Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
Администрации Кировского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "ГОРЛАНДШАФТ" (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 34910-ЭП/23 от 29.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проекта благоустройства в отношении объектов зеленых насаждений ЗНОП городского назначения N 5114 бульвар б/н по ул. Морской Пехоты и ЗНОП городского назначения N 5083 бульвар б/н на пр. Стачек (участки с кадастровыми номерами 78:15:0830102:1037 и 78:15:0830102:1038) (извещение N 0172200001423000056),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 05.04.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по разработке проекта благоустройства в отношении объектов зеленых насаждений ЗНОП городского назначения N 5114 бульвар б/н по ул. Морской Пехоты и ЗНОП городского назначения N 5083 бульвар б/н на пр. Стачек (участки с кадастровыми номерами 78:15:0830102:1037 и 78:15:0830102:1038) (извещение N 0172200001423000056) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 579 186,08 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.04.2023 N ИЗК1 (далее - Протокол) победителем Конкурса признано ООО "ГОРЛАНДШАФТ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО " ГОРЛАНДШАФТ" заключен государственный контракт N 01722000014230000560001 от 19.04.2023 на 575 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 8.3 и 8.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 06.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ГОРЛАНДШАФТ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проекта благоустройства в отношении объектов зеленых насаждений ЗНОП городского назначения N 5114 бульвар б/н по ул. Морской Пехоты и ЗНОП городского назначения N 5083 бульвар б/н на пр. Стачек (далее - Работы).
В соответствии с п. 3.3 Контракта Работы должны быть выполнены не позднее 15.10.2023.
30.11.2023 Заказчиком в адрес Подрядчика направлялось письмо, в котором Подрядчику предлагалось в срок до 04.12.2023 сдать выполненные Работы Заказчику.
По состоянию на 06.12.2023 Работы по разработке и согласованию проектной документация не выполнены и не сданы СПб ГБУ "Служба Заказчика" и Заказчику.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 8.3 и п. 8.4 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 07.12.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 29.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
Работы выполнены Подрядчиком в полном объеме, однако плановая дата сдачи Работ была нарушена в связи с тем, что в ходе выполнения Работ Подрядчиком были выявлены обстоятельства, не зависящие от воли сторон, не позволившие выполнить принятые на себя обязательства в установленный срок.
Так, Подрядчик приступил к выполнению работ, так в указанный период были проведены следующие Работы:
- сбор исходной документации;
- согласование задания на проектирование, так как согласно п. 5 Задания на проектирования общая площадь составила 43 279 кв.м., а фактически общая площадь территории 60 316 кв.м.;
- оформление топографической сьемки и согласовал ее в комитете по благоустройству.
- разработка эскизного проекта;
- разработка раздела электроснабжения;
- выход с представителями Садово-паркового предприятия для описания зеленых насаждений.
В августе 2023 года проект был предоставлен Заказчику (Отдел Благоустройства Администрации Кировского района) для согласования.
Заказчик в целях исполнения возложенной на него обязанности ст. 5.1. ГрК РФ перед утверждением проектной документации назначил проведение общественных слушаний.
15.09.2023 проведены публичные слушания, проект был одобрен жителями района с внесением некоторых правок в проектную документацию, что подтверждается протоколом от 15.09.2023, при этом срок проведения публичных слушаний в период сроков проведения работ по Контракту не включен (что добавило к сроку проведения Работ 30 дней).
В связи с изменением порядка согласования проектной документации в 2023 году (выяснилось в период исполнения контракта и не учтено при исчислении сроков) в соответствии с письмом Комитета по благоустройству N 01-10-783/23-0-0 от 08.08.2023, до момента направления проектной документации в КГА требовалось направить разработанный проект в Комитет по Благоустройству (что добавило к сроку проведения работ 30 дней).
На основании проведенных слушаний была доработана проектная документация и сдана на согласование в КГА 27.09.2023.
После устранения замечаний данный проект был согласован во всех предусмотренных инстанциях (п. 7 задания на проектирование).
Кроме того, проектом предусмотрен раздел "Электроснабжение". В виду истечения срока действия технических условий СПб ГБУ "Ленсвет" в период исполнения контракта, ранее предоставленных Заказчиком для проведения Работ, Подрядчик обращался к Заказчику для предоставления исходных данных в виде новых технических условий. Письмом б/н и без даты (в сентябре 2023) СПб ГБУ "Ленсвет" продлило срок действия технических условий N 06-10797/21-0-0 от 17.08.2021.
Также, в ходе проектирования выяснилось, что граница зоны проектирования непосредственно примыкает к объекту культурного наследия регионального значения "Трансформаторная подстанция электрифицированной дороги "ОранЭЛ"" (Закон Санкт-Петербурга N 174-27 от 05.07.1999).
В соответствии с п. 3 ст. 36. Закона N 73-ФЗ строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия, либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.
В целях согласования проектной документации требовалось также получение архивных сведений (историческая справка), которая в качестве исходных сведений Заказчиком предоставлена не была (срок получения справки составляет 30 дней).
На момент принятия Решения Заказчиком проектная документация прошла согласование:
- КГА (заключение N 01-47-8-43955/23 от 01.12.2023);
- СПб ГБУ "Ленсвет" (N 03-17279/23-0-0 от 08.12.2023);
- ОПС КГА (в составе заключения N 01-47-8-43955/23 от 01.12.2023);
- Комитет по благоустройству (N 514-12/ГЛ от 11.12.2023).
06.12.2023 согласно сопроводительного письма данная документация была передана Заказчику.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ГОРЛАНДШАФТ" реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "ГОРЛАНДШАФТ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ГОРЛАНДШАФТ" (ИНН: 7813660895), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 января 2024 г. N РНП-78-64/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2024