Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в отсутствие представителей заказчиков, подателя жалобы: уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "Фарм-СТ" на действия заказчика - ФГБНУ "НИИФКИ" при проведении электронного аукциона N 0351100021924000016 (подсчет клеток крови ИВД, контрольный материал), начальная (максимальная) цена контракта 248 400,00 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "Фарм-СТ" с жалобой на действия заказчика - ФГБНУ "НИИФКИ" при проведении электронного аукциона N 0351100021924000016 (подсчет клеток крови ИВД, контрольный материал).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 19.01.2024;
2) дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 05.02.2024;
3) дата рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 07.02.2024;
4) на участие в закупке подана 1 заявка, признана соответствующей требованиям извещения о закупке.
Суть жалобы ООО "Фарм-СТ" заключается в следующем.
Заказчику к поставке требуются реагенты (подсчет клеток крови ИВД, контрольный материал).
Согласно описанию объекта закупки остаточный срок годности товара на дату поставки - не менее 80 дней. Срок годности набора реагентов - 90 суток. При этом, п.4.1 проекта контракта предусмотрено, что поставка товара осуществляется поставщиком по заявке заказчика в течение 20 дней с момента подачи заявки. Таким образом, по мнению подателя жалобы, на момент подачи заказчиком заявки на поставку реагент еще не будет изготовлен, очередь изготовления товара на заводе, по мнению ООО "Фарм-СТ", составляет 14-21 календарный день.
ООО "Фарм-СТ" считает, что, учитывая положения п.1.4 проекта контракта, поставка товара с остаточным сроком годности не менее 80 дней невозможна, соответствующее требование противоречит положениям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку, помимо прочего, поставщику также необходим срок на доставку, и логистические связи значительно увеличены. Таким образом, по мнению подателя жалобы, заказчиком нарушены положения ст.33 Закона о контрактной системе.
ФГБНУ "НИИФКИ" в своих возражениях на жалобу ООО "Фарм-СТ" пояснило следующее.
Заказчиком был установлен остаточный срок годности контрольного материала на дату поставки - не менее 80 дней исходя из потребности в использовании реагентов и получения более "свежих" с точки зрения производства контрольных материалов.
Условиями проекта контракта установлено, что поставка осуществляется в течение 20 дней с момента подачи заявки, при этом, по мнению заказчика, данный срок поставки позволяет осуществить поставку товара с необходимым сроком годности, в том числе, при условии изготовления товара на заводе составляет 14-21 календарный день. В частности, перемещение грузов из Москвы до Новосибирска занимает 3-5 дней.
На основании изложенного, заказчик считает, что извещение о закупке соответствует положениям действующего законодательства.
Изучив представленные материалы и доводы сторон по жалобе ООО "Фарм-СТ", Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в рамках данной закупки заказчику к поставке требуются наборы реагентов для подсчета клеток крови ИВД, контрольный материал.
Описанием объекта закупки установлено, что срок годности набора должен составлять 90 дней. Кроме того, описанием объекта закупки также предусмотрено условие о том, что остаточный срок годности на дату поставки должен составлять не менее 80 дней.
Положениями проекта контракта заказчиком установлен срок поставки оборудования - в течение 20 дней с момента подачи заявки.
Вместе с тем, действующее законодательство о контрактной системе не устанавливает порядка определения срока поставки и остаточного срока годности товара. Таким образом, данные требования устанавливаются исключительно исходя из потребностей заказчика, распространяются на всех участников закупки в равной мере и не является ограничивающим количество участников закупки.
На основании изложенного, а также с учетом того, что ООО "Фарм-СТ" не были представлены какие-либо документы и информация, подтверждающие достоверность заявленного подателем жалобы, довод жалобы не нашел подтверждения.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в ЕИС в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.
1. В соответствии с положениями п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами: в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В рамках данной закупки заказчику к поставке требуются наборы реагентов для подсчета клеток крови ИВД, контрольный материал.
Описанием объекта закупки установлено, что срок годности набора должен составлять 90 дней. При этом, описанием объекта закупки также предусмотрено условие о том, что остаточный срок годности на дату поставки должен составлять не менее 80 дней.
