Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", в присутствии представителей по доверенности:
от Заказчика - АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "КАМЕННОГОРСКОЕ ГОРОДСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ" ВЫБОРГСКОГОРАЙОНА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ:
от Заявителя - ООО "БЕРНИ":
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 567-ИП/24 от 19.01.2024) на положения извещения при проведении электронного аукциона "Выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по муниципальным маршрутам МО "Каменногорское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области".
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 15.01.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 571 221,16 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводам жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части установления противоречивых сведений, содержащихся в документах, размещенных в составе извещения.
Из первого довода подателя жалобы следует, что положения, содержащиеся в описании объекта закупки (Техническое задание), противоречат положениям, установленным в Проекте контракта.
В отношении оспариваемых в доводе жалобы положений, Комиссия установила следующее.
Из описания объекта закупки (Приложение N 2 к извещению) следует:
"5. Требования к выполнению работ.
Исполнитель обязан:
- осуществлять регулярные перевозки на маршрутах по разовым билетам, билетам длительного пользования, а также перевозить отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам (ЕСПБ) Ленинградской области, именным льготным проездным билетам (ИЕЛПБ) Санкт-Петербурга, имеющим право льготного проезда в соответствии с законодательством РФ, и иными нормативными правовыми актами".
Вместе с тем, из проекта контракта следует:
"5.3. Подрядчик вправе:
5) осуществлять регулярные перевозки на маршрутах по разовым билетам, а также перевозить отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам (ЕСПБ) Ленинградской области, именным льготным проездным билетам (ИЕЛПБ) Санкт-Петербурга, имеющим право льготного проезда в соответствии с законодательством РФ, и иными нормативными правовыми актами".
Из указанных положений извещения об осуществлении закупки однозначно не ясно, требование "осуществлять регулярные перевозки на маршрутах по разовым билетам, билетам длительного пользования, а также перевозить отдельных категорий граждан по единым социальным проездным билетам (ЕСПБ) Ленинградской области, именным льготным проездным билетам (ИЕЛПБ) Санкт-Петербурга, имеющим право льготного проезда в соответствии с законодательством РФ, и иными нормативными правовыми актами" является правом или обязанностью исполнителя/ подрядчика.
Комиссия отмечает, что понятия "право" и "обязанность" имеют разную сущность. Само по себе право подразумевает различные варианты поведения участника, то есть осуществление регулярных перевозок является его волеизъявлением. В то время как обязанность не может носить вариативный характер, обязанность - это определенный круг действий, обязательных для выполнения.
Из чего следует, что указанные выше положения не позволяют однозначно определить истинные потребности Заказчика, что противоречит требованиям Закона о контрактной системе, поскольку вводит участников закупки в заблуждение.
Также проанализировав сведения указанные в описании объекта закупки и проекте контракта, Комиссия пришла к выводу, что действительно, обжалуемые подателем жалобы положения противоречат друг другу, а именно документы в составе извещения содержат разные данные в отношении количества транспортных средств на каждом из маршрутов, класса транспортного средства, а также сведения в эксплуатационных показателей:
Приложение N 2 "Техническое задание" |
Приложение N 4 "Проект контракта" |
Приложение к Техническому заданию. Маршрутное задание, маршрут N180:
Тип транспортных средств - СВ/МВ Дни недели - будние, выходные
Максимальное количество автобусов на маршруте - 1 и 1 Резерв |
Приложение N1 к Муниципальному контракту. Параметры маршрута N180:
Класс транспортного средства - Малый Дни недели - рабочие; выходные и праздничные (сб) Максимальное количество транспортных средств - 1 ТС |
Приложение к Техническому заданию. Маршрутное задание, маршрут N180 А:
Тип транспортных средств - СВ/МВ Дни недели - будние, выходные
Начало движения - 08:45 Максимальное количество автобусов на маршруте - 1 и 1 Резерв |
Приложение N1 к Муниципальному контракту. Параметры маршрута N180А:
Класс транспортного средства - Малый Дни недели - рабочие; выходные и праздничные (вск) Начало движения - 06:20 Максимальное количество транспортных средств - 1 ТС |
Приложение к Техническому заданию. Маршрутное задание, маршрут N181:
Протяженность маршрута, км - 8,6 Тип транспортных средств - СВ/МВ Дни недели - будние Начало движения - 06:30 Максимальное количество автобусов на маршруте - 1 и 1 Резерв |
Приложение N1 к Муниципальному контракту. Параметры маршрута N181:
