Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
от АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОСНОВОБОРСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - Заказчик):
от ООО "ГЕНЕЗИС ПРОЕКТ" (далее - Участник, Общество, Исполнитель, Подрядчик):
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика, о включении сведений об ООО "ГЕНЕЗИС ПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленных в Ленинградское УФАС Заказчиком документов следует, что между Заказчиком и Участником заключен контракт N 01/21 от 22.03.2021 на разработку проектной документации на реконструкцию здания "Дом Петрова" под размещение городского краеведческого музея в г. Сосновый Бор, ул. Ленинградская, д. 56б (далее - Контракт).
Из направленного Заказчиком обращения следует, что 10.01.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 8.1. Контракта установлено, что Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из существа обращений Заказчика в Ленинградское УФАС следует, что решение об одностороннем отказе Заказчика от исполнения Контракта принято на основании того, что на 29 декабря 2023 года проектная документация, сметная документация, отчеты по инженерно-экологическим, гидрологическим, геологическим и топографо-геодезическим изысканиям, получившие положительное заключение государственной экспертизы, отчеты по обмерочным работам и техническому обследованию в адрес муниципального заказчика не представлены.
Комиссия Ленинградского УФАС учитывает данную позицию Заказчика и отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных обязательств, нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Так, на основании п. 1.1. Контракта: "Муниципальный заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по разработке проектной документации на реконструкцию здания "Дом Петрова" под размещение городского краеведческого музея в г. Сосновый Бор, ул. Ленинградская, д. 56б в соответствии с Заданием, иными условиями Контракта и передать результаты работ в сроки, установленные настоящим Контрактом, а муниципальный заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом".
Согласно п. 1.2. Контракта Перечень (содержание), объем, и стоимость работ определены Заданием (Приложение N 1), и коммерческим предложением (Приложение N2), являющимися неотъемлемой частью настоящего контракта.
Согласно Контракта:
- 1.3. Надлежащим результатом выполненных работ является - проектная и сметная документация, согласно п.25 задания.
- 3.1. Начало выполнения работ: первый рабочий день, следующий за днем подписания Сторонами Контракта.
- 3.2. Срок выполнения работ: не позднее "01" октября 2021 г.
По Контракту Участник среди прочего обязан:
5.4.1. Осуществлять выполнение работ в полном соответствии с заданием, строительными нормами и правилами и настоящим Контрактом.
5.4.2. Обеспечить качество выполнения всех работ в соответствии с действующими нормами, техническими условиями и настоящим Контрактом.
5.4.3. При выявлении недостатков в исходных данных, передаваемых Муниципальным заказчиком, письменно сообщить об этом Муниципальному заказчику в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента получения указанной документации.
В случае несообщения о выявленных недостатках в указанный срок, Подрядчик не имеет права ссылаться на такие недостатки.
5.4.4. Своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить Муниципальному заказчику документацию предусмотренную настоящим Контрактом, заданием, по итогам исполнения настоящего Контракта в соответствии с положениями раздела 4 настоящего Контракта.
5.4.5. Обеспечивать соответствие результатов работ требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, муниципальным стандартам, строительным нормам и правилам), лицензирования, установленным действующим законодательством Российской Федерации.
5.4.6. Устранить за свой счет в установленный Муниципальным заказчиком разумный срок недостатки (дефекты), выявленные в процессе выполнения работ по контракту, при передаче результатов работ по контракту, при проведении государственной экспертизы, а также выявленные в ходе реконструкции или в процессе эксплуатации объекта, возникшие вследствие невыполнения и (или) ненадлежащего выполнения работ подрядчиком и (или) третьими лицами, привлеченными им для выполнения работ, а в случае если указанные недостатки (дефекты) причинили убытки Муниципальному заказчику и (или) третьим лицам, возместить убытки в полном объеме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
5.4.7. Приостановить выполнение Работ в случае обнаружения обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на годность или прочность результатов выполняемых работ или создать невозможность их завершения в установленный настоящим Контрактом срок (замедляющих ход выполнения работ), либо делающих дальнейшее их выполнение невозможным, и письменно известить об этом Муниципального заказчика в течение 1 (одного) рабочего после наступления таких обстоятельств.
