Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 2529-ЭП/24 от 31.01.2024) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по содержанию, в том числе уборке территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения МО Правобережный в 2024 году (извещение номер 0172300002223000018) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении Конкурса размещено 26.12.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300002223000018. Начальная (максимальная) цена контракта - 22 065 050,36 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, выразившееся, по его мнению, в неправомерном признании его уклонившимся от заключения контракта.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.01.2024 NИЭОК1 победителем конкурса признано ООО "МУП "ПРОЕКТ XXI"
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, Заказчик, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Из представленных Заказчиком сведений, Комиссия УФАС установила, что 18.01.2024 Заказчиком в порядке ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи был размещен проект контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных ст. 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
В соответствии с ч.ч. 3, 4, 5 ст. 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям ст. 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в случае заключения контракта жизненного цикла контракт заключается после предоставления таким участником закупки обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной п. 1 ч. 1.1 настоящей статьи.
В случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
25.01.2024 ООО "МУП "ПРОЕКТ XXI" разместило на электронной торговой площадке проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя электронной процедуры и одновременно приложило обеспечение исполнения контракта в виде независимой гарантии от 25.01.2024 N V1476451 (далее- Независимая гарантия), выданной ПАО "МОСКОВСКИЙ КРЕДИТНЫЙ БАНК" (далее-Гарант).
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 настоящей статьи, не выполнены требования п. 3 ч. 3 настоящей статьи) и ч. 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных ч. 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки.
Согласно ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей статьи;
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
29.01.2024 заказчиком был опубликован Протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 29.01.2024 NППУ20_1, на основании предоставления обеспечения исполнения контракта в виде независимой гарантии, не соответствующей требованиям извещения и положениям Закона о контрактной системе, а именно:
"Рассмотрев поступившую от участника закупки независимую гарантию N V1476451 от 25.01.2024 г. Заказчиком установлено ее несоответствие части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе и несоответствие требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки.
В силу пункта 2 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе и пункта 18 Извещения о проведении электронного конкурса предусмотрено, что независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией.
Предусмотренные Извещением и документами, прилагаемыми к нему обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией не содержатся в поступившей независимой гарантии.
В связи с чем, на основании части 6 статьи 51 Закона N 44-ФЗ участник закупки - Общество с ограниченной ответственностью "Многопрофильное управляющее предприятие "ПРОЕКТ XXI" (ИНН 7811636488) считается уклонившимся от заключения контракта".
Согласно ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе независимая гарантия должна быть безотзывной и должна содержать:
1) сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в установленных ст. 44 настоящего Федерального закона случаях для предъявления требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии, предоставленной для обеспечения заявки на участие в закупке, или сумму независимой гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом в соответствии со ст. 96 настоящего Федерального закона, а также идентификационный код закупки, при осуществлении которой предоставляется такая независимая гарантия;
2) обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией;
3) обязанность гаранта в случае просрочки исполнения обязательств по независимой гарантии, требование об уплате денежной суммы по которой соответствует условиям такой независимой гарантии и предъявлено заказчиком до окончания срока ее действия, за каждый день просрочки уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате по такой независимой гарантии;
4) условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по независимой гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
5) срок действия независимой гарантии с учетом требований ст.ст. 44 и 96 настоящего Федерального закона;
6) отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления независимой гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
7) установленный Правительством Российской Федерации перечень документов, предоставляемых заказчиком гаранту одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии.
Дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, порядок ведения и размещения в единой информационной системе реестра независимых гарантий, порядок формирования и ведения закрытого реестра независимых гарантий, в том числе включения в него информации, порядок и сроки предоставления выписок из него, типовая форма независимой гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона, форма требования об уплате денежной суммы по независимой гарантии устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе).
Типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта. установлены Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пункт 1 типовой формы изложен в следующей редакции:
"1. Настоящая независимая гарантия обеспечивает исполнение принципалом его обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным (заключаемым) с бенефициаром, включающих в том числе обязательства принципала по уплате неустоек (штрафов, пеней)".
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта (п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе).