По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, требование к общему сроку годности набора в данном случае является избыточным, поскольку в описании объекта заказчиком установлено требование к остаточному сроку годности товара на момент его поставки. Таким образом, с учетом указанного условия (даже в случае, если общий срок годности поставляемых реагентов составит менее 90 дней, например, 85 дней), заказчику будет поставлен "свежий" товар, отвечающий требованию к остаточному сроку годности - не менее 80 дней.
На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчиком нарушены положения ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом, не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что в извещении данного электронного аукциона установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 102 от 05.02.2015 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N 102). При этом, Постановлением Правительства РФ N 102 установлен перечень документов, подтверждающих страну происхождения товара.
Вместе с тем, положения извещения о закупке не содержат перечень документов и информации, которые должны быть представлены участниками закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 102. Таким образом, заказчиком нарушены положения п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с позицией, изложенной в п.3 письма ФАС России от 19.06.2019 N МЕ/51304/19, письме Минфина России от 13.02.2020 N 24-03-07/9746, в случае осуществления закупки товаров, работ или услуг, информация о которых включена в КТРУ, описание объекта осуществляется по соответствующей позиции КТРУ.
Согласно пп. "б" п. 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила) каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
На основании п.4 Правил заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп."б" - пп."г" и пп."е" - пп."з" п. 10 Правил формирования КТРУ.
Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что описанием объекта закупки заказчиком была применена позиция КТРУ 21.20.23.110-00005063 "Подсчет клеток крови ИВД, контрольный материал".
В соответствии с пп. "а" п.5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе, функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п.6 Правил в случае представления дополнительной информации, предусмотренной п.5 данных Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком установлены требования к дополнительным характеристикам товара без соответствующего обоснования необходимости установления таких требований, что является нарушением положений п.6 Правил, ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Фарм-СТ" на действия заказчика - ФГБНУ "НИИФКИ" при проведении электронного аукциона N 0351100021924000016 (подсчет клеток крови ИВД, контрольный материал) необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим положения ч.6 ст.23, ч.1 ст.33, п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, п.6 Правил.
3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
ПРЕДПИСАНИЕ N 054/06/33-259/2024
"07" февраля 2024 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Новосельцева А.В. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
на основании решения N 054/06/33-259/2024 от 07.02.2024 по результатам рассмотрения жалобы ООО "Фарм-СТ" на действия заказчика - ФГБНУ "НИИФКИ" при проведении электронного аукциона N 0351100021924000016 (подсчет клеток крови ИВД, контрольный материал),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок:
1. Заказчику устранить нарушения ч.6 ст.23, ч.1 ст.33, п.3 ч.2 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), п.6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
2. Заказчику исключить из описания объекта закупки требование к общему сроку годности набора реагентов, включить в описание объекта закупки обоснование необходимости включения дополнительных характеристик, не предусмотренных соответствующей позицией КТРУ, закупаемого товара, включить в извещение о закупке перечень документов и информации, которые должны быть представлены участниками закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 102 от 05.02.2015 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Заказчику отменить все действия, произведенные в рамках процедуры заключения контракта (при наличии).
4. Аукционной комиссии заказчика отменить решения, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону.
5. Заказчику внести изменения в извещение о проведении электронного аукциона в соответствии с решением N 054/06/33-259/2024 от 07.02.2024 и настоящим предписанием.
6. Заказчику продлить срок подачи заявок на участие в закупке N 0351100021924000016 в соответствии с Законом о контрактной системе.
7. Оператору электронной торговой площадки обеспечить возможность исполнения решения N 054/06/33-259/2024 от 07.02.2024 и данного предписания, а также отменить протокол подачи ценовых предложений от 05.02.2024 N ИЭА1.
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания заказчику сообщить до 23.02.2024 с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание:
За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с ч.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии А.В. Новосельцева
И.В. Костин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 7 февраля 2024 г. N 054/06/33-259/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.02.2024