5.4.11. Исполнять полученные в ходе выполнения Работ указания Муниципального заказчика, если такие указания не противоречат условиям настоящего Контракта и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика.
Согласно п 12.1. Контракт вступает в силу со дня его заключения Сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по Контракту.
К Контракту прилагаются и являются неотъемлемой его частью:
Приложение N 1 - Задание;
Приложение N 2 - Коммерческое предложение;
Приложение N 3 - Акт о недостатках (дефектах);
Приложение N 4 - Акт сдачи - приемки выполненных работ по Контракту.
Согласно п. 25 Заказчику результат работ необходимый Заказчику передается в следующем виде:
"1. Проектную документацию стадии "П" в 3 (трех) экземплярах на бумажном носителе, 1 экземпляр в электронном виде в формате pdf, а также 1 экземпляр в редактируемом формате (текстовая часть в среде: Word, Exсel (2003), в том числе с подписями проектировщиков, ГИП, руководителя организации, заверенными печатью, а также со штампами ГАУ "Управление государственной экспертизы Ленинградской области".
2. Рабочую документацию стадии "Р" в 3 (трех) экземплярах на бумажном носителе, 1 экземпляр в электронном виде в формате pdf, а также 1 экземпляр в редактируемом формате (текстовая часть в среде: Word, Exсel (2003), в том числе с подписями проектировщиков, ГИП, руководителя организации, заверенными печатью.
3. Сметную документацию стадии "П" в 3 (трех) экземплярах на бумажном носителе, 1 экземпляр в электронном виде в формате pdf, а также 1 экземпляр в редактируемом формате, в том числе с подписями проектировщиков, ГИП, руководителя организации, заверенными печатью, а также со штампами ГАУ "Управление государственной экспертизы Ленинградской области".
4. Сметную документацию стадии "Р" в 3 (трех) экземплярах на бумажном носителе, 1 экземпляр в электронном виде в формате pdf, а также 1 экземпляр в редактируемом формате, в том числе с подписями проектировщиков, ГИП, руководителя организации, заверенными печатью.
5. Отчеты по инженерно-экологическим, гидрологическим, геологическим и топографо-геодезическим изысканиям в 3 (трех) экземплярах на бумажном носителе, 1 экземпляр в электронном виде в формате pdf, а также 1 экземпляр в редактируемом формате, в том числе с подписями проектировщиков, ГИП, руководителя организации, заверенными печатью, а также со штампами ГАУ "Управление государственной экспертизы Ленинградской области" (для проектной и сметной документации).
6. Отчеты по обмерочным работам и техническому обследованию "Дома хозяина Петрова" в 3 (трех) экземплярах на бумажном носителе, 1 экземпляр в электронном виде в формате pdf, а также 1 экземпляр в редактируемом формате, в том числе с подписями проектировщиков, ГИП, руководителя организации, заверенными печатью".
Из анализа материалов и документов между Заказчиком и Участником (приобщены в материалы дела), Комиссия УФАС Ленинградской области усматривает следующие обстоятельства.
Согласно доводам Заказчика в письменных документах.
Надлежащим результатом выполненных работ являются проектная и сметная документация, отчеты инженерных изысканий, получившие положительное заключение государственной экспертизы.
В связи с нарушением Обществом сроков выполнения работ Заказчиком в адрес Подрядчика было направлено уведомление о нарушении обязательств в части сроков выполнения работ по муниципальному контракту (письмо от 05.10.2021 N 01-24-5677/21-0).
