководителя Комиссии;
... - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
... - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
проведена внеплановая проверка законности действий (бездействия) заказчика Администрации муниципального образования "Момский район" (далее - Администрация МО "Момский район") при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания администрации МО "Момский район" (изв. N 0116300024523000013).
1.Полное наименование проверяемой организации, местонахождение, а также ОГРН, ИНН, КПП:
1. Администрация муниципального образования "Момский район";
Местонахождение: 678860, РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ), У. МОМСКИЙ, С. ХОНУУ, УЛ. МОЛОДЕЖНАЯ, Д.39,
ОГРН 1031400781895;
ИНН 1416001077;
КПП 141601001;
Проверка проведена с 19 января 2024 года по 30 января 2024 года;
Вид проверяемой деятельности: соблюдение заказчиком Администрацией МО "Момский район" норм законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания администрации МО "Момский район" (изв. N 0116300024523000013).
Место проведения контрольного мероприятия: 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 22, каб. 209, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия).
Проверка проведена на основании обращения Общероссийского народного фронта, из которого следует, что срок подачи заявок установленный заказчиком ограничивает участников закупки.
Из представленных к проверке материалов, а также сведений с официального сайта единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также - ЕИС) установлено следующее.
1) 31.12.2023 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0116300024523000013 на капитальный ремонт здания администрации МО "Момский район";
2) Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Электронный аукцион;
3) Начальная (максимальная) цена контракта - 15 672 735,00 рублей;
По окончании срока подачи заявок поданы две заявки на участие в закупке, обе заявки соответствуют требованиями извещения и электронных документов.
В соответствии с протоколом подведения итогов от 12.01.2024 года, победителем закупки признан участник (N23), предложивший цену контракта в размере 15 594 371,32 рублей.
24.01.2024 04:20 (МСК+8) Размещен документ "Подписанный контракт" от 24.01.2024 между заказчиком, и ИП Кондратьевым А. К.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, приходит к следующим выводам:
1.Согласно пункту 2 части 3 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки размещается при проведении: электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, за исключением случаев, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает два миллиарда рублей, при которых такое извещение размещается не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно пункту 21 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Такая дата не может приходиться на нерабочий день.
Комиссия Якутского УФАС России, проанализировав извещение, установила следующее:
Дата и время начала срока подачи заявок: 31.12.2023 17:44 (МСК+8);
Дата и время окончания срока подачи заявок: 09.01.2024 17:20 (МСК+8).
Из жалобы заявителя следует, что заказчиком не нарушены сроки размещения извещения и осуществления приема заявок, однако, в связи с тем, что с 30.12.2023 года начались выходные и праздничные дни, которые продолжаются в срок до 08.01.2024 года включительно, что ограничивает участников закупки.
Из письменных пояснений заказчика следует, что "проведение ремонта административного здания необходимо провести в ближайшее время, в связи с плачевным состоянием несущих конструкций, таких как фундамент (окладник), балки и полы первого этажа здания Администрации МО "Момский район", а также необходимо проведение теплозащитных работ фасада здания.
Окончательный расчет НМЦК был произведен 20 декабря 2023 года, после чего была изыскана необходимая сумма по со финансированию вышеуказанных работ. Кроме того, стоит отметить что последняя сессия районного совета депутатов по уточнению бюджета МО на 2023 год была проведена 28 декабря 2023 года.
Срок размещения извещения электронного аукциона 31 декабря обусловлена тем что в декабре 2023 года помимо того, что подготовка аукционной документации занимает определенное время, но и состояние доступа к сети Интернет не позволяло работать на портале ЕИС."
Комиссия Якутского УФАС России отмечает, что аукцион проводится исключительно в электронной форме, в связи с чем допускает возможность принять участие в нем в любое время из любого региона Российской Федерации, что, в свою очередь, направлено на расширение числа участников проводимых закупок.
При проведении электронных процедур, в том числе электронного аукциона, участник закупки вправе предоставить обеспечение заявки на участие в закупке в виде денежных средств, вносимых на специальный счет участника закупки, открытый в банке, путем их блокирования на основании информации, получаемой банком от оператора электронной площадки.
