Резолютивная часть решения оглашена 08 февраля 2024 года
Решение в полном объеме изготовлено 09 февраля 2024 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии: Членов Комиссии:
рассмотрение жалобы осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя общества с ограниченной ответственностью "ПИАФ" - (на основании доверенности),
представителей Министерства социального развития Оренбургской области - (на основании доверенности),
представитель Государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр организации закупок" на рассмотрение жалобы не явился, о дате, времени и месте рассмотрения уведомлен, прислал письменные пояснения по доводам жалобы,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПИАФ" на действия Министерства социального развития Оренбургской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуги по организации отдыха и оздоровления одаренных детей на Черноморском побережье Российской Федерации (номер извещения N 0853500000324000149),
УСТАНОВИЛА:
01.02.2024 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью "ПИАФ" (далее - Заявитель, ООО "ПИАФ") на действия Министерства социального развития Оренбургской области (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуги по организации отдыха и оздоровления одаренных детей на Черноморском побережье Российской Федерации (номер извещения N 0853500000324000149) (далее - Закупка).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, Уполномоченному органу выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из жалобы следует, что заказчиком не установлено требование о том, что участник должен находиться в реестре туроператоров (ст. 4.1 ФЗ от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ (ред. от 28.05.2022) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"), что является нарушением положений п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, поскольку оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей относится к оказанию услуг детского туризма. Присутствующий на рассмотрении дела представитель Заявителя поддержал изложенные в жалобе доводы.
Присутствующие на рассмотрении жалобы представители Заказчика просили признать жалобу необоснованной, более подробно изложив позицию в письменных пояснениях.
В письменных пояснениях Уполномоченный орган просил признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам.
26.01.2024 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуги по организации отдыха и оздоровления одаренных детей на Черноморском побережье Российской Федерации (номер извещения N 0853500000324000149).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 544 000,00 рублей.
Согласно пп. "н" п. 1 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: информацию и документы об участнике закупки: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении закупки заказчиком установлены требования к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе:
"4 Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
Документ, подтверждающий наличие участника в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления (основание: Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации")".
Согласно доводу ООО "ПИАФ" заказчиком не установлено требование о том, что участник должен находиться в реестре туроператоров (ст. 4.1 ФЗ от 24.11.1996 г. N 132-ФЗ (ред. от 28.05.2022) "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"), что является нарушением положений п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, поскольку оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей относится к оказанию услуг детского туризма.
Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что объектом закупки является "оказание услуги по организации отдыха и оздоровления одаренных детей на Черноморском побережье Российской Федерации".
Согласно письменным пояснениям Заказчика, а также идентичным пояснениям Уполномоченного органа, оказание услуг по организации отдыха и оздоровления детей регулируется Федеральным законом от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 124).
На законодательном уровне разграничены цели, задачи, принципы государственного регулирования, а также полномочия органов государственной власти в двух различных областях - в сфере туризма и в сфере организации отдыха детей и их оздоровления.
В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 132) основными целями государственного регулирования туристской деятельности определяет, прежде всего, обеспечение права граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий; создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов.
ФЗ N 124 определяет целями государственной политики в интересах детей - осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений; содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности и т.д.
С 2017 г. Федеральным законом от 28.12.2016 г. N 465-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей" было введено такое понятие, как реестр организаций отдыха детей и их оздоровления. Указанный акт наделил органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в лице их уполномоченных органов непосредственно в сфере организации отдыха и оздоровления детей полномочием по формированию и ведению реестра организаций, а также его размещению на официальном сайте этих органов в сети Интернет (ч.2 ст. 12.1 ФЗ N 124).
Приказом Министерства просвещения России от 21.10.2019 N 570 определены общие принципы формирования и ведения реестров в каждом субъекте Российской Федерации.
Реестр формируется и ведется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации отдыха и оздоровления детей (далее - уполномоченный орган) на бумажных и электронных носителях в соответствии с типовым Реестром.
Указом Губернатора Оренбургской области от 07.12.2010 N 252-ук "Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Оренбургской области по организации и финансовому обеспечению отдыха и оздоровления детей в Оренбургской области" Министерство социального развития Оренбургской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Оренбургской области по организации и финансовому обеспечению отдыха и оздоровления детей в Оренбургской области.
Формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров, правовой статус которого регламентируется ФЗ N 132 - отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере туризма в силу положений ст. 3.1 ФЗ N 132, в частности, федерального агентства по туризму (Ростуризм). Актуальный Единый федеральный реестр туроператоров размещен на сайте Ростуризма.
Согласно пояснениям Заказчика и Уполномоченного органа отнесение законодателем ведения двух отличных друг от друга реестров к полномочиям различных органов государственной власти, более того, органов на различных уровнях власти (федеральный и уровень субъекта РФ), позволяет сделать вывод о разграничении сферы туризма в целом и сферы организации отдыха детей и их оздоровления в частности.
Представители Заказчика и Уполномоченный орган в письменных пояснениях также просили Комиссию Оренбургского УФАС России обратить внимание на различие перечня сведений и документов, которые предоставляются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в уполномоченные органы для соответствующего внесения таких сведений в вышеназванные реестры.
