Резолютивная часть решения оглашена "06" февраля 2024
В полном объеме решение изготовлено "07" февраля 2024 г. Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) в составе:
<...> - председатель Комиссии УФАС;
<...> - член Комиссии УФАС;
<...> - член Комиссии УФАС;
в присутствии посредством видео-конференц-связи представителя по доверенности ФКУ "Центр хозяйственного и сервисного обеспечения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области" (далее также - Заказчик) - <...> (доверенность N 4 от 05.02.2024), в присутствии представителя по доверенности ООО "ВМК" (ИНН: 6027081738) (далее также - Участник, Исполнитель) - <...> (доверенность N б/н от 02.02.2024), надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания Комиссии,
рассмотрев обращение Заказчика (вх. N 2545-ЭП/23 от 01.02.2024) о включении информации об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 05.09.2023 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту специальной электронной техники, предназначенной для обработки информации ограниченного распространения в рамках государственного оборонного заказа (извещение N 0857100000323000099) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта составляет 350 000,00 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.09.2023 NИЭА1 победителем аукциона признано ООО "ВМК", с которым 06.10.2023 заключен государственный контракт N 2324188200992006027143938/0857100000323000099 на сумму 350 000,00 руб. (далее - Контракт).
В силу пункта 1.1. Контракта, Исполнитель в соответствии с требованиями и условиями настоящего Контракта обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по техническому обслуживанию и ремонту специальной электронной техники, предназначенной для обработки информации ограниченного распространения (ОКПД2: 95.11.10.110 "Услуги по ремонту электрокалькуляторов, персональных машин ЭВМ, компьютерной техники, включая ноутбуки, принтеры, сканеры, процессоры, мониторы, компьютерную клавиатуру"), именуемые в дальнейшем "Услуги", а Заказчик обязуется принять оказанные Услуги и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно пункту 1.3. Контракта, Исполнитель обязан осуществить оказание услуг по адресам, указанным в приложении N 3 к Контракту и в производственных помещениях Исполнителя.
В соответствии с пунктом 1.4. Контракта, требования к услугам:
1.4.1 Услуги должны отвечать требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), лицензирования, если такие требования предъявляются действующим законодательством Российской Федерации или настоящим Контрактом.
1.4.2. Услуги должны быть оказаны в полном объеме и в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом.
1.4.3. Услуги оказываются Исполнителем лично, за исключением случая, предусмотренного подпунктом 5.3.5. Контракта.
В силу пункта 3.1. Контракта, услуги оказываются Исполнителем с 01.01.2024 до 20.12.2024, на основании поданных Заказчиком заявок.
Согласно пункту 3.2. Контракта, услуги могут оказываться как в производственных помещениях Исполнителя, так и на территории Заказчика (на месте эксплуатации оборудования) по адресам, указанным в Приложении N 3 к Контракту.
В соответствии с пунктом 3.3. Контракта, в случае оказания Услуги в производственных помещениях Исполнителя, оборудование передается Исполнителю по акту приема-передачи (Приложение N 4 к настоящему Контракту), который должен быть подписан Сторонами и заверен печатями. Данный акт одновременно является заявкой на ремонт оборудования.
Пунктом 3.4. Контракта установлено, что в случае, если в заявке на ремонт указана необходимость выезда на объект Заказчика, Исполнителю направляется заявка по форме, указанной в Приложении N 5 к Контракту. Такая заявка может быть направлена Исполнителю по почте, факсу, электронной почте, либо нарочным.
Из пункта 3.5. Контракта следует, что если в заявке на ремонт указана необходимость выезда на объект Заказчика, Исполнитель обязан оказать Услугу после согласования с Заказчиком даты и времени выезда на объект Заказчика. В случае, если время не было согласовано, Исполнитель самостоятельно организовывает выезд на указанный объект, в пределах срока оказания Услуг.
Согласно пункту 4.1. Контракт вступает в силу с момента его заключения и действует до 31 декабря 2024 года, а по гарантийным обязательствам - до дня их полного исполнения.
В соответствии с пунктом 4.2. Контракт считается заключенным с момента размещения в единой информационной системе контракта, подписанного Сторонами в соответствии со ст. 51 Закона N 44- ФЗ.
Из пункта 4.3. Контракта следует, что окончание срока действия Контракта не влечет прекращение неисполненных обязательств Сторон, в том числе гарантийных обязательств и ответственности Исполнителя.
Пунктом 4.4. Контракта установлено, что срок исполнения государственного контракта до 31.12.2024.
Согласно пункту 14.1. Контракта, стороны освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств по Контракту, если они явились следствием обстоятельств непреодолимой силы, а именно: природных стихийных явлений (землетрясение, наводнение, пожары, тайфуны), некоторых обстоятельств общественной жизни (военные действия), в которых непосредственно, либо косвенно участвует сторона по Контракту, запретительных актов органов государственной власти или других, не зависящих от сторон обстоятельств.
В соответствии с пунктом 14.2. Контракта, сторона, попавшая в чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства, должна в течение 5 (пяти) дней известить другую сторону телеграммой или телефонограммой о типе и возможной продолжительности этих, а также иных обстоятельств, препятствующих исполнению обязательств по Контракту.