Правила исчисления сроков предусмотрены главой 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Ее нормы не затрагивают вопрос о возможности совершения юридически значимых действий, с которыми связано начало течения сроков. Однако ст. 193 ГК РФ устанавливает, что в случае, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Разъяснения, признающие применение этих правил к отношениям по закупкам в соответствии с Законом N 44-ФЗ, даются в письмах Минэкономразвития России от 12.01.2015 N Д28и-2, от 31.12.2014 N Д28и-2882, от 31.12.2014 N Д28И-2880, теме 3 Обзора практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (подготовлен Управлением контроля размещения государственного заказа ФАС России, август 2015), это подтверждается и судебной практикой (смотрите, например, постановление Одиннадцатого ААС от 18.06.2015 N 11АП-7097/15).
Кроме этого, в силу пункта 1.6 Письма Минфина России от 25 октября 2021 г. N 24-03-05/86049 "Об осуществлении закупок в нерабочие дни" Согласно положениям статьи 44 Закона N 44-ФЗ при проведении электронных процедур участник закупки вправе предоставить обеспечение заявки на участие в закупке в виде денежных средств, вносимых на специальный счет участника закупки, открытый в банке, путем их блокирования на основании информации, получаемой банком от оператора электронной площадки.
Информационное взаимодействие таких банков и операторов осуществляется исключительно в электронной форме в соответствии с требованиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2018 г. N 626, а также требованиями к порядку такого взаимодействия, предусмотренными соглашением о функционировании электронной площадки в соответствии с подпунктом "и" пункта 29 единых требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2018 г. N 656.
Так, пунктом 4.1 типового соглашения о взаимодействии между оператором электронной площадки и банком, являющегося приложением N 1 к соглашению о функционировании электронной площадки, предусмотрена обязанность сторон обеспечить круглосуточный (без выходных, нерабочих праздничных дней) обмен информацией и документами.
Таким образом, в период нерабочих дней, определенных в соответствии с Указом N 595, информационное взаимодействие банков и операторов электронных площадок осуществляется в обычном круглосуточном режиме, в связи с чем предусмотренное Законом N 44-ФЗ блокирование и прекращение блокирования денежных средств на специальных счетах участников закупок, в том числе в связи с подачей в период нерабочих дней, определенных в соответствии с Указом N 595, заявок на участие в закупках, осуществляется в обычном режиме и без изменения предусмотренных Законом N 44-ФЗ сроков таких блокирования, прекращения блокирования.
В силу статьи 193 Гражданского Кодекса Российской Федерации, на положениях которого основывается законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Аналогичные положения содержатся в статьи 14 ТК РФ.
Кроме того, на участие в закупке подано 2 заявки, которые были признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении.
В соответствии с частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в извещении требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, заявителем представлено не было. Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности оказать услуги на условиях, соответствующих потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении конкуренции при проведении закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия Якутского УФАС России в настоящее время объективных ограничений, препятствующих участию в проводимом электронном аукционе в период нерабочих дней, не усматривает.
2. В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Указанные дополнительные требования установлены постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее постановление N 2571).
В соответствии с частью 1 постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства N 2571), к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению.
Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к данному постановлению.
Согласно абз. 4 пп. "а" п. 3 постановления Правительства N 2571 позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 10 раздела II постановления Правительства N 2571 для работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки:
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Заказчиком в извещении установлен объект закупки - Капитальный ремонт здания администрации МО "Момский район".
Начальная (максимальная) цена контракта - 15 672 735,00 рублей.
Учитывая, что НМЦК указанной закупки превышает 5 млн. руб., при проведении аукциона на капитальный ремонт Заказчик обязан был установить дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 10 Приложения к Постановлению N 2571.
Следовательно, Заказчиком допущено нарушение части 4 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В указанных действиях заказчика имеются признаки события административного правонарушения, предусмотренного части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. По обращению Общероссийского народного фронта в действиях заказчика Администрации муниципального образования "Момский район" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания администрации МО "Момский район" (изв. N 0116300024523000013) нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
2. По результатам внеплановой проверки признать заказчика Администрацию муниципального образования "Момский район" при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания администрации МО "Момский район" (изв. N 0116300024523000013) нарушившим часть 4 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с тем, что контракт уже подписан.
4. Передать материалы дела должностному лицу Якутского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Руководитель Комиссии: _
Члены Комиссии: _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 30 января 2024 г. N 014/06/99-94/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2024