Протяженность маршрута, км - 4,3 Класс транспортного средства - Малый Дни недели - рабочие Начало движения - 06:20 Максимальное количество транспортных средств - 1 ТС |
Приложение к Техническому заданию. Маршрутное задание, маршрут N181 А:
Тип транспортных средств - СВ/МВ Дни недели - будние, суббота
Кол-во рейсов - буд 6, суб 6 Максимальное количество автобусов на маршруте - 1 и 1 Резерв |
Приложение N1 к Муниципальному контракту. Параметры маршрута N181 А:
Класс транспортного средства - Средний Дни недели - рабочие; выходные и праздничные (сб) Кол-во рейсов - раб 4, вых (сб) и праздн 6 Максимальное количество транспортных средств - 1 ТС |
Приложение к Техническому заданию. Маршрутное задание, маршрут N186:
Тип транспортных средств - СВ/МВ Дни недели - будние, выходные Максимальное количество автобусов на маршруте - 1 и 1 Резерв |
Приложение N1 к Муниципальному контракту. Параметры маршрута N186:
Класс транспортного средства - Малый Дни недели - рабочие; выходные и праздничные (сб) Максимальное количество транспортных средств - 1 ТС |
В ходе заседания Комиссии, представитель Заказчика согласился с выявленными в извещении об осуществлении закупки противоречиями, в отношении остальных противоречий, указанных Заявителем в жалобе, представителем Заказчика не представлено пояснений.
Согласно законодательству о контрактной системе Заказчик обязан приобщить в состав извещения документы, которые позволяют однозначно определить сведения, необходимые к предоставлению участниками в составе заявки на участие в закупке.
Участники не обязаны устанавливать приоритетность одного пункта Извещения над другими пунктами документов, содержащихся в составе извещения, как и приоритетность одного файла над другим.
В связи с чем, материалами дела подтверждается, что в извещении об осуществлении закупки Заказчика имеются противоречия, нуждающиеся в корректировках.
В отношении довода Заявителя о том, что параметры маршрута N181 не соответствуют Реестру маршрутов регулярных перевозок пригородного сообщения МО "Каменногорское городское поселение" Выборгского района, утв. Постановлением Администрации МО "Каменногорское городское поселение" Выборгского района Ленинградской области N472 от 26.12.2023 г., в части протяженности (31,1 км), остановочных пунктов, не нашел своего подтверждения.
Комиссия отмечает, что Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок осуществляет проверку проведения закупки на предмет соблюдения норм Закона о контрактной системе. В данном случае, рассматривая довод на правомерность установления требований в описании объекта закупки, Комиссия не усматривает нарушений статьи 33 Закона о контрактной системе при указании параметров маршрута N181.
Более того, Комиссией также установлено, что извещение содержит требования о соответствии закупаемых работ утратившим силу нормативно-правовым актам Российской Федерации.
На момент рассмотрения жалобы (25.01.2024), Комиссия установила, что действующей версией извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме является редакция от 15.01.2024 (далее - Извещение).
Так, изучив документы в составе извещения, Комиссия установила, что п.6 описания объекта закупки установлено:
" 6. Перечень документов, требованиям которых должны соответствовать выполняемые работы:
- Постановление Правительства РФ от 14.02.2009 N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"".
Также извещением предусмотрены следующие положения:
- "обеспечить выдачу каждому пассажиру проездного документа, соответствующего требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом";
- "оборудовать транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, указателями маршрута регулярных перевозок в соответствии с требованиями пунктов 29 - 36 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N112;
- "обеспечить размещение внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, информации, предусмотренной пунктом 37 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N112.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что требование о соответствии постановлению Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N112 установлено неправомерно, поскольку данный документ утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.10.2020 N 1742.
Комиссия отмечает, Законом о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, описание объекта закупки, размещенное в составе Извещения, требующее соответствие постановлению Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N112, действия которого утратили силу, не соответствует требованиям пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, Комиссия отмечает, что Извещение не может быть сформировано подобным образом, поскольку правила описания объекта закупки в соответствии с 33 статьей Закона о контрактной системе свидетельствуют о необходимости при размещении извещения об осуществлении закупки указывать действующие стандарты, нормы, правила и требования и не позволяют заведомо включать недействующие.
