Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 97 Фрунзенского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителя ООО "Петростройпроект" (далее - Участник, Подрядчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС; представил письменные пояснения,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 34336-ЭП/23 от 26.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт крылец, козырьков, кровли в ГБДОУ детский сад N 97 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, улица Турку, дом 12, корпус 3, литер А в 2023 году (извещение N 0372200045523000006),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 12.05.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт крылец, козырьков, кровли в ГБДОУ детский сад N 97 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, улица Турку, дом 12, корпус 3, литер А в 2023 году (извещение N 0372200045523000006) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 556 844,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.05.2023 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Петростройпроект".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Петростройпроект" заключен государственный контракт N 0372200045523000006 - 97 от 07.06.2023 (далее - Контракт) на сумму 395 299,50 рублей, по условиям которого ООО "Петростройпроект" обязалось выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт крылец, козырьков, кровли в ГБДОУ детский сад N 97 компенсирующего вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга по адресу: Санкт-Петербург, улица Турку, дом 12, корпус 3, литер А в 2023 году (далее - Работы).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 6.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 15.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Петростройпроект".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
На основании п. 2.1 Контракта начало выполнения Работ: в течение 5 календарных дней с момента подписания Контракта.
В силу п. 2.2 Контракта продолжительность выполнения Работ: 180 календарных дней.
Следовательно, Работы доложены были быть выполнены в срок до 11.12.2023.
По состоянию на 15.12.2023 Работы по Контракту не были выполнены Подрядчиком.
Таким образом, Подрядчик не выполнил Работы в предусмотренный условиями Контракта срок, в связи с чем Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
15.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Петростройпроект" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
ООО "Петростройпроект" не направило своих представителей на заседание Комиссии УФАС, однако представило письменные пояснения, в которых указало следующее:
В соответствии с Контрактом ООО "Петростройпроект" выполняло работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт крылец, козырьков, кровли по адресу: Санкт-Петербург, улица Турку, дом 12, корпус 3, литер А.
Задание КГА на разработку проекта благоустройства элементов благоустройства было получено 02.08.2023 (исх. N 01-47-18-27781/23).
Подрядчиком были выполнены инженерно-геодезические изыскания по разработке актуализированной топографической съемки с подземными коммуникациями и согласованы с геолого-геодезическим отделом КГА.
Проект благоустройства элементов благоустройства был разработан с учетом требований Постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2016 N 961 в соответствии с полученным заданием КГА и передан на согласование Заказчику 16.10.2023.
24.12.2023 Заказчик направил в адрес Подрядчика Акт об отказе в согласовании проекта с требованиями о внесении изменений в проектные решения в части:
- изменить конструктивные решения по устройству козырьков, т.к. предложенный вариант "не придает более эстетичный внешний вид существующему зданию";
- предусмотреть облицовку существующих ж/б опор и козырьков;
- предусмотреть устройство ограждений крылец из нержавеющей стали.
Для принятия окончательного решения по составу проектных решений была организована встреча с Заказчиком при участии представителя Службы заказчика Коликова Т.А. Представители Заказчика и Службы заказчика были проинформированы, что вышеуказанные проектные решения не будут одобрены Отделом архитектуры и инженерного оборудования фасадов Управления городской среды.
Однако, по настоянию Заказчика, Участник был вынужден внести вышеуказанные изменения в проект благоустройства. Проект был передан на согласование в КГА 26.10.2023.
На протяжении всего регламентированного срока согласования ООО "Петростройпроект" неоднократно принимались попытки убедить сотрудников КГА в необходимости разработанных проектных решений, однако все пожелания Заказчика были отвергнуты.
После очередной корректировки проект был повторно передан на согласование (вх. N 01-47-68326/23 от 22.11.2023).
Для получения положительного заключения в согласовании проекта благоустройства Участник был вынужден несколько раз вносить изменения в архитектурные и конструктивные решения.
Таким образом, неоднократные изменения проектных решений кардинально повлияли на сроки выполнения Работ.
19.12.2023 Подрядчиком было получено заключение о согласовании проекта благоустройства (исх. N 01-47-9-46012/23 от 19.12.2023).
ООО "Петростройпроект" передало разработанную проектно-сметную документацию для проверки.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Петростройпроект" в реестр недобросовестных поставщиков и о продлении сроков исполнения Контракта для сдачи выполненных Работ Заказчику.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что Участником предпринимались активные действия для исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Петростройпроект" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Петростройпроект" (ИНН: 7816421711), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 января 2024 г. N РНП-78-19/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2024