Резолютивная часть объявлена 06 февраля 2024 г.
Изготовлено в полном объеме 09 февраля 2024 г. г. Курск
Комиссия Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
_ |
- председатель Комиссии, - член Комиссии, - член Комиссии, |
с участием представителей заказчика - областного бюджетного учреждения здравоохранения "Курская областная станция скорой медицинской помощи" (далее - ОБУЗ "КОССМП") _ (по доверенности, личность удостоверена), с участием представителей общества с ограниченной ответственностью "ТИТАНИУМ ТРЕЙД СИБИРЬ" (далее - ООО "ТИТАНИУМ ТРЕЙД СИБИРЬ") _ (по доверенности, личность удостоверена), дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/4461384615, указанной в уведомлении Курского УФАС России исх. NОБ/313/24 от 01.02.2024 г., при ведении аудиозаписи,
рассмотрев в порядке ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_"), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078), представленное заказчиком - ОБУЗ "КОССМП" обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации в отношении ООО "ТИТАНИУМ ТРЕЙД СИБИРЬ" (адрес: 644007, Омская обл., г. Омск, ул. Герцена, д. 34, помещ. 27; ИНН: 5503258132), проведя внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Курское УФАС России 31.01.2024 г. (вх. N406-ЭП/24) поступило обращение заказчика - ОБУЗ "КОССМП" о включении сведений в отношении ООО "ТИТАНИУМ ТРЕЙД СИБИРЬ" (адрес: 644007, Омская обл., г. Омск, ул. Герцена, д. 34, помещ. 27; ИНН: 5503258132) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 0744200000223008108 от 20.11.2023 по предмету: "Поставка запасных частей для трактора МТЗ-80.1" (реестровый номер контракта 24629047748 23 000146).
В соответствии с требованиями ст.104 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 г. N1078, которым утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в случае поступления информации и документов об участнике закупки, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, контрольный орган в сфере закупок осуществляет проверку содержащихся в документах и информации фактов недобросовестности поставщика (подрядчика исполнителя).
Проверкой установлено следующее.
30.10.2023 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет "http://zakupki.gov.ru" (далее - ЕИС) заказчиком размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0744200000223008108 для нужд заказчика по предмету: "Поставка запасных частей для трактора МТЗ-80.1", проект контракта, ИКЗ: 232462904774846320100101380010000244.
Начальная (максимальная) цена контракта - 949 769 руб. 00 коп.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.11.2023 NИЭА1, победителем закупки было признано ООО "ТИТАНИУМ ТРЕЙД СИБИРЬ" (идентификационный номер заявки 3).
20.11.2023 г. по результатам электронного аукциона между заказчиком - ОБУЗ "КОССМП" и ООО "ТИТАНИУМ ТРЕЙД СИБИРЬ" был заключён контракт N 0744200000223008108 от 20.11.2023 по предмету: "Поставка запасных частей для трактора МТЗ-80.1" (реестровый номер контракта 24629047748 23 000146), цена контракта с учетом применения положений приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н была снижена на 15 % и составила 621 624,01 рублей.
Согласно разделу 1 контракта, поставщик обязуется поставить запасные части для трактора МТЗ-80.1, а заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом. Наименование, количество поставляемого Товара указаны в Спецификации (Приложение к N1 Контракту), характеристики поставляемого Товара указаны в Описании объекта закупки (Приложение N2 к Контракту), являющиеся неотъемлемой частью Контракта.
Как подтверждается материалами дела, в заключенном контракте N 0744200000223008108 от 20.11.2023 отсутствуют характеристики товара, при этом, указаны только каталожные номера товара, а также страна происхождения товара - Китай.
Пунктом 3.2 контракта установлено, что товар поставляется одной партией единовременно с даты заключения Контракта до 08.12.2023 г. (включительно), согласно спецификации (Приложение N1 к Контракту) и Описанию объекта закупки (Приложение N2 к Контракту). Время и день поставки согласовываются с Заказчиком.
