На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), приказа ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) осуществила внеплановую проверку на основании полученной информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края (далее - Заказчик), ГКУ Краснодарского края "Дирекция государственных закупок" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-тендер" открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края и сооружений на них в 2023-2025 годах в Брюховецком, Каневском, Тимашевском и Приморско-Ахтарском районах (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0818500000823004252) (далее - Извещение, Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
Согласно поступившей информации Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки:
1) неправомерно объединено в один объект закупки выполнение работ, технологически и функционально не связанных друг с другом;
2) неправомерно укрупнен объект закупки на выполнение работ по содержанию дорог, что не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки.
В ходе проведения внеплановой проверки 29.01.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 01.02.2024.
В соответствии с Извещением, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 05.06.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги - 2 349 001 996 руб.;
4) максимальное значение цены контракта - 127 307 765,41 руб.;
5) источник финансирования - бюджет Краснодарского края, КБК - 84204093010111010244;
6) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 21.06.2023;
7) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку на участие в Конкурсе подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе (далее в ред. от 29.05.2023);
8) Заказчиком с ООО "АНТ" заключен государственный контракт от 05.07.2023 N 294 с максимальным значением цены контракта 2 349 001 996 руб. (реестровый номер в ЕИС - 2230807719023000179).
1. Согласно поступившей информации Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединено в один объект закупки выполнение работ, технологически и функционально не связанных друг с другом, а именно работ по корректировке проектов организации дорожного движения; работ по содержанию линий электроосвещения; работы по установке дорожных знаков; работ по установке и замене автопавильонов; работы по декоративному озеленению; работ по содержанию пунктов видеоконтроля и пунктов весового контроля; работ по специальному обследованию искусственных сооружений (далее - Работы).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, в описании объекта закупки указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно Извещению в рамках государственного контракта необходимо выполнить работы по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Краснодарского края и сооружений на них в 2023-2025 годах в Брюховецком, Каневском, Тимашевском и Приморско-Ахтарском районах (код ОКПД2 42.11.20.300 "Работы по содержанию автомобильных дорог").
На заседании Комиссии установлено, что согласно разделу IV Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402, Работы по своему содержанию отнесены к работам по содержанию автомобильных дорог, что соответствует объекту закупки.
Таким образом, довод о неправомерном объединении в один объект закупки выполнение работ, технологически и функционально не связанных друг с другом, не нашел своего подтверждения.
2. Согласно поступившей информации Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно укрупнен объект закупки на выполнение работ по содержанию дорог, что не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки.
В соответствии с Извещением местом выполнения работ является территория Краснодарского края.
Комиссией установлено, что объектом закупки является содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения:
- 12 дорог в Брюховецком районе;
- 18 дорог в Каневском районе;
- 17 дорог в Приморско-Ахтарском районе;
- 15 дорог в Тимашевском районе.
В целях недопущения ограничения количества участников закупок на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог в Российской
Федерации в письме ФАС России от 24.04.2020 N ИА/35241/20 установлены критерии, нарушение которых в совокупности свидетельствует о неправомерном формировании лота.
При этом для субъекта Российской Федерации, численность населения столицы которого составляет более 1 миллиона жителей, начальная (максимальная) цена закупки не должна превышать 1,5 млрд. руб.
На заседании Комиссии установлено, что численность населения города Краснодар на 2023 год составляет более 1 миллиона жителей.
Учитывая изложенное, максимальное значение цены контракта по данной закупке не должно превышать 1,5 млрд. руб.
Вместе с тем максимальное значение цены контракта по данной закупке составляет 2 349 001 996 руб.
При этом формирование объекта закупки с максимальным значением цены контракта 2 349 001 996 руб., обеспечением заявки на участие в Конкурсе в размере 117 450 099,80 руб., обеспечением исполнения контракта в размере 234 900 199,60 руб., а также дополнительным требованием о наличии у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с позицией 18 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" в размере не менее 20 % максимального значения цены контракта налагает на участников закупки дополнительные финансовые обязательства, поскольку размер вышеуказанных обязательств зависит от максимального значения цены контракта, что приводит к ограничению количества потенциальных участников закупки.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что формирование Заказчиком, Уполномоченным органом объекта закупки на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и сооружений на них с максимальным значением цены контракта 2 349 001 996 руб. для субъекта Российской Федерации, численность населения столицы которого составляет более 1 миллиона жителей, не соответствует принципам обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупки, о чем свидетельствует количество поданных заявок на участие в Конкурсе, а именно 1 заявка.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
3. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Подпунктом 15 пункта 4.1.3 проекта государственного контракта, являющегося неотъемлемой частью Извещения (далее - Проект контракта), установлено, что подрядчик обязан утвердить у Заказчика (уполномоченного представителя) составы выпускаемых смесей и полуфабрикатов.
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 4.1.3 Проекта контракта подрядчик обязан выполнить предусмотренные Проектом контракта работы в объеме, с качеством, в сроки, установленными Проектом контракта, в соответствии с технической документацией по объекту закупки, с действующими нормативными документами в сфере строительства, с применением материалов и технологий, отвечающих требованиям Заказчика.
Кроме того, вышеуказанное требование ставит подрядчика в зависимость от волеизъявления Заказчика.
Учитывая изложенное, требование об утверждении составов выпускаемых смесей и полуфабрикатов с Заказчиком является неправомерным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Проекте контракта требование о необходимости утверждения с Заказчиком составов выпускаемых смесей и полуфабрикатов, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 01.02.2024 по делу N П-44/24 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 февраля 2024 г. N П-44/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2024