Обстоятельства, препятствующие передаче ООО "ГЕНЕЗИС ПРОЕКТ" проектной документации в Государственное автономное учреждение "Управление государственной экспертизы Ленинградской области (далее - ГАУ "Леноблгосэкспертиза") для прохождения государственной экспертизы были устранены 17.08.2022 г., направленным в адрес ГАУ "Леноблгосэкспертиза" письмом N 01-11-5127/22-0 о предполагаемом источнике финансирования, которым является бюджет муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области.
07.11.2022 г. ООО "ГЕНЕЗИС ПРОЕКТ" направлено письмо N 2213 в адрес Заказчика о необходимости корректировки письма о финансировании в связи с изменением сметной стоимости реконструкции объекта с учётом действующего инфляционного индекса.
11.11.2022 г. Заказчик повторно направил письмо N 01-11-6853/22-0 в адрес ГАУ "Леноблгосэкспертиза".
08.12.2022 г. заключен Договор N1410/22 между ООО "ГЕНЕЗИС ПРОЕКТ" и ГАУ "Леноблгосэкспертиза".
В адрес Заказчика ООО "ГЕНЕЗИС ПРОЕКТ" неоднократно направляло письма о плановых сроках выполнения обязательств по муниципальному контракту (получению положительного заключения и передачи документации заказчику), но сроки проведения экспертизы передвигались в связи с необходимостью устранения выявленных замечаний по проектной документации, в свою очередь ООО "ГЕНЕЗИС ПРОЕКТ" заключало дополнительные соглашения с ГАУ "Леноблгосэкспертиза" с целью продления сроков.
30.12.2022 к проектной документации экспертиза выдала замечания, которые были сняты после устранения замечаний 23.05.2023.
14.09.2023 сметная документация загружена для получения экспертизы.
По состоянию на 21.12.2023 сметная документация требовала корректировку по 20 замечаниям, полученным в результате проведения экспертизы.
Согласно очередного заключенного дополнительного соглашения N11 к договору N1410/22 о продление срока проведения государственной экспертизы на 20 рабочих дней срок выдачи заключения составлял 16.01.2024.
28.12.2023 ГАУ "Леноблгосэкспертиза" выдано отрицательное заключение N 47-1-2-3-082937-2023, имеющее замечания в количестве 22 штук, в том числе, не устраненные 20 замечаний к сметной документации (в том числе: стоимости ресурсов не соответствуют представленному конъюнктурному анализу, не представлен итоговый конъюнктурный анализ с актуальными коммерческими предложениями от производителей исключительно в пределах Ленинградской области; необоснованно принята часть расценок на работы и материалы; задвоение затрат; не соответствие принятым проектным решениям либо не учтено проектной документацией).
Заказчик воспользовался правом на односторонний отказ от исполнения контракта 10.01.2024 приняв решение об одностороннем отказе.
В связи с тем, что Подрядчиком не устранены нарушения условий Контракта послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, отмена решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта не представляется возможной.
На основании вышеизложенного Заказчик считает, что правомерно действовал, со своей стороны.
По вопросу соразмерности меры в виде включения сведений в РНП, представитель Заказчика оставил данный вопрос на усмотрение Комиссии.
Подрядчик представил Комиссии Ленинградского УФАС следующую позицию.
ООО "ГЕНЕЗИС ПРОЕКТ" с 22.03.2021 приступило к выполнению работ по проектированию объекта (в частности - выполнение инженерных изысканий, обследование объекта, подготовка эскизных планировочных решений, последующим согласованиям данных эскизов и нарабатываемых проектных решений).
Предпроектная проработка (эскизы) направлены Заказчику на согласование 12.07.2021.
Первые варианты планировочных решений направлены Заказчику 29.07.2021, согласование Заказчика представлено 16.08.2021.
Запрос исходных данных (технических условий) в адрес Заказчика на основании согласованных планировочных решений выполнен в период с 18.08.2021 по 26.08.2021, часть технических условий получены в период с 31.08.2021 по 20.09.2021 (в частности, предоставлены ТУ на электроснабжение, водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и подключение к системе РАСЦО).
