Резолютивная часть объявлена 05 февраля 2024 года
Изготовлено в полном объеме 08 февраля 2024 года г. Курск
Инспекцией Курского УФАС России на основании ч.3, ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г. N728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N1576), приказа заместителя руководителя Курского УФАС России N16/24 от 29.01.2024 г., в период с 30.01.2024 г. по 05.02.2024 г. (включительно), Инспекцией Курского УФАС России в составе:
_
проведена внеплановая проверка соблюдения заказчиком - областным бюджетным учреждением здравоохранения "Курская городская клиническая больница скорой медицинской помощи" комитета здравоохранения Курской области (далее - ОБУЗ "КГКБСМП"), уполномоченным учреждением - областным казенным учреждением "Центр закупок Курской области" (далее - ОКУ "Центр закупок Курской области") требований ФЗ "О контрактной системе..." при проведении закупки N0744200000223001056 на Поставку кровати больничной включая монтаж, ввод в эксплуатацию, инструктаж персонала и гарантийное обслуживание.
Основание для проведении внеплановой проверки - поступления информации о признаках нарушения законодательства РФ о контрактной системе от Члена Совета по развитию системы закупок ТПП РФ, члена Экспертного совета по развитию конкуренции в сфере государственных и муниципальных закупок и закупок госкорпораций Комитета по защите конкуренции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Д.Г. ..
Заседание проведено дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи посредством плагина TrueConf по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/4983295559, с участием представителя заказчика - ОБУЗ "КГКБСМП" Зрелых Е.А. (по доверенности, личность удостоверена), с участием представителя уполномоченного учреждения - ОКУ "Центр закупок Курской области" Калабуховой Е.Ф (по доверенности, личность удостоверена), в отсутствие представителя заявителя, уведомленного надлежащим образом в единой информационной системе, на заседании Инспекции Курского УФАС России 05.02.2024 велась аудиозапись.
Согласно обращению заявителя, заказчиком, уполномоченным учреждением нарушены требования законодательства РФ о контрактной системе, а именно победителю закупки - ООО "Ламирэль" неправомерно предоставлена преференция, предусмотренная ч. 2 ст. 29 ФЗ "О контрактной системе_", поскольку победитель не является общероссийской общественной организацией инвалидов, а относится к региональной организации инвалидов.
Полномочия Курского УФАС России как контрольного органа в сфере закупок при проведении внеплановых проверок определены ст.99 ФЗ "О контрактной системе_" и постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576.
Комиссия Управления отмечает, что согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" к полномочиям Федеральной антимонопольной службы относится контроль в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В пределах, предоставленных Инспекции Курского УФАС России полномочий, на основании документов и сведений, представленных в материалы проверки, установлено следующее.
Согласно ЕИС, 21.02.2023 на официальном сайте Единой информационной системы размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0744200000223001056 на "Поставку кровати больничной включая монтаж, ввод в эксплуатацию, инструктаж персонала и гарантийное обслуживание". Начальная (максимальная) цена контракта - 5 532 030,00 рублей.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 13 ч. 1 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе_" при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о предоставлении преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона.
Как подтверждается материалами дела, в извещение об осуществлении закупки заказчиком установлено преимущество участникам закупки, предусмотренное ст. 29 ФЗ "О контрактной системе_".
Частью 1 ст. 29 ФЗ "О контрактной системе_" предусмотрено, что в случае заключения по результатам применения конкурентных способов контракта с участником закупки, являющимся организацией инвалидов, цена контракта, цена каждой единицы товара, работы, услуги (в случае предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе) увеличивается на пятнадцать процентов соответственно от цены контракта, предложенной таким участником закупки, от цены единицы товара, работы, услуги, определенной в соответствии с Законом N 44-ФЗ на основании предложения такого участника о сумме цен единиц товара, работы, услуги. Предусмотренное данной частью увеличение не может превышать начальную (максимальную) цену контракта, начальные цены единиц товара, работы, услуги.