Ненадлежащее установление Описания объекта закупки с наличием недействующих стандартов/актов/приказов/нормативов вводит потенциальных участников закупки в заблуждение и не соответствует требованиям пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Ввиду чего, в действиях Заказчика усматривается нарушение требований пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Ответственность сторон предусмотрена разделом 9 Проекта контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Указанный порядок установлен Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 (далее - Правила).
Согласно части 8 статьи 48 Закона о контрактной системе участники закупки, первые части заявок которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, вправе в течение процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) подать с использованием электронной площадки одно предложение о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) (далее также - ценовое предложение). При подаче участником закупки ценового предложения не допускается подача предложения, равного или превышающего предложение, содержащееся в третьей части заявки на участие в закупке, а также не допускается подача предложения, равного нулю. Подача участником закупки ценового предложения, предусматривающего снижение цены контракта либо суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) ниже нуля, означает подачу предложения о размере платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта и указываемой в качестве цены контракта. Продолжительность приема ценовых предложений составляет один час.
В соответствии с пунктом 5 Правил за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Федеральным законом), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном настоящими Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, и устанавливается в следующем порядке:
а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 процент начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену контракта:
10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
5 процентов цены контракта, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
1 процент цены контракта, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно).
6. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно Извещению начальная (максимальная) цена контракта рассматриваемой закупки составляет 4 571 221,16 рублей.
Однако положения пунктов 5 и 6 Правил при установлении меры ответственности исполнителя в виде штрафа в подпунктах 9.7 и 9.8 Проекта контракта заказчиком приведены в ненадлежащем виде, а именно без учета того, что цена контракта может составлять от 3 млн. рублей.
Так, согласно пунктам 9.7 и 9.8 Проекта контракта:
"9.7. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком, обязательств, предусмотренных Контрактом, заключенным с победителем закупки (или с иным участником закупки в случаях, установленных Законом о контрактной системе), предложившим наиболее высокую цену за право заключения контракта, размер штрафа рассчитывается в порядке, установленном Правилами, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, и устанавливается в следующем порядке:
а) в случае, если цена контракта не превышает начальную (максимальную) цену Контракта:
10 процентов начальной (максимальной) цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) в случае, если цена контракта превышает начальную (максимальную) цену Контракта:
10 процентов цены контракта, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
9.8. За каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных подпунктами 4, 6-9, 12- 14, 15, 16 пункта 5.4 Контракта, Подрядчик выплачивает Заказчику штраф, размер которого определен в соответствии с пунктом 6 Правил определения размера штрафа. Размер штрафа устанавливается в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;".
Учитывая вышеизложенное, Комиссия усматривает в действиях Заказчика нарушения положений Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в проекте контракта меры ответственности исполнителя в виде штрафа.
Более того, Комиссия установила, что п. 9.14 проекта контракта также установлена ответственность за невыполнение Подрядчиком объема работ, предусмотренных контрактом (отдельным этапом исполнения Контракта), Подрядчик уплачивает штраф в размере, определяемом в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2022 г. N 794 "Об особенностях определения объема работ, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом (этапом исполнения контракта), за невыполнение которого подрядчик выплачивает заказчику штраф, и определения размера такого штрафа" (далее - Постановление Правительства N794).
При этом Комиссия установила, согласно Постановлению Правительства N 794, в соответствии с частью 9 статьи 14 Федерального закона "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет утвердить прилагаемые особенности определения объема работ, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом (этапом исполнения контракта), за невыполнение которого подрядчик выплачивает заказчику штраф, и определения размера такого штрафа.
Вместе с тем для применения положений Постановления Правительства N 794 Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено:
"9. Особенности определения объема работ, предусмотренных государственным или муниципальным контрактом (этапом исполнения контракта), за невыполнение которого подрядчик выплачивает заказчику штраф, и определения размера такого штрафа устанавливаются Правительством Российской Федерации.
10. Штраф, предусмотренный частью 9 настоящей статьи, начисляется в случае, если контроль за соблюдением расписания осуществляется с использованием информационной системы навигации".
Проанализировав вышеуказанные норм, Комиссия пришла к выводу, что пункт 9.14 проекта контракта не может быть применим для расчета штрафа, поскольку в проекте контракта, а также в извещении не установлено требование о подключении к определенной системе навигации, с которой взаимодействует Заказчик.
На основании вышеизложенного, Комиссия Ленинградского УФАС России усматривает в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БЕРНИ" частично обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4.Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 25 января 2024 г. N 047/06/42-140/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.01.2024