Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей, надлежащим образом уведомленных о месте и времени заседания Комиссии УФАС (исх. N 78/750/24 от 15.01.2024):
СПб ГКУ ТЦ ПС Санкт-Петербурга (далее - Заказчик),
ИП Сайфутдинова Рената Фанусовича (далее - Участник, Исполнитель),
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 571-ЭП/24 от 11.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на вентиляционную систему, узлы учёта тепловой энергии в горячей воде и питьевой воды в здании Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Технический центр противопожарной службы Санкт-Петербурга" по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, ул. Финляндская, д. 29, к.2, лит. А. (извещение N 0372200054823000015),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 28.08.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации на вентиляционную систему, узлы учёта тепловой энергии в горячей воде и питьевой воды в здании Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Технический центр противопожарной службы Санкт-Петербурга" по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, ул. Финляндская, д. 29, к.2, лит. А. (извещение N 0372200054823000015) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 2 461 923,23 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 05.09.2023 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признан ИП Сайфутдинов Р.Ф.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Сайфутдиновым Р.Ф. заключен государственный контракт N 56/2023 от 08.09.2023 на сумму 1 400 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13-19, 21-23, 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.7 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 25.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Сайфутдиновым Р.Ф.
К заседанию Комиссии УФАС Заказчик пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался разработать проектно-сметную документацию на вентиляционную систему, узлы учета тепловой энергии и питьевой воды в здании Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения "Технический центр противопожарной службы Санкт-Петербурга" по адресу: Санкт-Петербург, Колпино, ул. Финляндская, д. 29, к. 2, лит. А (далее - Услуги).
Согласно п. 5.4 Контракта Исполнитель обязан оказать Услуги, обеспечив надлежащее качество, в срок, указанный в п. 3.4 Контракта.
Пунктом 3.4 Контракта предусмотрено, что срок оказания Услуг с момента заключения Контракта до 24.11.2023.
14.11.2023 Заказчик направил письмо в адрес Исполнителя, в котором указал, что направленная проектная документация 11-23-УУ-ХВС коммерческий узел учета холодной воды, 11-23-УУТЭ коммерческий узел учета тепловой энергии и теплоносителя не соответствует требованиям Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) и не согласовывается СПБ ГКУ ТЦ ПС, а также направлены замечания к проектной документации.
22.12.2023 Заказчик направил письмо в адрес Исполнителя, в котором указал, что в рамках проверки СПБ ГКУ ТЦ ПС проектной документации на коммерческий узел учета холодной воды 11-23-УУ-ХВС, коммерческий узел учета тепловой энергии и теплоносителя 11-23-УУТЭ выявлены недостатки.
23.11.2023 Заказчик направил письмо в адрес Исполнителя, в котором указал, что в рамках проверки СПБ ГКУ ТЦ ПС проектной документации "Рабочая документация 11-23-ИОС-4 Вентиляция" выявлены недостатки.
25.12.2023 Заказчик в адрес Исполнителя направил претензию с расчетом пени и штрафа.
По состоянию на 25.12.2023 Услуги Исполнителем не оказаны, обязательства поп Контракту не исполнены.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 8.7 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 25.12.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 10.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
ИП Сайфутдинов Р.Ф. не направил своих представителей на заседание Комиссии УФАС, однако представил письменные пояснения, в которых указал следующее:
Согласно п.13 Задания на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации (Приложения N 1 к Техническому заданию) Исполнитель обязан согласовать проектную документацию с:
- АО "ГСР Водоканал"
- АО "ГСР ТЭЦ"
Согласование в данных организациях занимает не менее 15 рабочих дней, что составляет не менее 22 календарных дней. При этом согласование должно происходить в последовательном порядке - в АО "ГСР Водоканал", затем в АО "ГСР ТЭЦ", поскольку без замечаний АО "ГСР Водоканал" или их отсутствия, инженерное заключение АО "ГСР ТЭЦ" технически не является возможным. Таким образом, только согласование проектной документации составляет не менее 44 календарных дня, что больше половины всего срока исполнения обязательств исполнителя (44 дня из 77).
Также необходимо отметить, что заказчиком не предоставлена информация об объеме выделяемых выхлопных газов, что необходимо для разработки проектной документации по системе вентиляции. Для этого необходимо привлечение специализированной организации с аккредитованной лабораторией, что Контрактом не предусмотрено.
При этом Расторжение Контракта в одностороннем порядке со стороны Заказчика исполнитель считает недействительным, поскольку непредоставление информации продлевало срок Контракта.
В соответствии с п. 10 Обзора судебной практики применения Закона о контрактной системе, утвержденным Президиумом Верховного суда РФ 28.06.2017, при не совершении заказчиком действий, предусмотренных законом, иными правовыми актами или договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых исполнитель государственного (муниципального) контракта не мог исполнить своего обязательства, исполнитель не считается просрочившим, а сроки исполнения обязательств по государственному (муниципальному) контракту продлеваются на соответствующий период просрочки заказчика.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Сайфутдинова Р.Ф. в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Участник к заседанию Комиссии УФАС не представил документальных доказательств невозможности выполнения Услуг в соответствии с условиями Контракта.
Таким образом, Участник, подавая заявку на участие в Запросе котировок, выразил согласие на заключение Контракта в соответствии с его условиями и требованиями, указанными в приложениях к Контракту, однако свои обязательства по Контракту не исполнил.
Данные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Участника, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели проводимой закупки.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов, Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, став победителем Аукциона не исполнил условия Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Сайфутдинова Рената Фанусовича, ИНН: 100601526143; включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Сайфутдинова Рената Фанусовича в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
10.01.24 |
12.01.24 |
11.01.24 |
0 |
11.01.24 |
18.01.24 |
18.01.24 |
0 |
23.01.24 |
23.01.24 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 января 2024 г. N РНП-78-159/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.02.2024