Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "КДК "Центральный" (далее - Заказчик):
ООО "КапСтрой" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 34340-ЭП/23 от 26.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по ремонту помещения 17-Н Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Культурно-досуговый комплекс "Центральный" по адресу: 191187, г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 2/7, лит. А (извещение N 0172200002722000166),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 25.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по ремонту помещения 17-Н Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Культурно-досуговый комплекс "Центральный" по адресу: 191187, г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 2/7, лит. А (извещение N 0172200002722000166) (далее - Конкурс).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 244 284,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.12.2022 N ИЭОК1 победителем Конкурса признано ООО "КапСтрой".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "КапСтрой" заключен государственный контракт N Рем/23 от 12.01.2023 (далее - Контракт) на сумму 4 130 000,00 рублей, по условиям которого ООО "КапСтрой" обязалось выполнить ремонт помещения 17-Н Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Культурно-досуговый комплекс "Центральный" по адресу: 191187, г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 2/7, лит. А (далее - Работы).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 6.3.7 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 04.12.2023 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "КапСтрой".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее:
В соответствии с п. 3.2 Контракта срок окончания выполнения Работ: не позднее чем через 90 дней с момента подписания акта передачи объекта в работу.
Подписав Контракт, Подрядчик выразил свое согласие на его исполнение на предусмотренных условиях в соответствии с требованиями, установленными в приложениях к Контракту. Вместе с тем с момента начала действия Контракта Подрядчик допустил нарушения его условий при выполнении Работ.
11.09.2023 Заказчиком в адрес Подрядчика было направлено письмо N 63/09 о просрочке исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, и о начислении в таких случаях пени, штрафов.
20.11.2023 N 92/11 Заказчиком в адрес Подрядчика была направлена претензия о завершении до 01.12.2023 Работ и об извещении Заказчика о готовности выполненных Работ к сдаче.
По состоянию на 04.12.2023 Работы на объекте не были завершены, причины и последствия произошедших подтоплений помещения 17-Н, о которых Заказчик неоднократно информировал Подрядчика, в том числе письмом от 02.08.2023 N 48/08, не были устранены, Работы на объекте Подрядчиком не производились, что расценивается Заказчиком как отказ от исполнения Контракта.
Таким образом, в связи с неоднократным (от двух и более раз) нарушением сроков выполнения Работ, предусмотренных Контрактом, а также согласно п. 3 ст. 715 ГК РФ ("Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков"), Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 6.3.7 Контракта и Законом о контрактной системе, принял решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
15.12.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "КапСтрой" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил следующее:
В качестве основания для одностороннего отказа от исполнения Контракта Заказчик ссылается на то, что Работы на объекте не завершены, причины и последствия произошедших подтоплений помещений 17-Н не устранены.
Однако доводы Заказчика не соответствуют фактическим обстоятельствам и со стороны Заказчика не представлены какие-либо доказательства ненадлежащего исполнения Контракта.
При этом, Заказчик умалчивает о своих действиях, которые не позволили Подрядчику оформить сдачу-приемку выполненных Работ надлежащим образом.
В соответствии с п. 3.2. Контракта начало выполнения Работ - с момента подписания Заказчиком, Подрядчиком и СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Центрального района" акта передачи объекта в работу. Заказчик должен передать объект Подрядчику по акту передачи объекта в работу, а Подрядчик обязан принять объект и подписать акт передачи объекта в работу в течение 3 рабочих дней с даты заключения Контракта.
Срок окончания выполнения работ - не позднее чем через 90 дней с момента подписания акта передачи объекта в работу, т.е. до 16.04.2023.
Пунктами 3.5.9. и 5.1. Контракта установлено, что сдача Подрядчиком выполненных работ производится Заказчику на основании акта о приёмке выполненных работ по форме КС-2, Акта о приемке выполненных работ (форма из приказа Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр), акта приемки объекта в эксплуатацию, с выполнением всех юридических и фактических действий, предусмотренных действующим законодательством и Контрактом.
Подрядчик письменно извещает Заказчика о готовности объекта к сдаче с учётом сроков, установленных в п. 3.2. Контракта.