Указанные преимущества устанавливаются в случае закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2021 N 3500-р "Об утверждении перечней товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества участникам закупки, являющимися учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы, организацией инвалидов в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с ч. 2 ст. 29 ФЗ "О контрактной системе_", действие данной статьи распространяется на:
- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее чем восемьдесят процентов;
- организации, уставный (складочный) капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.
Частью 3 ст. 29 ФЗ "О контрактной системе_" установлен перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок, которых предоставляются преимущества в соответствии с настоящей статьей, утверждается Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления преимуществ общероссийским организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта (далее - Правила), а также перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых предоставляются преимущества организациям инвалидов, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N341 "О предоставлении преимуществ организациям инвалидов при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в отношении предлагаемой ими цены контракта".
В соответствии с пунктом 3 Правил для получения преимущества участник закупки, являющийся организацией инвалидов, наряду с документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, заявляет в произвольной форме свое соответствие критериям, установленным частью 2 статьей 29 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктом 4 Правил организация инвалидов, признанная победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), представляет заказчику требование, составленное в произвольной форме, о предоставлении преимуществ, установленных в соответствии со статьей 29 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктом 5 Правил контракт с организацией инвалидов, признанной победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), заключается по цене, предложенной этой организацией, увеличенной до пятнадцати процентов от такой цены, но не выше начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Абзацем 2 статьи 33 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что общественная организация инвалидов - это организация, созданная инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
Статьей 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее - Закон об общественных объединениях) предусмотрено, что общественные объединения могут создаваться, в том числе в форме общественной организации.
Статьей 8 Закона об общественных объединениях предусмотрено, что общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.
Статьей 14 Закона об общественных объединениях предусмотрено, что в Российской федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.
Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения -организации, отделения или филиалы и представительства.
Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации.
Учитывая различное содержание понятий общероссийского и регионального общественного объединения (в том числе общественной организации), преимущества, установленные статьей 29 ФЗ "О контрактной системе...", предоставляются исключительно общероссийским общественным организациям инвалидов и не распространяются на иные общественные организации инвалидов, в том числе региональные.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.03.2023 NИЭА1 победителем закупки был признан участник закупки с идентификационным номером заявки 5 (ООО "Ламирэль"), предложивший по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наиболее низкую цену контракта, и заявка на участие в закупке которого была признана соответствующей требованиям ФЗ "О контрактной системе..." и извещения об осуществлении закупки.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ, единственным учредителем ООО "Ламирэль" является Владимирское областное отделение Общероссийской общественной организации инвалидов "Российское общество социально-трудовой адаптации и реабилитации" (ИНН 3328023371) (далее - ОООИ "РОСТАР").
Структура ОООИ "РОСТАР" является многоуровневой. В соответствии с п.1.4 Устава ОООИ "РОСТАР" территориальная сфера деятельности Организации - общероссийская, т.е. более половины субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 7.1 Устава структуру Организации образуют региональные отделения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с Уставом Организации и действующим законодательством Российской Федерации.
Региональные отделения осуществляют свою деятельность на основании Устава Организации. Решения руководящих органов ОООИ "РОСТАР" обязательны для исполнения органами региональных отделений.
Региональные отделения могут приобретать статус юридического лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Структурные региональные подразделения являются неотъемлемой частью структуры ОООИ "РОСТАР" (его территориальными подразделениями), благодаря которой ОООИ "РОСТАР" обретает статус Общероссийской общественной организации инвалидов.
Одним из таких структурных подразделений является Владимирское областное отделение ОООИ "РОСТАР", которое создано решением его учредителей и зарегистрировано в качестве юридического лица на основании согласия Совета Организации - постоянно действующего руководящего органа ОООИ "РОСТАР" (Протокол заседания Совета от 17.06.2019 г.).