27.11.2023 заказчиком было сформировано требование (претензия) о ненадлежащем исполнении контракта (исх. N1082), согласно которому "недопустимым является поставка товара несколькими партиями. В соответствии с разделом 6 контракта, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком обязательств по контракту, ОБУЗ "КОССМП" имеет право на взыскание штрафа, пени".
Вместе с тем, на вопрос председателя Комиссии о фактическом сроке поставки товара, представитель заказчика указала, что поставка была осуществлена 28 и 29 ноября 2023, что и не отрицается представителями поставщика.
При этом, документы о приемке поставщиком в ЕИС сформированы и размещены не были.
Как следует из требования (претензии) заказчика о ненадлежащем исполнении контракта (исх. N1098 от 29.11.2023), поставщик осуществил поставку товара 27.11.2023 и 29.11.2023.
Таким образом, фактически частично поставка товара по контракту была осуществлена поставщиком в срок, установленный контрактом.
Пунктом 3.4 контракта установлено, что "заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества, и иных характеристик поставляемого Товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика".
На основании п. 3.4 контракта заказчик провел проверку поступившего товара. По результатам проверки заказчиком были выявлены несоответствия товара, о чем был составлен акт от 12.12.2023, и направлен поставщику с требованием (претензией) о ненадлежащем исполнении контракта (исх. N1217 от 12.12.2023).
Как следует из акта от 12.12.2023 и объяснений представителя заказчика, заказчиком были выявлены следующие несоответствия:
- отсутствие заводской упаковки;
-отсутствие документов, подтверждающих качество товара (сертификаты соответствия и т.п.);
- из 56 товаров, фактически поставлено 45.
Не согласившись с данным актом и требованием (претензией) о ненадлежащем исполнении контракта (исх. N1217 от 12.12.2023), поставщик направил в адрес заказчика письмо от 15.12.2023.
В требовании (претензии) о ненадлежащем исполнении контракта (исх. N1245 от 18.12.2023) заказчик уведомил поставщика о намерении провести экспертизу в ТПП КО в силу п. 4.3.5 контракта.
В материалы дела представлено заключение эксперта ТПП КО N0650600431 от 22.12.2023, согласно которому "значительная часть поставленных ООО "ТИТАНИУМ ТРЕЙД СИБИРЬ" для нужд ОБУЗ "КОССМП" запасных частей для трактора МТЗ-80.1, не соответствует требованиям контракта N 0744200000223008108 от 20.11.2023".
Вместе с тем, из заключения эксперта ТПП КО N0650600431 от 22.12.2023 не следует каким именно условиям контракта (характеристикам) не соответствует поставленный товар.
27.12.2023 поставщик посредством ЕИС сформировал и направил документ о приемке. Однако, 28.12.2023 заказчиком был сформирован мотивированный отказ в приемке с приложением акта выявленных несоответствий от 28.12.2023.
Представитель общества пояснил, что 28.12.2023 курьер от поставщика прибыл к заказчику с целью поставить необходимый товар по контракту вместе с соответствующими документами. Однако, как следует из пояснений заказчика, в приемке было отказано, в виду того, что поставщик не согласовал дату и время поставки, не представил необходимую документацию на товар, не поставил товар в полном объеме, что и было отражено в требовании (претензии) о ненадлежащем исполнении контракта (исх. N1309 от 29.12.2023).
В ответ на требование (претензию) о ненадлежащем исполнении контракта (исх. N1309 от 29.12.2023), поставщик направил в адрес заказчика письмо, в котором запросил в целях закупки и дальнейшей поставки заказчику по каждому товару в спецификации указать производителя, каталожный номер и страну происхождения, которую заказчик готов принять.
В требовании (претензии) о ненадлежащем исполнении контракта (исх. N1309/1 от 29.12.2023) заказчик указал не необходимость заменить товар в течении 5 рабочих дней.