Технические условия на сети связи и электроснабжение выданы 17.01.2023 и 27.03.2023 г. соответственно, согласование размещения инженерных сетей и элементов благоустройства за границами участка выданы частично 23.01.2023 г., затем частично 18.05.2023 г. и оставшаяся часть выдана 26.12.2023 г.
Готовая документация по объекту в составе проектной документации (в том числе сметная документация), результатов инженерных изысканий, обмерных работ были переданы 08.11.2021 г. Заказчику в электронном виде.
Акт приёма - передачи документации подписан Заказчиком 08.11.2021 г., незначительный выход за сроки исполнения обязательств, установленные контрактом, продиктован продолжительным получением согласования планировочных решений и выдаче Технических условий Заказчиком, при этом, по мере готовности проектных решений, данные решения своевременно направлялись Заказчику.
11.11.2021 в соответствии с требованиями муниципального контракта, разработанная и согласованная Заказчиком проектная документация, направлена в ГАУ "Леноблгосэкспертиза".
17.11.2021 ГАУ "Леноблэкспертиза" отказала в проверке проектной документации из-за отсутствия у Заказчика решения о реализации бюджетных инвестиций в объект (далее - Решение). Заказчик по муниципальному контракту отказался предоставить вышеуказанное Решение.
ООО "ГЕНЕЗИС ПРОЕКТ" направило в Правительство Ленинградской области заявление о содействии в предоставлении Решения. Согласно ответа Заместителя Председателя Правительства Ленинградской области по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Барановского Е.П., N 010- 4547/2022-1-1 от 06.05.2022 г. на заявление ООО "ГЕНЕЗИС ПРОЕКТ" о содействии в предоставлении соответствующего Решения, сообщено следующее: "Учитывая, что муниципальный контракт по разработке проектной документации был подписан Администрацией без согласования ТЭО, задания на проектирование и без положительного решения отраслевого комитета о возможности финансирования Дома Петрова в рамках государственной программы, подтвердить возможность финансирования для реализации проекта является ответственностью муниципального образования". То есть, Заказчик не предусмотрел финансирование (оплату) работы Подрядчика по муниципальному контракту.
25.03.2022 ООО "ГЕНЕЗИС ПРОЕКТ" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием о возложении обязанности на Заказчика по муниципальному контракту предоставить вышеуказанное Решение.
22.09.2022 Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в удовлетворении требований ООО "ГЕНЕЗИС ПРОЕКТ" отказано.
10.03.2023 Постановлением Тринадцатого Арбитражного апелляционного суда решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга от 22.09.2022 г. отменено, требования апелляционной жалобы ООО "ГЕНЕЗИС ПРОЕКТ" удовлетворены в полном объёме. Указанным судебным актом на Заказчика по муниципальному контракту возложена обязанность в течении 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу, предоставить ООО "ГЕНЕЗИС ПРОЕКТ" соответствующее Решение.
Заказчик по муниципальному контракту в результате устной договоренности с ГАУ "Леноблгосэкспертиза" представил письмо N01-11-6853/22-0 от 11.11.2022, в котором сообщалось о предполагаемом источнике финансирования (то есть ещё не определен источник), а также в письме сообщались сведения о размере сметной стоимости объекта.
На основании полученного письма о финансировании, документация по объекту была повторно загружена в ГАУ "Леноблгосэкспертиза", подписан договор N1410/22 от 08.12.2022 на экспертизу, начата государственная экспертиза документации. Оплата государственной экспертизы осуществлена за счёт собственных средств ООО "ГЕНЕЗИС ПРОЕКТ" (в размере 1 185 232,84 руб.).
Наличие замечаний продиктовано изменением норм и требований действующего законодательства. Отработка замечаний велась в следующей последовательности: сначала отрабатывались замечания к инженерным изысканиям и проектной документации, корректура сметной документация, отложена до момента снятия замечаний к технической части проектной документации.