Согласно части 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями части 8 - 25 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 10.2. Контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 10.8. Контракта, Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях:
а) Исполнитель и (или) выполняемые работы перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) выполняемым работам;
б) при определении Исполнителя, исполнитель представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии выполняемых работ требованиям, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, что позволило ему стать победителем определения Исполнителя;
Условиями Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 10.2 Контракта, 18.01.2024 Заказчиком было принято решение расторгнуть Контракт в одностороннем порядке (далее - Решение).
В соответствии с частью 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Установлено, что 18.01.2024 Заказчик разместил Решение на ЕИС.
В соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, Подрядчик был уведомлен надлежащим образом 18.01.2024.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На заседании Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России было установлено, что согласно информации, представленной Заказчиком, Контракт расторгнут 30.01.2024.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 Закона о контрактной системе, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Сведения о расторжении Контракта с ООО "ВМК" (вх. N 2545-ЭП/24 от 01.02.2024) были направлены Заказчиком в Санкт-Петербургское УФАС России 31.01.2024, то есть с соблюдением сроков, установленных в части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседание Комиссии Санкт-Петербургского УФАС России была представлена письменная позиция Исполнителя, а также письма отправленные им в адрес Заказчика.
Из письменных пояснений следует, что на этапе подписания Контракта, Исполнитель направил Заказчику протокол разногласий с измененной редакцией пунктов 5.3.5. и 5.3.6. Контракта, с комментариями о том, что Исполнитель не обладает необходимой лицензией.
Заказчик, понимая данное обстоятельство, и тот факт, что существует правовая возможность привлечь субисполнителя с соответствующей лицензией, согласовал высланный протокол разногласий в предложенной Исполнителем редакции.
Согласно пункту 5.3.5. Контракта, с письменного согласия Заказчика Исполнитель вправе привлечь к исполнению своих обязательств по настоящему Контракту других лиц - субисполнителей.
Пунктом 5.3.6. Контракта установлено, что привлечение субисполнителей не влечет за собой изменения стоимости и объемов услуг по настоящему Контракту. В случае привлечения Исполнителем Субисполнителя, до начала работ Субисполнитель обязан предоставить Заказчику копию действующей на момент исполнения Контракта лицензии ФСБ России "На осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну" со степенью секретности разрешенных к использованию сведений - "секретно".
В этой связи, письмом от 12.10.2023 года N 16 ООО "Волшебный мир компьютеров" направило информацию в адрес Заказчика, с целью согласования соисполнителя по Контракту со стороны ООО "Формоза-Сервис", предоставившего гарантийное письмо и копию лицензии ФСБ России N 666 от 03.02.2020 на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну со степенью секретности разрешенных к использованию сведений секретно.
Исполнитель повторно направил письмо от 16.11.2023 N 20 с целью согласования соисполнителя по Контракту, ответа со стороны Заказчика на направленные письма не последовало.
Вместе с тем, пункты 5.3.5. и 5.3.6. Контракта не обязывают Заказчика согласовывать привлечение к исполнению Контракта субисполнителей.
Также, согласно пункту 3 Технического задания, являющегося частью закупочной документации и неотъемлемым приложением к проекту государственного контракта определено, что до начала работ Исполнитель обязан предоставить Заказчику копию действующей на момент исполнения Контракта лицензии ФСБ России "На осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну" со степенью секретности разрешенных к использованию сведений - "секретно".
Из чего следует, что на момент начала исполнения Контракта, Исполнитель должен иметь действующую лицензию ФСБ России "На осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну" со степенью секретности разрешенных к использованию сведений - "секретно", вне зависимости от наличия данной лицензии у привлеченных субисполнителей.
Заказчиком в адрес Исполнитель были направлены письмо N 7/6242 от 25.12.2023 и письмо N 7/48 от 11.01.2024 о необходимости предоставить копию лицензии ФСБ России "На осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну" со степенью секретности разрешенных к использованию сведений - "секретно", оформленную на Исполнителя.
Также из устных пояснений Исполнителя следует, что им не предпринималось никаких действий для получения вышеуказанной лицензии.
Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно абзацу 2 подпункта "в" пункта 15 Постановления N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр, если в результате проведения проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Изучив представленные сторонами материалы, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "ВМК" не предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Исполнителем не представлено доказательств, препятствующих исполнению условий Контракта, а также документов, свидетельствующих о добросовестном поведении Исполнителя, направленного на исполнение принятых обязательств в соответствии с Контрактом.
Данные обстоятельства подтверждают недобросовестное поведение Исполнителя, которое нарушило права Заказчика, поскольку Заказчик не достиг цели установленные Контрактом.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с абзацем третьим части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Исполнителя подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, письмом ФАС России от 08.10.2018 N ДФ/80589/18, Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "ВМК" (180017, г. Псков, ул. 128 Стрелковой Дивизии, д. 6, этаж 3 пом. 311-2, ИНН: 6027081738), сведения о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа: <...>, включить в Реестр в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Государственного контракта сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об ООО "ВМК" в Реестр считать дату размещения указанной информации в ЕИС.
|
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
|
||||||
|
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по 1 разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведения в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
|||
|
30.01.24 |
01.02.24 |
31.01.24 |
0 |
01.02.24 |
07.02.24 |
06.02.24 |
0 |
09.02.24 |
07.02.24 |
0 |
0 |
|
Председатель Комиссии <...>
Члены Комиссии: <...>
<...>
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 февраля 2024 г. N 078/10/104-65/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2024
Решением Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 5 июля 2024 г. по делу N А56-15018/2024 настоящее решение признано недействительным