В связи с тем, что товар не был заменен, заказчик 17.01.2024 года принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Не согласившись с принятым заказчиком решением об одностороннем отказе от исполнения контракта от 17.01.2024, поставщик направил в адрес заказчика возражение на решение от 17.01.2024.
Представитель поставщика на заседании Комиссии указал, что "товар был закуплен заблаговременно, и был поставлен заказчику уже 28.11.2023, то есть в срок, установленный контрактом. В связи с тем, сто заказчик признал товар как несоответствующий, обществом предпринимались попытки поставить товар 15.12.2023 и 28.12.2023, однако, заказчик отказывал в приемке товара, устно обосновывая свое решение тем, что товар производства - Китай заказчику не подходит. При этом, общество предпринимало попытки выяснить у заказчика, какой товар будет удовлетворять потребностям заказчика. В целях разрешения сложившейся ситуации общество также обратилось Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения по Курской области".
Комиссия Курского УФАС России отмечает, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Материалами дела подтверждается, что ООО "ТИТАНИУМ ТРЕЙД СИБИРЬ" принимались меры для надлежащего исполнения условий контракта. Вместе с тем, обязательства по контракту в полном объеме исполнены не были.
Как установлено ч.ч. 8 - 9 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.2. Контракта: "Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством".
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.01.2024 г. заказчиком с использованием единой информационной системы сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписано усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещено такое решение в единой информационной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", датой поступления ООО "ТИТАНИУМ ТРЕЙД СИБИРЬ" решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения такого решения в единой информационной системе - 17.01.2024 г.
Таким образом, в силу п. 3 ч. 12.1 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", 17.01.2024 г. является датой надлежащего уведомления ООО "ТИТАНИУМ ТРЕЙД СИБИРЬ" об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе_", решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика (поставщика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, дата расторжения Контракта приходится на 30.01.2024 г.
Согласно Определению Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2019 N 301-ЭС19-22283, а также позиции Президиума Верховного суда, для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения договора достаточно доставки исполнителю сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, при этом размещение соответствующих сведений на интернет-сайте необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено, прежде всего, в публичных целях для осуществления надлежащего контроля в сфере закупок (Письмо ФАС России от 29.09.2020 N ИА/84081/20 "По вопросам ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Согласно ч. 2 ст. 104 ФЗ "О контрактной системе_" в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Пунктом 15 Правил установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
В то же время, материалами дела подтверждается, что ООО "ТИТАНИУМ ТРЕЙД СИБИРЬ" принимались меры для надлежащего исполнения условий контракта, вместе с тем, обязательства по контракту в полном объеме исполнены не были.
Ни ФЗ "О контрактной системе_", ни Правила не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр (РНП) без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Учитывая, что включение сведений в РНП, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений ФЗ "О контрактной системе...", Комиссия при принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в РНП не ограничивается формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Размещение сведений об участнике размещения заказа в РНП осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт уклонения участника размещения заказа от заключения и выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника размещения заказа отказаться от заключения контракта или установит факт умышленного неисполнения/ненадлежащего исполнения (выполнения) условий контракта.
При таких обстоятельствах, учитывая положения абз. 5 пп. "а" п. 15 Правил, информация в отношении - ООО "ТИТАНИУМ ТРЕЙД СИБИРЬ" не подлежит включению в РНП.
С учетом изложенного, оценив в совокупности, представленные сторонами в материалы дела доказательства, с учетом сведений, размещенных в ЕИС, на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать заказчику - областному бюджетному учреждению здравоохранения "Курская областная станция скорой медицинской помощи" во включении информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "ТИТАНИУМ ТРЕЙД СИБИРЬ" (адрес: 644007, Омская обл., г. Омск, ул. Герцена, д. 34, помещ. 27; ИНН: 5503258132) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии _
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 9 февраля 2024 г. N РНП-46-816
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2024