Замечания к инженерным изысканиям и проектной документации сняты 23.05.2023, после чего Подрядчик приступил к отработке замечаний к сметной документации, при этом специалисты Подрядчика также взаимодействовали с Заказчиком в части отработки данных замечаний путем официальных запросов, необходимых писем для снятия замечаний.
По состоянию на 21.12.2023 оставалось отработать 20 замечаний к сметной документации и два новых замечаний (одно к инженерным изысканиям и второе технической части проектной документации, данные замечания ранее экспертизой не озвучивались и были выставлены в адрес Подрядчика впервые 21.12.2024 г.).
При корректуре сметной документации возникала необходимость внесения уточняющих корректировок и дополнений в техническую часть проектной документации в части объемов выполняемых работ по реконструкции объекта, при этом в составе разделов была представлена Ведомость объемов работ, которая содержала всю необходимую информацию. 28.12.2023 г. в личный кабинет экспертизы от ГАУ "Леноблгосэкспертиза" представлен криптоконтейнер с отрицательным заключением N47-1-2-3-082937-2023.
При этом Подрядчик совместно с ГАУ "Леноблгосэкспертиза" заблаговременно подготовили Дополнительное соглашение N11 к договору от 08.12.2022 г N1410/22 о продлении проведения государственной экспертизы на 20 рабочих дней, и датой выдачи заключения экспертизы в личном кабинете значилась 16.01.2024.
Таким образом, экспертизой выдано заключение раньше обозначенного срока, в связи с чем, не представилось возможности загрузки документации, которая подготовлена к загрузке на проверку по замечаниям экспертизы от 21.12.2023.
По результату получения отрицательного заключения специалистами Подрядчика принято решение повторно подать документы на экспертизу.
При проведении повторной экспертизы необходимо предоставить в адрес ГАУ "Леноблгосэкспертиза" (согласно требований Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 N145) обновленные доверенность и письмо о финансировании. Данные документы запрошены у Заказчика письмом от 10.01.2024 г., так же в данном письме сообщалось о готовности повторно зайти в экспертизу с целью получения положительного заключения.
Кроме того в письме особо отмечено, что повторная экспертиза по срокам прохождения занимает меньше времени, чем при первичном обращении, так как на повторной экспертизе проверяются только замечания по отрицательному заключению.
10.01.2024 через ЕИС от Заказчика получено решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N01/21 от 22.03.2021 г. со ссылками на п. 3.2 контракта о сроке выполнения работ не позднее 01.10.2021 г., а также со ссылкой на отсутствие на 29.12.2023 положительного заключения экспертизы.
На протяжении всего периода выполнения работ Участник находился в контакте с представителем Заказчика, о чем свидетельствует переписка.
ООО "Генезис проект" готово и намерено продолжить свою работу по государственному контракту N01/21 от 22.03.2021 г. и получить положительное заключение экспертизы.
Учитывая указанные выше обстоятельства, действия Подрядчика не были направлены на умышленное уклонение от исполнения обязательств по Контракту.
Таким образом, намерений сорвать исполнение Контракта не имелось, Общество просит не применять к нему меру в виде включения в РНП, поскольку она явно несоразмерно всем действиям, которые предпринимал Участник.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято 10.01.2024.
Комиссия установила, что информация размещена в ЕИС, Участник был уведомлен надлежащим образом.
Представитель Участника пояснил, что Участник планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, намерений уклониться от своих обязательств не имелось. Участник при этом просит обратить внимание Комиссии на следующие дополнительные обстоятельства:
- Участник выполнял работы, как в установленный срок, так и после установленного Контрактом срока, однако Общество стремилось закончить и передать результат Заказчику;
- Участник просит обратить внимание, что задержка связанна с различными сложностями (которые, в том числе, не связанны с самим Участником);
- Участник сообщает, что планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, при этом не отказывался и не уклонялся от устранения недостатков и дальнейшей работы, кроме того, он реагировал на письма Заказчика, что не свидетельствует о его намерении Участника выполнить работы некачественно и целенаправленно сорвать Заказчику закупку.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контракта.