Проектом муниципального контракта установлено:
"9.2. Случаи неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком основного обязательства по Контракту, которые ставят под угрозу достижение цели осуществления электронного конкурса на определение подрядчика на выполнение работ по содержанию, в том числе уборке территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения МО Правобережный в 2024 году, при наступлении которых Заказчик удерживает обеспечение исполнения Контракта, предоставленное Подрядчиком:
а) если Подрядчик своевременно не приступил к выполнению Работ;
б) если к установленному Контрактом сроку Подрядчик не предоставил Заказчику результат выполненных Работ, предусмотренный Контрактом, в том числе фотофиксацию в соответствии с условиями контракта;
в) если Подрядчик не исполнил своевременно в полном объеме условия выполнения Работ, предусмотренные Контрактом;
г) если Подрядчик при выполнении Работ не руководствовался требованиями нормативно-технической документации (ГОСТ, СНиП, СП и т.д.), включенной в Контракт (при включении), и требованиями действующего законодательства Российской Федерации, предъявляемыми к выполнению Работ в соответствии с условиями Контракта;
д) если Подрядчик не исправил все выявленные Заказчиком в ходе выполнения Работ, при приемке результата выполненных Работ, недостатки Работ, которые не препятствуют приемке и могут быть устранены Подрядчиком, в срок, определенный Заказчиком;
е) если в течение всего срока действия Контракта установлено, что Подрядчик не соответствует установленным в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" извещением о проведении электронного конкурса на определение подрядчика на выполнение работ по содержанию, в том числе уборке территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения МО Правобережный в 2024 году, требованиям к участникам электронного конкурса или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения Подрядчика";
"9.4. Независимая гарантия, предоставленная в качестве обеспечения исполнения контракта, должна в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 45 Федерального закона о контрактной системе содержать следующий перечень обязательств принципала (в Контракте именуемый Подрядчиком):
а) обязательство Подрядчика своевременно приступить к выполнению Работ;
б) обязательство Подрядчика предоставить Заказчику результат выполненных Работ, предусмотренный Контрактом, к установленному Контрактом сроку завершения выполнения Работ, в том числе фотофиксацию в соответствии с условиями контракта;
в) обязательство Подрядчика исполнять в полном объеме условия выполнения Работ, предусмотренные Контрактом;
г) обязательство Подрядчика при выполнении Работ руководствоваться требованиями нормативно-технической документации (ГОСТ, СНиП, СП и т.д.), включенной в Контракт (при включении), и требованиями действующего законодательства Российской Федерации, предъявляемыми к Работам в соответствии с условиями Контракта;
д) обязательство Подрядчика исправлять все выявленные Заказчиком в ходе выполнения Работ, при приемке результата выполненных Работ, недостатки Работ, которые не препятствуют приемке и могут быть устранены Подрядчиком, в срок, определенный Заказчиком;
ж) обязательство Подрядчика в течение всего срока действия Контракта соответствовать требованиям, установленным извещением о проведении электронного конкурса на определение подрядчика на выполнение работ по содержанию, в том числе уборке территорий зеленых насаждений общего пользования местного значения МО Правобережный в 2024 году к участникам электронного конкурса в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, проектом муниципального контракта перечислены обязательства принципала, исполнение которых обеспечивает независимая гарантия.
Независимая гарантия N V1476451 от 25.01.2024 г. содержит условие:
"1. Настоящая независимая гарантия обеспечивает исполнение принципалом его обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным (заключаемым) с бенефициаром, включающих в том числе обязательства принципала по уплате неустоек (штрафов, пеней)".
Таким образом, представленная независимая гарантия обеспечивает исполнение принципалом всех его обязательств, предусмотренных контрактом, что соответствует как требованиям извещения, так и требованиям законодательства о контрактной системе.
В предоставленной независимой гарантии указаны все необходимые сведения и данные предусмотренные положениями ст. 45 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ N 1005.
Предопределяющее значение для банковской гарантии имеет волеизъявление банка на совершение соответствующей односторонней сделки, следовательно, формальное несоответствие текста гарантии не искажает сути волеизъявления гаранта обеспечить надлежащее исполнение принципалом всех обязательств по контракту и не может быть основанием для отказа в принятии гарантии по смыслу ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно принято решение о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта, что нарушает ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 105 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МУП "ПРОЕКТ XXI" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу УФАС для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 февраля 2024 г. N 44-495/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.02.2024