Кроме того, на официальном сайте ОООИ РОСТАР - https://oirostar.ru/, размещена информация, а также учредительные документы Организации, подтверждающие, что Владимирское областное отделение ОООИ "РОСТАР" является его структурным подразделением.
Таким образом, Владимирское областное отделение ОООИ "РОСТАР" является структурным подразделением Общероссийской общественной организации, создано на основании решения Совета ОООИ "РОСТАР" от 17.06.2019 г., действует на основании Устава ОООИ "РОСТАР" и подчиняется решениям вышестоящих органов общероссийской организации, и соответственно имеет право на получение преференций.
Кроме региональных отделений в структуру ОООИ "РОСТАР" входят и хозяйственные общества, созданные с целью трудоустройства и обеспечения занятости людей с ограниченными возможностями здоровья. Одним из таких предприятий является ООО "Ламирэль".
Уставный капитал ООО "Ламирэль" сформирован единственным учредителем - Владимирским областным отделением ОООИ РОСТАР, которое является структурной единицей Организации, осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом Организации, подчиняется решениям постоянно действующего руководящего органа - Совета ОООИ "РОСТАР" и получило статус юридического лица на основании согласия Совета Организации.
ООО "Ламирэль" создано Владимирским областным отделением на основании Решения Совета ОООИ "РОСТАР" в соответствии с п.6.15.9 Устава Организации (Протокол Совета ВОО ОООИ "РОСТАР" от 20.03.2020 г., Протокол Совета ОООИ "РОСТАР" от 27.03.2020 г.).
В настоящее время в ООО "Ламирэль" трудоустроено 7 человек, в том числе 6 сотрудников с ограниченными возможностями здоровья, что составляет более 50 % сотрудников. Доля оплаты труда этой категории сотрудников в фонде оплаты труда предприятия в 2023 году составила более 25%.
Таким образом, Владимирское областное отделение общероссийской общественной организации инвалидов "Российское общество социально-трудовой адаптации и реабилитации" является структурным подразделением Общероссийской общественной организации инвалидов "Российское общество социально-трудовой адаптации и реабилитации", что свидетельствует об отнесении ее к общероссийскому общественному объединению, а ООО "Ламирэль", как и его учредитель Владимирское областное отделение общероссийской общественной организации инвалидов "Российское общество социально-трудовой адаптации и реабилитации" также является структурным подразделением Общероссийской общественной организации инвалидов "Российское общество социально-трудовой адаптации и реабилитации" и, соответственно, на него распространяется действие части 2 статьи 29 ФЗ "О контрактной системе_".
В составе заявки ООО "Ламирэль" содержалась декларация о его соответствии требованиям части 2 статьи 29 Закона о контрактной системе и праве на получение преимуществ, установленных частью 1 статьи 29 ФЗ "О контрактной системе_", в виде увеличения цены контракта на 15% от цены контракта, предложенной участником закупки.
Как подтверждается материалами дела, 17.03.2023 Заказчик заключил контракт с победителем закупки - ООО "Ламирэль" по цене в размере 4 803 184,76 рублей (увеличенной на 15% от цены контракта, предложенной таким участником).
При таких обстоятельствах, в действиях субъектов контроля отсутствуют нарушения положений законодательства РФ о контрактной системе в части предоставления преференций победителю закупки в соответствии со ст. 29 ФЗ "О контрактной системе_".
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Инспекция,
РЕШИЛА:
При проведении проверки соответствия действий (бездействий) заказчика - областного бюджетного учреждения здравоохранения "Курская городская клиническая больница скорой медицинской помощи" комитета здравоохранения Курской области, уполномоченного учреждения - областного казенного учреждение "Центр закупок Курской области" при проведении закупки N0744200000223001056 на "Поставку кровати больничной включая монтаж, ввод в эксплуатацию, инструктаж персонала и гарантийное обслуживание" на соответствие требований Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N44-ФЗ, Инспекцией Курского УФАС России нарушений не выявлено.
Члены Инспекции: _
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 8 февраля 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2024