Так, в отличие от положений ст. 4.2 ФЗ N 132 "Об основах туристской деятельности в РФ", ч. 2 ст. 12.2 ФЗ N 124, помимо сведений о самом юридическом лице, организациями отдыха детей и их оздоровления предоставляются в уполномоченный орган субъекта РФ такие сведения как:
- сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности в сфере организации отдыха и оздоровления детей, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также дата выдачи указанного заключения;
- сведения о наличии лицензии на медицинскую деятельность либо договора об оказании медицинской помощи, заключаемого между организацией отдыха детей и их оздоровления и медицинской организацией;
- сведения о наличии лицензии на осуществление образовательной деятельности (в случае осуществления организацией образовательной деятельности по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения);
- сведения об обеспечении в организации отдыха детей и их оздоровления доступности услуг для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе условий для хранения лекарственных препаратов для медицинского применения и специализированных продуктов лечебного питания, передаваемых в указанную организацию родителями или иными законными представителями ребенка, нуждающегося в соблюдении предписанного лечащим врачом режима лечения (в случае приема данных категорий детей в организацию отдыха детей и их оздоровления).
Учитывая понятия, установленные федеральным законодательством - "туризм", "туризм детский", "туроператорская деятельность", "отдых детей и их оздоровление", "организации отдыха детей и их оздоровления", - а также вопрос о финансировании указанных видов деятельности, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает возможным принять во внимание следующие обстоятельства.
Понятие "туризма" предполагает выезд (путешествие) временного характера граждан РФ и иных лиц с постоянного места жительства, в том числе, в лечебно-оздоровительных целях.
Понятие "детского туризма" предполагает, в свою очередь, туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя.
В целом туризм, а также туроператорская деятельность, из смысла положений ст. 3 и всего ФЗ N 132 предполагает формирование, продвижение и реализацию туристского продукта, под которым понимается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта, иными словами, туроператорская деятельность, предполагает, прежде всего, возмездный характер отношений.
В силу положений ФЗ N 124, под отдыхом детей и их оздоровлением, являющимся объектом проводимой Заказчиком закупки, понимается совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно- эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
Более того, вышеназванным Указом Губернатора Оренбургской области от 07.12.2010 N 252-ук на Заказчика также возложены полномочия по финансовому обеспечению отдыха и оздоровления детей в Оренбургской области.
Соответственно, в рассматриваемом случае, получение одаренными детьми путевок в место отдыха и оздоровления (Черноморское побережье) носит, прежде всего, целевой и безвозмездный характер (то есть осуществляется за счет бюджетных средств субъекта РФ).
Из содержания ФЗ N 124 следует, что совокупность мероприятий, осуществляемых организациями отдыха детей и их оздоровления, включает в себя, помимо прочего, психолого-педагогическую, а также воспитательную деятельность, и в требуемых случаях, медицинскую деятельность.
В Техническом задании Заказчика предусмотрено, что Исполнитель, в том числе, обязан:
- обеспечить круглосуточное предоставление на территории детской оздоровительной организации услуг медицинского кабинета (п.5 ТЗ Заказчика);
- иметь педагогическую программу, направленную на работу с одаренными детьми, обеспечивающую воспитательную деятельность детей с учетом возрастных особенностей, с включением мероприятий, направленных на оздоровление, социальную адаптацию детей в обществе, на повышение интеллектуального уровня детей, расширение их кругозора, углубление знаний, формирование значимых умений и навыков, развитие творческого потенциала (п.9 ТЗ Заказчика).
В свою очередь, осуществление детского туризма, туроператорской деятельности, исходя из содержания ФЗ N 132, реализацию подобных мероприятий не предполагает.
Согласно письменным пояснениям Заказчика и Уполномоченного органа, приведенные заявителем положения ГОСТ Р 50690-2017, ГОСТ Р 54605-2017, хотя и устанавливают примерный перечень туристских услуг в детском туризме (включая в такие услуги отдых и оздоровление, предоставляемые в детских лагерях) - однако такие туристские услуги, предусмотренные ГОСТ Р 54605-2017, не могут быть приравнены к тому комплексу услуг, которые осуществляются в рамках мероприятий в порядке, предусмотренном ФЗ N 124 (развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно- гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей).
Также по мнению Заказчика и Уполномоченного органа, ссылка Заявителя на судебное решение по делу N А05-2489/2021 носит исключительно субъективное восприятие выводов решения суда. Из содержания решения возможно установить, что предметом спора по делу N А05-2489/2021 являлось невключение в комплекс услуг по проезду и пребыванию в детском лагере туроператором стоимости путевки. Более того, в указанной ситуации был заключен возмездный агентский договор между физическим лицом (родителем) и туроператором на реализацию туристского продукта, включающего проезд, сопровождение, питание, размещение, страхование и др. мероприятия. Это напрямую следует из содержания судебного решения, ссылка на которое представлена Заявителем в составе жалобы.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает, что действия Заказчика не противоречат действующему законодательству о контрактной системе.
Довод Заявителя признан необоснованным.
Кроме того, Комиссией Оренбургского УФАС России отмечается, что из статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии Оренбургского УФАС России доказательств, свидетельствующих об обратном, не представил.
Комиссией Оренбургского УФАС России также принято во внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Исходя из пояснений представителя Заявителя сведения об обществе с ограниченной ответственностью "ПИАФ" включены в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, следовательно, ООО "ПИАФ" соответствует требованиям, предъявляемым к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе и установленным Заказчиком в извещении о проведении закупки. Заявителем не доказано, каким образом установленные Заказчиком требования в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе нарушают его права.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ПИАФ" на действия Министерства социального развития Оренбургской области при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуги по организации отдыха и оздоровления одаренных детей на Черноморском побережье Российской Федерации (номер извещения N 0853500000324000149) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
Члены комиссии: |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 8 февраля 2024 г. N 056/06/106-105/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2024