Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
с участием представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 38" (далее - Заказчик): по доверенности;
ООО "СПС" (далее - Участник, Подрядчик):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 34908-ЭП/23 от 29.12.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на оснащение комплексными системами обеспечения безопасности (СПС, СОУЭ, ОС, КТС, СВН, СКУД, СКЗ) помещений Заказчика (извещение N 0372200172622000048),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 21.06.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на оснащение комплексными системами обеспечения безопасности (СПС, СОУЭ, ОС, КТС, СВН, СКУД, СКЗ) помещений Заказчика (извещение N 0372200172622000048) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 846 700,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.07.2022 N ИЭА1 (далее - Протокол) победителем Конкурса признано ООО "СПС".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "СПС" заключен государственный контракт N 71/38-2022 от 13.07.2022 на 443 500,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 15.12.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "СПС".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на оснащение комплексными системами обеспечения безопасности (СПС, СОУЭ, ОС, КТС, СВН, СКУД, СКЗ) зданий и помещений СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N 38" по адресам: Санкт-Петербург, Кавалергардская ул., д. 26, лит. А; ул. 4-я Советская, д. 45-47, лит. Б, пом. 1-Н, ул. 2-я Советская, д. 4, лит. А (далее - Работы).
В соответствии с п. 3.2. Контракта продолжительность работ составляет 120 дней с даты подписания Контракта.
17.11.2022 Заказчиком в адрес Подрядчика была направлена претензия с требованием об исполнении своих обязательств по Контракту. В ответ на запрос Подрядчик пояснил, что спрогнозировать сроки получения ТУ Заказчиком, Подрядчик не может, в связи с отсутствием ТУ Проектной документации от Заказчика.
19.12.2022 Заказчиком в адрес Подрядчика была направлена претензия с требованием об исполнении своих обязательств по Контракту, а также пояснениями, что ТУ в СПб ГКУ "ГМЦ" не требуется.
От Подрядчика поступил ответ на претензию от 19.12.2022, в которой просит о заключении дополнительного соглашения к договору с указанием нового срока завышения контракта в соответствии с п. 9.1 Контракта.
27.12.2022 Подрядчиком была передана в адрес Заказчика разработанная документация для рассмотрения и согласования.
Согласно 6.3.9.Контракта Подрядчик обязан получить в государственных органах или иных уполномоченных организациях все необходимые согласования, технические условия, а также предусмотренные заданием на проектирование и техническим заданием согласования проектно-сметной документации, необходимые для дальнейшего использования проектно-сметной документации в работе.
Однако по состоянию на 27.12.2022 в разработанной документации отсутствовала информация о согласованиях в государственных органах.
27.01.2023 Заказчиком в адрес Подрядчика была направлена претензия с требованием об исполнении своих обязательств по Контракту.
09.02.2023 Заказчиком в адрес Подрядчика была направлена претензия с требованием об исполнении своих обязательств по Контракту.
От Подрядчика поступил ответ на претензию от 09.02.23 г N 164 и от 27.01.2023 N 102 (вх. 120 от 31.01.2023 г.), в котором он указывает, что документация передана в адрес Заказчика на рассмотрение, а также передана на согласование в СПб ПСУ "Городской мониторинговый центр". А также о получении замечаний со стороны СПб ГКУ "Городской мониторинговый центр" и дальнейшем устранении.
По состоянию на 15.12.2023 Подрядчиком обязательства по Контракту не исполнены.
На основании вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Участником своих обязательств, Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения Контракта, предусмотренное п. 9.4 Контракта, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 15.12.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.12.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
Подрядчик своевременно приступил к выполнению работ и выполнил значительный объем Работ.
Учитывая пожелания Заказчика, Подрядчик осуществлял корректировку проектно-сметной документации, направлял на согласование проектно-сметную документацию в необходимые органы, ведомства, комитеты, учреждения и организации в соответствии с Контрактом, устранял замечания, направлял вновь проектно-сметную документацию на согласование.
Прохождение согласований с СПб ГБУ "Служба заказчика администрации Центрального района" осуществляется через Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская поликлиника N 38". Замечаний к сметной документации от Заказчика не поступало более чем за 30 дней до уведомления о расторжении Контракта.
На письмо Подрядчика N339 от 18.12.2023 о предоставлении согласования или замечаний к сметной документации Заказчик ответ не представил.
Вместе с тем, в ходе исполнения Контракта было исполнено:
- проведено обследование объектов,
- разработана и передана проектно-сметная документация,
- проектная документация полностью согласована с СПб ГКУ "ГМЦ",
- согласованы все 27 листов согласований с Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт- Петербурга,
- проектная документация полностью согласована с СПб ГБУ "Служба заказчика Администрации Центрального района Санкт-Петербурга".
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "СПС" реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "СПС" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "СПС" (ИНН: 7801557808), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 15 января 2024 г. N РНП-78-62/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.02.2024