Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
Администрации Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган);
ГБОУ школа N58 Приморского района Санкт-Петербурга имени С. П. Королёва (далее-Заказчик);
АО "Артис - Детское питание" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 2093-ЭП/24 от 25.01.2024) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания в ГБОУ школа N58 Приморского района Санкт-Петербурга имени С. П. Королёва в 2024-2025 годах (далее - Конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении Конкурса размещено 23.11.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004923000356.
Начальная (максимальная) цена контракта - 14 097 881,59 руб.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которое выразилось в нарушении правил описания объекта закупки и порядка оценки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1.Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе гласит, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующий электронный документ: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Описание объекта закупки установлено, в том числе, в электронном документе, приложении к извещению об осуществлении закупки.
По мнению Заявителя, условие, изложенное в п.3.3. вышеуказанного документа согласно которому, меню должно быть разработано в сроки, определенные настоящей частью Приложения 1.1. к описанию объекта закупки (далее - "настоящая часть") и позволяющие провести оценку и согласование такого меню со стороны Заказчика, последующего утверждения меню Исполнителем с условием окончания процессов разработки, оценки, согласования и утверждения меню не позднее чем за один рабочий день до даты начала оказания услуг по Контракту не соответствует правилам описания объекта закупки Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС сообщил, в том числе следующее:
Описанием объекта закупки установлено согласование меню не после заключения контракта, как утверждает заявитель, а до заключения Контракта, что гарантирует надлежащее исполнение контракта в последующем с момента его фактического начала исполнения.
Данная ретроактивная оговорка соответствует положениям п. 2 ст. 425 ГК РФ, так как с момента подведения итогов конкурентной процедуры и признании Участника победителем, между сторонами возникают и существуют соответствующие отношения, в том числе в части исполнения требований описания объекта закупки.
Более того, Заказчиком при формировании требований к разработке, согласованию и утверждению разработанного Участником меню учитывались фактические сроки проведения конкурсной процедуры, подведения итогов и срока моратория на заключение контракта.
Учитывая, что одним из критериев оценки заявок Участников является "Качественные характеристики объекта закупки", в рамках которого рассматривается и оценивается предоставляемое Участником меню основного (организованного) питания, минимальный срок разработки и последующего согласования меню составляет 1 месяц, что является разумным и достаточным для надлежащего выполнения организатором питания обязанности по разработке меню.
При этом предложение участника по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" является частью контракта.
Так, в соответствии с пунктом 1.2. проекта Контракта Исполнитель оказывает услуги в соответствии с условиями настоящего Контракта, а также Описанием объекта закупки (Приложение N 1 к настоящему Контракту), расчет цены оказываемых услуг (Приложение N 2 к настоящему Контракту) и Предложением Исполнителя по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (Приложение N 4 к настоящему Контракту) , являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно примечания к данному пункту, условие "Оказание услуг в соответствии с Предложением Исполнителя по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (Приложение N 4 к настоящему Контракту)" включается в Контракт в случае предоставления Участником закупки (Исполнителем) в составе заявки Предложения по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", получившее установленное количество баллов по критерию в соответствии с Порядком оценки заявок (заявке по критерию присвоено 100 баллов). В случае отсутствия в составе заявки Участника закупки (Исполнителя) Предложения по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" или в случае предоставления Участником закупки (Исполнителем) в составе заявки Предложения по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и не получившему установленное количество баллов по критерию в соответствии с Порядком оценки заявок (заявке по критерию присвоено 0 баллов), данное условие не включается в Контракт и Исполнитель оказывает услуги в соответствии с п. 3.1.4 настоящего Контракта.
Соответственно, при предоставлении Участником меню в составе первой части заявки и получении 100 баллов по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" освобождает Участника (Победителя) конкурса от необходимости разработки и согласования меню, так оно будет являться согласованным Заказчиком меню по умолчанию. В случае, если заявка Участника по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" будет оценена в ноль баллов, то Участнику, в случае победы в процедуре, будет необходимо разработать и согласовать меню с учетом "Требования Заказчика к меню основного (организованного) питания". При этом, такому Участнику в рамках протокола рассмотрения и оценки первых частей заявок будет представлена информация о несоответствии прилагаемого в заявке меню и, как следствие, представлена возможность провести необходимую работу по исключению недостатков для последующего процесса разработки и согласования.
Кроме того, согласно п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
18.12.2023 Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной торговой площадки было выдано обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, согласно которому предписывалось следующее:
"1. Заказчику, Уполномоченному органу - Администрация Приморского района Санкт-Петербурга, комиссии по осуществлению закупок устранить нарушения п. 1 ч. 1 ст. 42 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 14-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа;
- внести изменения в извещение о конкурсе, приведя его в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, комиссии по осуществлению закупок представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 20.01.2024.
3. Оператору электронной площадки - ЭТП ТЭК-Торг:
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;".
Комиссия УФАС установила, что на момент заседания Заказчик, его комиссия отменили протоколы в соответствии первым пунктом предписания, внесли изменения в извещение о конкурсе в рассматриваемой части.
Таким образом Заказчиком исполнено ранее выданное предписание по итогам рассмотрения жалобы Заявителя.
Согласно ч. 2. ст. 106 Закона о контрактной системе лица, имеющие право действовать от имени участника закупки, подавшего жалобу, от имени субъекта (субъектов) контроля, действия (бездействие) которого (которых) обжалуются, вправе участвовать в рассмотрении жалобы по существу, в том числе с использованием систем видео-конференц-связи при наличии в контрольном органе в сфере закупок технической возможности осуществления видео-конференц-связи.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
2.В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п.п. 24-25 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном п. 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком для оценки заявок участников закупки использованы следующие критерии оценки:
- цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
предмет договора (договоров), оцениваемого по характеристике квалификации участников закупки N 1 (общее количество исполненных участником закупки договоров) показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): оказание услуг по организации горячего питания, в том числе оказание услуг по организации горячего питания для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления;
предмет договора, оцениваемого по характеристике квалификации участников закупки N 2 (наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров) показателя "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя): оказание услуг по организации горячего питания, в том числе оказание услуг по организации горячего питания для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления;
В ходе заседания Комиссии УФАС, представитель Заказчика сообщил, что оценке подлежат все контракты организации питания, в том числе оказание услуг по организации комплексного питания для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления. Таким образом, Заказчик не относил указанное условие оценки к обязательным.
Исходя из изложенного, Комиссией УФАС усматривает в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, выраженное в некорректном выражении сопоставимости опыта для оценки предложения.
3. Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 19, 33, 42, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Артис - Детское питание" частично обоснованной.
2. Признать в Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному органу, Заказчику, комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 февраля 2024 г. N 44-426/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.02.2024