Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБОУ СОШ N 525 им. дважды Героя Советского Союза Г.М. Гречко Московского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "АВЕРС-проект" (далее - Участник, Подрядчик, Проектировщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 34339-ЭП/23 от 26.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт фасада здания и крылец для ГБОУ школа N 525 с углубленным изучением английского языка имени дважды Героя Советского Союза Г.М. Гречко Московского района Санкт-Петербурга в 2022 году (извещение N 0372200193422000029),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 26.07.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт фасада здания и крылец для ГБОУ школа N 525 с углубленным изучением английского языка имени дважды Героя Советского Союза Г.М. Гречко Московского района Санкт-Петербурга в 2022 году (извещение N 0372200193422000029) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 456 588,92 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.08.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "АВЕРС-проект".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "АВЕРС-проект" заключен государственный контракт N 0372200193422000029-0107719-01 от 15.08.2022 (далее - Контракт) на сумму 454 305,98 рублей, по условиям которого ООО "АВЕРС-проект" обязалось выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт фасада здания и крылец для ГБОУ школа N 525 с углубленным изучением английского языка имени дважды Героя Советского Союза Г.М. Гречко Московского района Санкт-Петербурга в 2022 году (далее - Работы).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 9.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 18.08.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного с ООО "АВЕРС-проект".
29.08.2023 Заказчик отменил не вступившее в законную силу решение об одностороннем расторжении контракта в связи с частичным устранением Участником нарушений условий Контракта, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Однако 12.12.2023 Заказчик повторно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение).
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
В соответствии с п. 2.1 Контракта Проектировщик принял на себя обязательство по выполнению работ по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт фасада здания и крылец.
Начало выполнения Работ: с даты следующей за датой подписания Контракта сторонами.
Окончание выполнения работ:
1-й этап: разработка проектно-сметной документации: не позднее 01.11.2022.
2-й этап: получение положительного заключения проверки достоверности сметной стоимости в СПб ГАУ "Центр государственной экспертизы" и согласование проектно-сметной документации с заинтересованными ведомствами: не позднее 31.03.2023.
В ходе комиссионных проверок исполнения Проектировщиком обязательств по Контракту, проведенных представителями Заказчика, установлено, что по состоянию на 03.04.2023, 10.05.2023, 01.06.2023, 24.07.2023 работы по разработке проектно-сметной документации на капитальный ремонт фасада здания и крылец не выполнены.
Таким образом, Проектировщик нарушил принятые согласно п. 1.1 Контракта обязательства по выполнению Работ.
Согласно п. 9.2. Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях существенного нарушения Проектировщиком условий настоящего Контракта, а именно:
- задержки Проектировщиком хода работ по его вине, когда срок окончания работ, установленный в Контракте, увеличивается более чем на 5 рабочих дней.
Учитывая изложенное и принимая во внимание ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 9.2. Контракта, и в соответствии с ч. 2 ст. 407 ГК РФ и ст. 450.1 ГК РФ 18.08.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по исполнению Контракта.
По состоянию на 29.08.2023 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не вступило в силу.
По состоянию на 29.08.2023 нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Проектировщиком было частично устранено, а именно: проектная документация по капитальному ремонту фасадов передана на проверку в ГБУ "Служба заказчика администрации Московского района", велась работа по устранению полученных замечаний.
29.08.2023 на основании письма Проектировщика от 29.08.2023 N 513 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было отменено Заказчиком.
Однако на 11.12.2023 замечания, полученные в результате проверки проектной документации по капитальному ремонту фасада от ГБУ "Служба заказчика администрации Московского района" не были устранены, а проектно-сметная документация не предоставлена. Гарантированное выполнение Работ и предоставление проектно-сметной документации в полном объеме до 31.10.2023 не было выполнено.
Учитывая изложенное и принимая во внимание ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 9.2. Контракта, и в соответствии с ч. 2 ст. 407 ГК РФ и статьи 450.1 ГК РФ Заказчиком повторно принято решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по исполнению контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
12.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "АВЕРС-проект" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
В соответствии с Контрактом и Заданием на проектирование (Приложение N 1 к Контракту), п. 2 Основание для проектирования (Заказчик предоставляет задание КГА)
Задание КГА N 01-21-18-26867/19 от 30.07.2019;
Задание КГА N 01-47-9-2206/22 от 26.01.2022.
На основании переданных заданий КГА от Заказчика Подрядчик выполнил проектирование (разработку проекта благоустройства элементов благоустройства), подал проект благоустройства элементов благоустройства на согласование в КГА.
После рассмотрения проекта благоустройства элементов благоустройства от 15.12.2022 N 01-47-72128/22 в отношении объекта благоустройства - фасады здания Комитетом Градостроительства и Архитектуры получен отказ в согласовании проекта N 01-47-9-1459/23 от 20.01.2023. КГА в отказе сообщил о необходимости получения комплексного решения по проекту Капитального ремонта, следовательно, переданные задания КГА Заказчиком не предусматривали весь комплекс Работ в соответствии с Контрактом.
После получения отказа в согласовании проекта на основании переданных заданий КГА Заказчиком, Подрядчик самостоятельно получил новое задание КГА N 01-47-18-45137/22 от 21.12.2022.
На основании нового задания КГА, которое получил Подрядчик, Подрядчик получил согласование проекта благоустройства элементов благоустройства в КГА N 01-47-9-11208/23 от 13.04.2023.
Таким образом, Подрядчик принимал все возможные меры для согласования проекта с задержкой сроков из-за получения нового задания и разработки проекта благоустройства на основании нового задания.
Подрядчик приступил к разработке сметной документации на основании согласованного проекта. В процессе работы произошел форс-мажор у Подрядчика, сервер, на котором находились работы и контракты 2022-2023 г, перестал работать. Подрядчику пришлось восстанавливать и выполнять работы заново по всем контрактам 2022-2023 г. Контракт 0372200193422000029-0107719-01 Проектировщик физически не успел доделать до конца 2023 года, так как вся работа восстанавливалась единовременно по всем контрактам 2023 года.
Подрядчик имеет возможность закончить Работы по Контракту в 2024 году (первый квартал) и передать смету по Контракту Заказчику.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "АВЕРС-проект" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "АВЕРС-проект" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "АВЕРС-проект" (ИНН: 7805390349), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 января 2024 г. N РНП-78-21/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2024