На основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую проверку на предмет соблюдения Уполномоченным учреждением ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении совместного аукциона в электронной форме N 0860200000823008756 "Поставка анализатора гликированного гемоглобина" (далее - Аукцион).
Срок проведения проверки: с 22.01.2024 по 01.02.2024 включительно.
Цель проверки: соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки.
Внеплановая проверка проведена по сведениям и материалам, размещенным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также представленными ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок".
Рассмотрев имеющиеся материалы и сведения, Инспекция
УСТАНОВИЛА:
30.11.2023 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Уполномоченным учреждением, осуществляющим проведение совместного Аукциона, является ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" (далее -Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 600 000,00 рублей.
Изучив имеющиеся сведения и документы, Инспекция провела внеплановую проверку и пришла к следующим выводам:
Согласно поступившему в Саратовское УФАС России обращению ООО "Технолаб" (далее-Заявитель), описание объекта закупки, составленное Заказчиком, не соответствует нормам статьи 33 Закона о контрактной системе, а именно по совокупности требований, установленных Заказчиком в описании объекта закупки, подходит только модель Quo-Lab Analyzer System, производителя "ЕКФ-диагностик ГмбХ" (Германия), что ограничивает число участников закупки и создает преимущество для возможности предложения к поставке только одного товара.
Заявитель явку своего представителя в ходе проведения внеплановой проверки не обеспечил, извещен надлежащим образом.
Представитель Уполномоченного учреждения, присутствующий на проведении внеплановой проверки, считает обращение необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла п. 1 ч.1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно извещению, объектом закупки является поставка анализатора гликированного гемоглобина.
В Приложении N1 к Извещению об осуществлении закупки "Описание объекта закупки" указано:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Длина |
|
Миллиметр |
Ширина |
|
Миллиметр |
Высота |
|
Миллиметр |
Время от загрузки пробы в анализатор до получения первого результата лабораторного анализа |
|
Минута |
Количество образца, необходимое для определения гликированного гемоглобина, мкл. |
|
|
Максимальное значение рабочего диапазона измерений |
|
Процент |
Как указывает Заявитель, Описанию объекта закупки соответствует модель Quo-Lab Analyzer System, производителя "ЕКФ-диагностик ГмбХ" (Германия). Однако Заявитель в своем обращении также указывает, что Описанию объекта закупки соответствует еще одна модель - NycoCard Reader II производителя NycoCard Abbott Diagnostics Technologies (Норвегия). Таким образом, Описанию объекта закупки уже соответствуют две модели двух разных производителей.
Ссылаясь на письмо официального поставщика NycoCard Reader II, в обращении Заявитель указывает, что оборудование "не завозилось на территорию России в 2023 году и завозится в дальнейшем не будет". При этом в письме отсутствует дата его написания, соответственно, невозможно установить, на какой момент 2023 года оборудование не завозилось, а информация о том, что оно не будет завозиться в будущем, в письме отсутствует.
Согласно пояснениям представителя Уполномоченного учреждения, при подготовке к закупке Заказчиками анализировалась модель другого производителя Анализатор гликированного гемоглобина (HbA1c) PCH-100 (РЗН 2022/18508 от 10.10.2022) КИТАЙ, которая по своим характеристикам также соответствует требованиям Извещения. По оспариваемым Заявителем характеристикам сравнение значений по двум моделям можно представить следующим образом:
Наимен ование характе ристики |
Значение характеристи ки, установленное в Описании объекта закупки |
Quo- Lab Analyz er System |
Источник |
Анализатор гликированно го гемоглобина (HbA1c) PCH100 |
Источник |
Длина |
Миллиметр |
135 мм |
Раздел 8 стр. 1 |
250 мм |
Стр. 13 руководства |
Ширина |
Миллиметр |
205 мм |
Раздел 8 стр. 1 |
235 мм |
Стр. 13 руководства |
Высота |
Миллиметр |
95 мм |
Раздел 8 стр. 1 |
126 мм |
Стр. 13 руководства |
Время от загрузки пробы в анализат ор до получен ия первого результа та лаборато рного анализа |
|
4 мин. |
http://ekfdiagnostic.ru/ quo-lab.html |
2-3,5 мин. |
Стр. 13 руководства |
Количес тво образца, необход имое для определе |
|
4 |
http://ekfdiagnostic.ru/ quo-lab.html |
5 |
Стр. 13 руководства |
ния гликиров анного гемоглоб ина, мкл. |
|
|
|
|
|
Максима льное значение рабочего диапазон а измерен ий |
|
15% |
http://ekfdiagnostic.ru/ quo-lab.html |
15% |
Стр. 14 руководства |
Таким образом, на рынке имеются как минимум две модели закупаемого оборудования разных производителей, характеристики которых соответствуют требованиям Извещения.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены правила использования КТРУ (далее-Правила).
Согласно пункту 4 Правил, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Описание объекта закупки содержит сведения о том, что товар закупается по позиции КТРУ 26.60.12.119-00000168, но в указанной позиции КТРУ характеристики отсутствуют. Следовательно, Заказчики вправе указать характеристики Товара исходя из своих потребностей.
Ссылка Заявителя на то, что, подавая заявку, он предложил товар с улучшенными характеристиками, не может быть принята во внимание. Закон о контрактной системе не предусматривает такой возможности на этапе подачи заявок.
Комиссия по осуществлению закупок приняла решение отклонить заявку Заявителя на участие в закупке по п.1 ч.12 ст.48 N44-ФЗ "Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2, 3 ч. 6 ст. 43 Закона 44-ФЗ), несоответствие таких информации и документов требованиям", поскольку ряд характеристик, предложенных Заявителем, не соответствовал требованиям извещения, а именно Заявителем предложены следующие характеристики:
Наименование характеристики |
Значение характеристики |
Единица измерения характеристики |
Длина |
270 |
Миллиметр |
Ширина |
238 |
Миллиметр |
Высота |
146 |
Миллиметр |
Время от загрузки пробы в анализатор до получения первого результата лабораторного анализа |
5 |
Минута |
Количество образца, необходимое для определения гликированного гемоглобина, мкл. |
10 |
|
Максимальное значение рабочего диапазона измерений |
14,5 |
Процент |
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Согласно ч.1 ст. 12 Закона о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупки, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом для достижения указанной цели заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки (его характеристики).
В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона о контрактной системе участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы.
Объектом закупки является поставка анализатора гликированного гемоглобина, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьютеры, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.
Согласно данным реестра контрактов, по итогам совместного электронного аукциона все 36 заказчиков заключили контракты с ИП Чумановой Еленой Игоревной. У 34 заказчиков исполнение контракта на текущий момент уже завершено.
Таким образом, Инспекция Саратовского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушений в действиях Уполномоченного учреждения при проведении Аукциона.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок,
Р Е Ш И Л А:
В действиях Уполномоченного учреждения ГКУ СО "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении совместного аукциона в электронной форме N 0860200000823008756 "Поставка анализатора гликированного гемоглобина" нарушений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 1 февраля 2024 г. N 064/06/33-104/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2024