Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России (далее - Заказчик):
ИП Калашниковой Ларисы Александровны (далее - Участник, ИП Калашникова Л.А., Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 2074-ЭП/24 от 26.01.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку медицинского оборудования (извещение N 0372100048823001198),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 09.11.2023 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку медицинского оборудования (извещение N 0372100048823001198) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 219 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.11.2023 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признана ИП Калашникова Л.А.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Калашниковой Л.А. заключен государственный контракт N 0372100048823001198 от 22.11.2023 (далее - Контракт) на сумму 3 095 805,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 4.4.7, 12.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 15.01.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Калашниковой Л.А.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку медицинского оборудования (далее - Товар) одной партией не позднее 15.12.2023 (п. 3.1 Контракта).
Поставщик нарушил условие, содержащееся в п. 3.1 Контракта, поскольку не предоставил Заказчику Товар в количестве и ассортименте, определенными Контрактом в вышеуказанный срок.
В адрес Поставщика была направлена претензия от 18.12.2023 N ИС-10.3-09/8911 с требованием исполнить принятые на себя обязательства по поставке Товара.
По состоянию на 15.01.2024 Поставщик не исполнил обязательства по поставке Товара в соответствии с условиями Контракта.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (п. 2 ст. 450 ГК РФ). При этом нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным, в том числе, в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров (абз. 3 п. 2 ст. 523 ГК РФ).
В связи с существенным нарушением Поставщиком условий Контракта, в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
15.01.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Калашниковой Л.А. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 26.01.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что Решение является незаконным, а включение сведений об ИП Калашниковой Л.А. в реестр недобросовестных поставщиков является нецелесообразным в связи со следующим.
В соответствии с условиями Контракта поставка Товара включает в себя, в том числе доставку, погрузо-разгрузочные работы, подъем на этаж, сборку и установку, в том числе монтаж, вывоз и утилизацию упаковочного материала. Сборка, установка, монтаж, вывоз и утилизация упаковочного материала осуществляются в день фактической доставки Товара Заказчику. В случае невозможности предоставить Поставщику место для осуществления сборки, Заказчик согласовывает с Поставщиком дату сборки, вывоза и утилизации упаковочного материала.
Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: 197758, Санкт-Петербург, п. Песочный, ул. Ленинградская, д. 68, хозяйственный склад (далее - Место доставки). Приемка-передача Товара осуществляется по рабочим дням с 10:00 до 14:00.
Однако, в период поставки Товара у ИП Калашниковой Л.А. возникли сложности.
В заявке ИП Калашниковой Л.А. установлено, что необходимо поставить следующий Товар: Весы напольные медицинские электронные ВМЭН-200-50/100-С-И-Д1-А с ростомером РЭП.
Данный Товар был заказан у производителя АО "Тулиновский приборостроительный завод "ТВЕС", что подтверждается счетом N 03333 от 21.11.2023 и платежным поручением N 1227 от 22.11.2023.
Однако в процессе изготовления оборудования возникли сложности с закупкой комплектующих, что подтверждается письмом от производителя.
19.01.2024 производитель указал, что Товар изготовлен и готов к отгрузке.
19.01.2024 Товар был направлен самим производителем в адрес Заказчика, что подтверждается товарной транспортной накладной.
24.01.2024 Товар был поставлен в адрес Заказчика.
25.01.2024 Заказчиком был осмотрен Товар и установлено, что поставлен товар ВМЭН-200-50/100-С-И-Д1-А с ростомером РЭП-И, у которого отсутствует электрическое питание от электросети, что подтверждается Заключением N 7 от 25.01.2024.
Незамедлительно в адрес производителя Поставщиком была направлена претензия о сложившейся ситуации. 26.01.2024 получен ответ о том, что произошла ошибка при загрузке Товара со стороны сотрудников и о готовности незамедлительной замены.
Однако односторонний отказ вступил в силу и ИП Калашникова Л.А. не смогла их заменить.
По мнению представителя Участника, поставленный Товар полностью удовлетворяет требованиям Заказчика и выражена готовность их приобрести путем размещения новой закупки со скорректированным ТЗ, где требование питания от сети будет исключено (ввиду непрактичности необходимости проводить три сетевых провода для каждого комплекта весов с ростомером, отдельно для весов, отдельно для ростомера, отдельно для пульта.). Товар хранится у инженера по медицинскому обслуживанию ООО "ОРИОН", которые в настоящее время работают с Заказчиком и обслуживают их медицинскую технику.
Учитывая изложенное, представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Калашниковой Л.А. в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что в действиях Поставщика отсутствуют признаки недобросовестности, направленность на уклонение от исполнения контракта или ненадлежащее исполнение.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ИП Калашниковой Л.А. в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Калашниковой Ларисы Александровны (ИНН: 246606603560), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 2 февраля 2024 г. N РНП-78-243/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2024