Согласно п. 6.1.9. Контракта после окончания выполнения работ Заказчик организует и осуществляет приемку их результатов с оформлением акта приемки объекта в эксплуатацию.
Подрядчиком Работы по Контракту были завершены в полном объеме в установленные Контрактом сроки. Заказчик в соответствии с условиями Контракта был об этом извещен 14.04.2023, что подтверждается письмом Заказчика, направленным в СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Центрального района" N 30/04 от 19.04.2023.
Подрядчиком были переданы в СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Центрального района" Акт о приёмке выполненных работ по форме КС-2 от 14.04.2023, Акт о приемке выполненных работ (форма из приказа Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр) от 14.04.2023.
В соответствии с п. 5.9 Контракта уполномоченный представитель Заказчика осуществляет приемку выполненных работ, включая проведение в соответствии с действующим законодательством экспертизы результата работ, совместно с представителем строительного контроля от СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Центрального района". Приемка работ по Контракту обеспечивается Заказчиком в течение 5 рабочих дней с момента предоставления Подрядчиком на бумажном носителе Акта о приемке выполненных работ.
Представителем строительного контроля от СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Центрального района" Работы на объекте были осмотрены, в том числе, проведены обмеры с целью проверки объемов выполненных Работ и соответствия их Сметному расчету, прилагаемому к Контракту.
В соответствии с п. 3.5.10 Контракта при обнаружении Заказчиком в ходе приемки объекта недостатков в выполненной работе сторонами Контракта составляется рекламационный акт, в котором фиксируется перечень дефектов (недоделок) и сроки их устранения Подрядчиком. При отказе (уклонении) Подрядчика от подписания указанного акта, в нем делается отметка об этом и подписывается только Заказчиком.
В соответствии с п. 5.15 Контракта Заказчик вправе отказаться от приемки выполненных работ по своему решению или по рекомендации представителя СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Центрального района" в случае обнаружения недостатков, которые исключают эксплуатацию объектов и не могут быть устранены Подрядчиком. Причиной отказа в приемке выполненных работ может быть несоответствие объемов предъявленных работ фактически выполненным, некачественно выполненные работы, отступления от СНиП, технических условий и других нормативных документов, отсутствие-паспортов и сертификатов на применяемые материалы, полуфабрикаты и изделия, отсутствие требуемой исполнительной документации, а также неправильное оформление документов.
Согласно п. 5.17 Контракта по факту приемки уполномоченный представитель СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Центрального района" согласовывает подписание Акт о приемке выполненных работ и направляет его на подписание Заказчику, который заверяет его гербовой печатью и подписывает весь пакет документов.
Никаких дефектов в выполненных Работах при осмотре выявлено не было, рекламационный акт не составлялся. Какие-либо замечания в адрес Подрядчика не направлялись.
Однако в результате проведения контрольных обмеров СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Центрального района" выявила несоответствие заявленных в сметном расчете объемов работ фактически имеющимся на объекте выполненным Подрядчиком. Таким образом, ввиду того, что сметный расчет, являющийся приложением к Контракту, содержал некорректные сведения относительно объемов необходимых работ на объекте, Подрядчиком на основании обмеров, сделанных СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Центрального района", были подготовлены исполнительная смета и измененные Акт о приёмке выполненных работ по форме КС-2 от 14.04.2023, Акт о приемке выполненных работ (форма из приказа Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр) от 14.04.2023, отражающие фактические объемы Работ на объекте.
В результате неоднократных корректировок исполнительной сметы окончательный вариант исполнительной документации был передан Заказчику и соответственно направлен Заказчиком в СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Центрального района", что подтверждается письмом N 50/08 от 07.08.2023.
Кроме того, в связи с тем, что Заказчик письмом N 10/01 от 30.01.2023 просил Подрядчика заменить ряд материалов на отличные от указанных в сметном расчете к Контракту. Подрядчиком данная просьба была удовлетворена, материалы были заменены. В результате появилась необходимость предоставления в процессе приемки в СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Центрального района" конъюнктурного анализа.