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений сторон, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссия считает необходимым отметить, что принимает позицию Заказчика о том, что при исполнении Контракта наступили обстоятельства, являющиеся для Заказчика основанием для принятия решения об одностороннем отказе, а именно: окончание срока выполнения работ Исполнителем установленного в Контракте, в течение которого Заказчику не был передан результат, являющийся предметом Контракта в полном объеме, поскольку частичная приемка не предусмотрена.
Поскольку Участник не выполнил работы в срок, то ссылки на какие-либо обстоятельства, применительно к несогласию с односторонним отказом, не принимаются.
Тем не менее, Комиссия при этом учитывает, что в случае ненадлежащего исполнения Обществом условий Контракта законодательством и положениями Контракта предусмотрено применение к Обществу гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что может являться, в данном случае, достаточной мерой по сравнению с санкцией в виде включения сведений в РНП, которая несоразмерна всем действиям, которые осуществлял Участник исходя из последующих выводов настоящего решения.
Комиссия, озвучивала во время заседания, а также в решении дополнительно подчеркивает Заказчику и Участнику, что она не рассматривала гражданско-правовой спор между сторонами, так как не может дать по нему свою оценку, ввиду того, что это не входит в сферу ее компетенции.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению намеренности в действиях (бездействии) Участника какого-либо уклонения от исполнения обязательств по Контракту, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публичной ответственности как включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно правовой позиции ФАС России и Верховного суда Российской Федерации, Комиссия не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком (в том числе правомерное), не означает автоматическое включение Участника в РНП.
При этом в ходе полного и совокупного анализа всех документов в материалах дела Комиссия находит подтверждение доказательств того, что Участник стремился выполнить обязательства, а также был заинтересован в исполнении Контракта.
Комиссия находит подтверждение и доказательства того, что Участник приступил к работам, передавал результат Заказчику, вышел на государственную экспертизу, проинформировал об этом Заказчика о необходимости его содействия для устранения ряда замечаний, реагировал на письма и замечания при возникновении рабочих вопросов, стремился согласовать возникшие ситуации, неоднократно просил содействия Заказчика и рассчитывал на дальнейшее сотрудничество, при этом Участник был заинтересован в выполнении работ и пройти необходимую экспертизу.
Последовательность действий, намерение и желание Исполнителя выполнить обязательства и взаимодействовать с Заказчиком являются для Комиссии доказательством его стремления Участника исполнить возложенные на себя обязательства.
Следовательно, Комиссия принимает доводы представителя Участника, о том, что Общество сталкивалось со сложностями, информировало о них Заказчика и пыталось исполнить обязательства, работало с замечаниями, что, по мнению Комиссии, не свидетельствует о необходимости задействования ответственность в виде санкции о включении его в РНП.
2) Комиссия также основывает свое решение на том, что при включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков должен быть доказан, в том числе, факт осуществления последней каких-либо действий, направленных на намеренное уклонение от исполнения Контракта.
Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Закона о контрактной системе, а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом, анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязанностей по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин недобросовестное поведение предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
При этом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленных действий Участника, которые имели намерение не исполнить обязательства по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Исполнителя сознательного неисполнения Контракта вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на Общество обязательств в рамках заключенного Контракта.
Рассматривая вопрос соразмерности действий (бездействия) Участника, Комиссия Ленинградского УФАС приходит к выводу, что включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является несоразмерным характеру осуществленных действий (бездействия) Участника.
Таким образом, Комиссия при изучении материалов дела не находит безусловных действий (бездействия) Участника при исполнении обязательств по Контракту, которые соразмерны включению сведений о нем в РНП.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
сведения об ООО "ГЕНЕЗИС ПРОЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 26 января 2024 г. N 047/10/104-157/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2024