Лишь 18.08.2023 исх.-1700/23-0-0 от СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Центрального района" направила Заказчику письмо по замечаниям, выявленным при рассмотрении исполнительной документации: несоответствие формы конъюнктурного анализа, необходимость корректировки исполнительной сметы в соответствии с замечаниями к конъюнктурному анализу.
24.08.2023 письмом N 57/08 Заказчик направил откорректированный конъюнктурный анализ в СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Центрального района".
Таким образом, представленная переписка подтверждает выполнение с стороны Заказчика его обязанностей в соответствии с п. 6.1.9 Контракта по организации и осуществлению приемки результатов выполненных работ с оформлением акта приемки объекта в эксплуатацию в период с 14.04.2023 по 24.08.2023, т.е. с существенной просрочкой.
Указанное выше, полностью опровергает довод Заказчика о том, что Работы на объекте до сих пор не завершены, а подтверждает, что срок исполнения Контракта Подрядчиком соблюден.
Так как в дальнейшем какие-либо действия по приемке Работ и оформлению документов со стороны Заказчика не предпринимались, Подрядчик 16.10.2023 в ЕИС разместил единый документ о приемке, приложив к нему Акт о приёмке выполненных работ по форме КС-2 от 14.04.2023, Справку КС-3, Акт о приемке выполненных работ (форма из приказа Минстроя России от 14.01.2020 N 9/пр) от 14.04.2023, исполнительную смету, Счет, скорректированную смету с учетом изменений.
25.10.2023 Заказчиком в ЕИС разместил информацию о немотивированном отказе в принятии Работ, что, по мнению представителя Участника, не может быть принято в качестве надлежащего отказа от приемки Работ.
В соответствии с п. 5.4 Контракта Заказчик в течение 20 (двадцати) рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке в соответствии с п. 5.2 Контракта, осуществляет одно из следующих действий:
а) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе документ о приемке;
б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, и размещает в единой информационной системе мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа.
Однако причины отказа Заказчиком указаны не были. Подрядчик для осмотра и фиксации каких-либо недостатков не приглашался. Экспертиза Заказчиком в соответствии с п. 5.10 Контракта не производилась.
В соответствии со ст. 753 ГК РФ односторонний акт сдачи-приемки работ может быть признан судом недействительным в случае, если мотивы отказа от его подписания признаны обоснованными.
Представитель Участника считает, что ссылка Заказчика на то, что 20.11.2023 им было направлено письмо в адрес Заказчика с требованием завершить Работы и предъявить их к приемке, как и ссылка на письмо от 02.08.2023 о появлении грунтовых вод в помещении не могут расцениваться как надлежащие действия со стороны Заказчика.
Довод о том, что по состоянию на 02.08.2023 Заказчик имел какие-то претензии к качеству выполненных Работ, опровергается осуществлением с его стороны действий по направлению в СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Центрального района" 07.08.2023 и 24.08.2023 исполнительной документации на проверку.
С учетом всех фактических обстоятельств, в том числе, отсутствие каких-либо иных направленных в адрес Подрядчика претензий, направление 20.11.2023 письма с требованием завершить Работы, свидетельствует о недобросовестном поведении и грубом злоупотреблении правом, с целью одностороннего отказа от исполнения обязательств по Контракту и, таким образом, неосновательного обогащения за счет получения потребительской ценности результата Работ и уклонения от его оплаты.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "КапСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку доказательств, что выполненные Подрядчиком Работы имеют дефекты, которые следует квалифицировать как существенные и неустранимые, Заказчиком не представлено. Более того, результат Работ имеет потребительскую ценность и используется Заказчиком.
Таким образом, сроки выполнения Работ Подрядчиком соблюдены, Заказчиком не исполнены встречные обязательства, выразившееся в уклонении от приемки выполненных Работ.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что Участником предпринимались активные действия с целью исполнения Контракта, а включение сведений в отношении ООО "КапСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "КапСтрой" (ИНН: 7810732252), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 10 января 2024 г. N РНП-78-22/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2024